Хороший дипломат наводил мосты в регионах
Когда в маленьком поселке Тындинском появился главк Минтрансстроя, многие поняли: за строительство БАМа взялись серьезно. Разместился он в приземистом щитовом здании, и в его окнах допоздна не гас свет. Начальником ГлавБАМстроя стал седовласый импозантный человек — это был Константин Владимирович Мохортов. О том, что ему даны высокие полномочия, говорил ранг заместителя министра транспортного строительства СССР.
Почему выбор пал на этого немолодого уже человека? Наверное, потому что он обладал уникальным опытом работы сразу в двух ведомствах — МПС и Минтрансстрое. В годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника Омской железной дороги. Днем и ночью шли по ней на запад воинские эшелоны, а на восток — поезда с эвакуированными людьми и заводским оборудованием. За пропуск руководители дороги отвечали головой.
После войны он руководил Главным управлением промышленного строительства МПС СССР. А когда создали Министерство транспортного строительства СССР, возглавил в нем главк железнодорожного строительства Поволжья и Юга, а позже руководил Главстройпромом.
Словом, Константин Владимирович был человеком мудрым, многоопытным, да к тому же еще и хорошим дипломатом. А на БАМе нужно было «наводить мосты» с руководителями регионов, по территории которых прокладывалась магистраль, решать непростые вопросы с союзными министерствами и ведомствами. Мохортов умел это делать, как никто другой.
Ребята ехали на БАМ, думая, что жить будут в палатках. А встретили их уютные комнатки в новых щитовых общежитиях в Тындинском, где чьи-то заботливые руки повесили занавески, заправили постели и даже приготовили домашние тапочки.
На БАМ он привез команду строителей-профессионалов высочайшего класса. Его первым заместителем стал Владислав Федорович Сакун, глубоко знавший специфику строительства железных дорог на Урале, в Забайкалье и Сибири. А главным инженером — Игорь Сергеевич Розанов, один из авторов комплексного проекта БАМа. Кто еще мог бы лучше руководить технической политикой на стройке? Заместителем начальника главка стал и Георгий Маркович Левин, изучивший азбуку снабжения, как говорится, от «а» до «я». Без такого специалиста не обойтись на БАМе — здесь нужно было каждый день обеспечивать всем необходимым десятки тысяч людей и фронт строительства, растянувшийся на тысячу километров.
«Наша задача: как можно быстрее «оседлать» всю трассу БАМа», — говорил Игорь Розанов. Фото из архива Юрия Вербицкого
Все они знали, что делали. Помню, я задала Розанову вопрос:
— Зачем вы отправляете десанты зимой в самые суровые морозы?
— Наша задача — как можно быстрее «оседлать» всю трассу БАМа, — ответил Игорь Сергеевич. — А это можно сделать только зимой, летом до многих точек по мари и тайге не добраться…
И он, увлекшись, рассказывал мне о стратегии строительства магистрали и о том, какие направления будут решающими. Не скрывал и острых проблем — он предвидел, что самым «крепким орешком» для строителей будет 15-километровый Северомуйский тоннель. Так оно и случилось: из-за множества тектонических разломов и подземных рек строительство его затянулось более чем на четверть века.
«Плюсы» и «минусы» комсомольской стройки
Впрочем, и весь проект Байкало-Амурской магистрали был уравнением со многими неизвестными. Решать его было увлекательной и сложной инженерной задачей. Вопрос был: хватит ли сил, технических мощностей и технологий?
На XVII съезде ВЛКСМ БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. А это означало, что стройка будет делом рук молодежи. Один за другим ехали на Дальний Восток комсомольские отряды. Вся страна отправляла стройке материалы, оборудование, товары первой необходимости.
Начальник ГлавБАМстроя видел во всем этом и «плюсы», и «минусы». «Плюсом» было то, что ехали энтузиасты, которые хотели испытать себя в большом деле. А «минусом» — отсутствие у большинства строительных специальностей. Тогда еще не родился лозунг «Мы строим БАМ — БАМ строит нас!», но начальник стройки уже это предвидел. Он сделал ставку на сплав энтузиазма молодежи и опыта кадровых транспортных строителей, за плечами которых были легендарные стройки Абакан — Тайшет и Хребтовая – Усть-Илимская. И эта ставка оправдалась.
«Плюсом» было то, что ехали энтузиасты, которые хотели испытать себя в большом деле. А «минусом» — отсутствие у большинства строительных специальностей. Тогда еще не родился лозунг «Мы строим БАМ — БАМ строит нас!», но начальник стройки уже это предвидел.
