Фото из семейного архиваФото из семейного архива

Не в пед, а в мед!

Наверняка многие думали, что дочка ректора Благовещенского пединститута Василия Михайловича Ступникова и его жены, кандидата педагогических наук Луизы Александровны, выберет, как и ее знаменитые родители, педагогику. Ведь уже в третьем классе учительница, когда отлучалась по делам, поручала ответственной Лене вести урок и даже ставить в журнал оценки одноклассникам — правда, карандашом. Однако, окончив школу с золотой медалью, отличница принесла документы в Благовещенский медицинский институт.

— Лена училась в четвертой школе, а я — в 27-й. Мы встречались на олимпиадах и конкурсах. Но познакомились мы в 1971 году на вступительных экзаменах в мединституте, — вспоминает главный врач Свободненской городской больницы Нина Лесик. — Нас свела судьба, когда после поступления мы поехали в колхоз на картошку в село Васильевка Белогорского района. Курс был очень большой — около 500 человек. В те годы были еще рабочие факультеты, поступало много парней после армии. И вот в колхозе, перед распределением по участкам, всех привезли на обед. И мы, вчерашние школьницы, немного растерялись, встали в уголке. К нам подошла заведующая столовой и говорит: «Девчонки, вы чего стоите? Есть хотите?» Нас накормили и оставили работать на кухне. Мы чистили картошку, мыли посуду, накрывали столы. Вечерами пели под гитару — Лена окончила музыкальную школу, она очень хорошо пела. Так и подружились. 

Нина Васильевна вспоминает, как они вместе зубрили гигантские конспекты, как доставали дефицитные учебники, участвовали в комсомольской работе и ходили на выставки. «С первого курса было видно, что Лена — человек, талантливый во всем. И во многом это — благодаря семье и воспитанию, — признается известный в Приамурье врач. — Ее родители нам помогали готовиться к госэкзаменам. Помню, перед историей КПСС Василий Михайлович спрашивает у меня: «Какая у нас основа власти в стране?» Я говорю: «Ну конечно КПСС!» А он отвечает: «Вот чему вас научили?! У нас — страна Советов!» А свекровь Мария Львовна Орлова была заведующей роддомом, главным акушером-гинекологом и помогала нам готовиться к экзаменам по акушерству».

Нина Лесик помнит и шумную студенческую свадьбу: Лена Ступникова вышла замуж за курсанта ДВОКУ Александра Орлова. «Когда родился Вася, ей, конечно, было непросто, но она продолжала учиться, воспитывать сына, и при этом всегда была прекрасной хозяйкой. Это заслуга ее мамы, она ее всему научила. Было тяжело, но Лена окончила вуз — с красным дипломом», — говорит коллега и подруга.

 Семейный архив Орловых 

Сначала молодая семья жила в Благовещенске, потом мужа перевели в Свободный.

— Мы приехали туда в 1983 году — я пошел во второй класс. Нам дали квартиру в Северном микрорайоне, этот дом до сих пор стоит. И моя мама — уже тогда известный перспективный врач, плакала неделю, потому что постоянно отключали электричество, газ, воду. Но такая судьба у жены офицера, — улыбается сын и губернатор Василий Орлов.

«Когда родился Вася, ей, конечно, было непросто, но она продолжала учиться, воспитывать сына, и при этом всегда была прекрасной хозяйкой». 

Когда Александр Орлов поступил в Военную академию имени Фрунзе в Москве, семья переехала в столицу. А оттуда по распределению — в городок Рава-Русская во Львовской области. И в столице, и в маленьком городке молодой врач работала на руководящих должностях: в Москве возглавляла поликлинику, а в глубинке — местную больницу. Спустя несколько лет Орловы вернулись в родной Благовещенск.

И практик, и ученый

Настоящей судьбой для Елены Орловой стала областная больница. Сегодня многие заведующие отделениями — ее коллеги и ученики.

— Мы познакомились в 1979 году, Елена Васильевна тогда работала врачом-ординатором в пульмонологическом отделении, — говорит заведующий пульмонологией Андрей Базилевич. — Очень грамотный специалист, с первых лет работы врачом она начала заниматься научной деятельностью на кафедре госпитальной терапии. Потом была заведующей поликлиникой, а затем стала заместителем главврача по лечебной работе. Елена Васильевна очень много сделала для нашей больницы. Наконец, она губернатора воспитала — далеко не каждому это удается! Он, кстати, в детстве часто у нас бывал, играл с машинкой у мамы за рабочим столом.

Заместитель главврача по лечебной работе Людмила Остапенко проработала с Еленой Орловой много лет — у них даже кабинеты находились по соседству. В 90-х обе были заместителями руководителя больницы — тогда это был Василий Лысенко.

— Задачи у нас были практически одни: она занималась лечебно-диагностической работой, а я — клинико-экспертной. Но работу мы особо не делили, все время — вместе. Единственное, что было абсолютной прерогативой Елены Васильевны, — обеспечение лекарствами и клиническая фармакология. Она была идейным вдохновителем, это чисто ее детище, — говорит Людмила Евгеньевна. — Это были тяжелые времена для здравоохранения: и перестройка, и оптимизации. Хорошо помним, как все рушилось. Для нас было самое главное — обеспечение лечебно-диагностического процесса, как бы пафосно это ни звучало. Ответственность была очень большая. Все тяжелые больные со всей области были у нас.

«Елена Васильевна очень много сделала для нашей больницы. Наконец, она губернатора воспитала — далеко не каждому это удается!»

Как говорят коллеги, на консилиумах по самым сложным случаям Елена Орлова умела сконцентрировать знания по всем профилям медицины.

— Несмотря на то что у нас всего пять лет разницы в возрасте, когда я пришла в областную больницу, мне казалось, что Елена Васильевна — просто недосягаемый в плане профессионализма человек. У нее было чему поучиться! — рассказывает Людмила Остапенко. — Думаю, что в областной больнице очень многие врачи обязаны ей как наставнику и как мудрому руководителю. Многие сегодняшние заведующие отделениями начинали рядовыми врачами под ее руководством. Ее все помнят, она безо всяких преувеличений внесла большой вклад в развитие амурской медицины.

Заведующий кафедрой госпитальной терапии Валерий Войцеховский признается: Елена Орлова стала для него учителем — строгим, но справедливым.

— Елена Васильевна — ученица заслуженного деятеля наук, профессора Юрия Сергеевича Ландышева. Он полвека заведовал кафедрой госпитальной терапии АГМА. Под его руководством защитились 15 докторов наук и 75 кандидатов наук — это ого-го даже для Москвы и Петербурга! Одним из кандидатов наук была Елена Васильевна Орлова. Она стала начмедом, когда мы только переехали в это здание — в 1995 году. Становление всей терапевтической службы проходило под руководством Елены Васильевны. Благодаря ей открыли ревматологическое отделение, отделения гемодиализа, нефрологию, ряд лабораторий.

«Елена Васильевна всегда была очень стильной женщиной. Красивая, яркая, всегда — на каблучках. Идешь — а за ней шлейф духов. Есть такое понятие, как лицо больницы — она была им все эти годы», — говорят коллеги. 

Именно Елена Орлова в 1997 году стала инициатором создания отделения клинической фармакологии — тогда эта служба в стране только-только зарождалась. А сегодня врачи клинической фармакологии — на вес золота.

— Когда я пришла устраиваться в больницу, Елена Васильевна предложила мне стать клиническим фармакологом. Я согласилась! — говорит заведующая отделением клинической фармакологии Марина Бабич. — Уже тогда Елена Васильевна видела большие перспективы и понимала значимость новой специальности. Всегда помогала нам, молодым врачам, — свои диссертации мы написали благодаря ей. Многие защитились практическими врачами, она была рецензентом. Мы очень благодарны, что она всегда нас поддерживала!

«Мы стали передовиками в стране»

Именно за новаторство Елена Орлова и получила звание заслуженного врача России.

— Я в то время работала в органах здравоохранения администрации Амурской области. Конец 90-х, денег особо не было, лекарств не было, очень сложно было наладить учет, — вспоминает Нина Лесик. — Команда в областной больнице была сильная, многие замы у нас вели целые направления. И я Лену просила помочь и взять на себя лекарственное обеспечение — она очень хорошо разбиралась в этом вопросе. Благодаря ей мы внедрили программу персонифицированного учета применения лекарственных препаратов и клинической фармакологии. И стали передовиками по всей стране! Когда я в Москве защищала эту программу, мне сказали: «За ваше ноу-хау нужно давать государственные награды!» Ну я и говорю: «А можно мы тогда подадим документы на заслуженного врача?» И нам сразу дали добро. Прошло почти 30 лет, а эта программа до сих пор работает. А мы сейчас только к цифровизации идем!

Как признаются руководители больниц, при всей сумасшедшей нагрузке и любви к медицине главной в жизни их коллеги всегда была семья.

— Елена Васильевна очень бережно относилась к своим родителям, очень бережно, — говорит Людмила Остапенко. — Она — очень семейный человек, и семейные ценности у нее на первом месте. Я думаю, что именно в такой замечательной семье и мог вырасти такой достойный руководитель области.

«Шапку надень!»

Ну а для мамы губернатор Амурской области — до сих пор ребенок. «Лена всегда волнуется, поел ли он, тепло ли одет. Я ей говорю: «Он же уже взрослый! Чего же ты так переживаешь!» У нее очень трепетное отношение к сыну», — улыбается Нина Лесик.   
 

Семейный архив Орловых

— Мама всегда меня критикует, когда видит, что я зимой на фотографиях без шапки стою. Или, когда сильно коротко постригусь, говорит, что ей это не нравится и мне это не идет: потому что у меня торчат уши и нос. А я, наоборот, стараюсь стричься покороче, чтобы в следующий раз как можно позже идти к парикмахеру и не тратить на это время, — смеется Василий Орлов и добавляет, что его мама готовит лучше всех на свете, особенно — торт «Наполеон».

Последние годы она на отдыхе, который за непростые годы в профессии действительно заслужила. Занимается любимой внучкой и разводит в саду потрясающие розы. 

— Желаем Елене Васильевне здоровья, счастья и долгих лет жизни! — передает коллектив областной больницы пожелания замечательному врачу, которая посвятила всю жизнь медицине.

Здоровья любимой маме и бабушке желает вся ее семья, вместе с которой она и прошла этот путь. В этом и есть рецепт счастья Елены Орловой.  

Возрастная категория материалов: 18+