Первый ударный комсомольский отряд в Москве еще только формировался, а Мохортов уже знал и его командира Виктора Лакомова, и комиссара Владимира Мучицына. Ребята ехали на БАМ, думая, что жить будут в палатках. А встретили их уютные комнатки в новых щитовых общежитиях в Тындинском, где чьи-то заботливые руки повесили занавески, заправили постели и даже приготовили домашние тапочки.
— Как будто домой попали! — удивлялись ребята. Если бы Константин Владимирович их услышал, он бы порадовался (на то ведь и рассчитывали, чтобы с первой минуты на БАМе они чувствовали себя дома).
В поселках на трассе будущей магистрали появились учебные комбинаты. Парни и девчонки сели за парты учиться строительным специальностям. А для тех, кто должен был работать на импортной технике, открыли особые курсы. Вот так и готовили «армию» для наступления.
Как бамовцы боролись за «Магирусы» и шпалы
Двери кабинета начальника главка были всегда открыты для посланцев комсомола. Кстати, в лице штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе Мохортов обрел хорошего помощника. Те вопросы, которые не утрясались обычным путем, легко решались с помощью комсомола. Так было, когда закупили в Германии для БАМа 10 тысяч «Магирусов» (на валюту, вырученную от продажи нерюнгринского угля). Но в Минтрансстрое решили, что бамовцам хватит и тысячи, остальные пойдут на другие стройки. Начальник штаба Валентин Сущевич немедленно вылетел в Москву, и после разговора в ЦК ВЛКСМ бамовцам отдали все импортные самосвалы, не говоря уже о японской технике.
Стоит вспомнить и другую ситуацию — когда под угрозой срыва оказались сроки прихода первого поезда в Хани. Шпалы на звеносборке кончились — для укладки не хватало их 30 тысяч штук. И никто не мог ничего сделать: главк исчерпал свои лимиты (их утверждал Госплан, бодаться с ним было бесполезно). И тогда к министру путей сообщения СССР Ивану Павловскому приехала с БАМа делегация — бригадиры комсомольско-молодежных бригад Виктор Лакомов, Юрий Бочаров и Леонид Казаков во главе с заместителем начальника штаба ЦК ВЛКСМ Юрием Вербицким. Уж не знаю, какие они аргументы пустили в ход, но министр не смог им отказать — шпалы выделил из своего резерва.
Константин Мохортов награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета».
.
Начальник ГлавБАМстроя знал, чем живет и дышит огромная стройка. Он бывал на стройплощадках, в общежитиях, на комсомольских собраниях и даже на свадьбах у молодежи.
Помню, я приехала в Северобайкальск, чтобы присутствовать при подписании договора на соревнование между бригадами монтеров пути, которые вели укладку пути с запада и востока. Бригадиры попросили меня и моего коллегу из газеты «Молодежь Бурятии» договориться о встрече с Мохортовым — хотели обсудить с ним свои проблемы.
В тресте «Нижнеангарсктрансстрой», когда мы туда заявились, шло большое совещание. Из кабинета то и дело выскакивали взмыленные руководители, и отдав распоряжения, снова исчезали за дверью. Мы обратились к одному из них, но он оборвал нас, не дослушав:
— Вы что, с ума сошли?! Видите, не до вас сейчас…
Но мы дождались конца совещания (а оно закончилось около полуночи) и обратились с просьбой о встрече к самому Константину Владимировичу, не очень надеясь на положительный ответ. Видели, нет ни минуты свободной у начальника стройки. Его реакция нас удивила:
— Обязательно встречусь с бригадирами! Будьте все завтра в десять утра в Кичере. Вы найдете, на чем туда приехать?
И встреча состоялась! Именно там, в Кичере, Мохортов назначил дату стыковки рельсов БАМа: 29 октября 1984 года. Он сказал ребятам:
— В своем договоре непременно укажите эту дату. Вы должны стать инициаторами сквозного соревнования на БАМе за право уложить последнее «золотое» звено…
Улица в Тынде, где находился штаб ГлавБАМстроя, и железнодорожный разъезд на линии Бамовская — Тында названы в честь Константина Мохортова.
Фото из архива Юрия Вербицкого
Обсудили и проблемы: бригада монтеров пути Александра Бондаря просила помочь ей создать такой же «бронепоезд», как у соперников. Для этого нужны были вагоны, электростанция и соответствующее оборудование для бани и клуба. Всё требуемое было не только отправлено из «резерва главного командования», но и дабы предупредить хитрость местных снабженцев, передано целевым назначением «бригаде Бондаря».
Решил начальник главка и еще один важный вопрос: бригаде Бондаря не дали перевода в тот СМП, что вел укладку. И ребятам пришлось уволиться со старого места работы. При этом они потеряли все северные надбавки. Мохортов тут же приказал переоформить документы и дать бригаде перевод. Восстановил справедливость.
Что же касается даты стыковки, многие удивлялись: как мог начальник стройки знать, когда она будет? Кстати, с датой он промахнулся немножко: стыковка рельсов БАМа состоялась на месяц раньше назначенного срока! Думаю, Мохортов хорошо знал людей, их силы и возможности, а главное — их настрой. Верил, что не подведут.
Вспоминал он мимолетную встречу с молодежью на пути к Беркакиту.
— Ну как, ребята, — тяжело? Может, дать передышку? — спросил начальник главка.
Парни и рта не успели открыть, как вмешалась в разговор маленькая женщина в белом поварском переднике:
— Еще чего?! Я их кормить не буду, если плохо станут работать!
— А вы кто такая?
Оказалось, жена бригадира. Специально взяла две недели отпуска и отправилась на укладку кормить парней — чтобы быстрее дошли до Беркакита.
— С таким народом можно делать большие дела, — говорил Константин Владимирович.
Там, где иные руководители видели лишь цифры плана — бесконечные кубометры и километры, — он видел людей, которые этот план делают. И верил в них.
«У вас нет денег на костюмы?!»
Рассказывают, как-то в Москве начальник ГлавБАМстроя встретил в Большом театре парней в фирменных зеленых куртках с эмблемой БАМа. Подошел к ним:
— Вы что же — так мало зарабатываете на БАМе, что костюмы хорошие купить не можете?
— Да нет, что вы, можем! Но мы же бамовцы! — в один голос заявили парни. И такая, чувствовалось, их распирала гордость, что их собеседник не выдержал, улыбнулся:
— А своего начальника стройки вы знаете?
— Видеть не видели, но знаем: Константин Владимирович Мохортов.
— Ну давайте знакомиться. Я — Мохортов…
«Он так влюблен в свою стройку!»
Начальник ГлавБАМстроя знал, чем живет и дышит огромная стройка. Фото из архива Юрия Вербицкого
С людьми он умел и любил разговаривать. На стройку часто приезжали иностранные журналисты. На одной из встреч Константин Владимирович увлеченно рассказывал им о стройке. А когда закончил, с места вскочил один из иностранцев:
— Я понял, почему ваш БАМ так быстро строится! Вам повезло: у вас такой молодой руководитель стройки!
И смутился, узнав, что «молодому» начальнику почти 70 лет. Вконец растерявшись, сказал:
— Но ведь он так влюблен в свою стройку!..
Наверное, хотел сказать, что так любить свое дело могут только молодые.
«Вы что же — так мало зарабатываете на БАМе, что костюмы хорошие купить не можете?» «Да нет, что вы, можем! Но мы же бамовцы!» — в один голос заявили парни.
Гостей из-за рубежа многое удивляло на стройке. Так, итальянский журналист, побывавший в бригаде Владимира Новика, пожаловался:
— Ваш бригадир, простой рабочий, в тупик меня поставил. Он спросил: а как вы собираетесь «лечить» свою падающую Пизанскую башню? Я не знал, что ответить…
Слушая его, Мохортов улыбался. Он знал, что не так уж просты эти «простые» бамовцы. Видели бы гости репетицию очередного спектакля в бригаде Александра Бондаря в коротких перерывах между укладкой пути, или как обсуждают новый фильм о БАМе в бригаде Ивана Варшавского, послушали бы спор о литературе в бригаде Владимира Степанищева. Разве что-нибудь поймешь о БАМе и бамовцах, если этого не знаешь?
Спросил он однажды ребят: чего бы хотелось им? А они попросили не дубленки, не ковры и машины…
— Нам бы книг хороших, Константин Владимирович!
И глядя на этих увлеченных делом, умных ребят, он радовался: хороший растет народ — настоящая бамовская семья. Где еще таких встретишь?
Фото из архива Юрия Вербицкого
… Самый счастливый миг своей жизни Мохортов пережил, когда в Куанде монтеры пути из бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского уложили последнее «золотое» звено БАМа. И посланцы комсомола соединили две половинки символического ключа, которые десять лет назад они увезли с собой в Звездный и Тындинский. Ключ передали начальнику стройки, и он поднял его над головой: есть Байкало-Амурская магистраль! Путь поездам открыт!
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии