Заложники «пум»
— В «заложниках» китайской таможни мы были четыре дня. Это был неимоверный стресс для людей: давка, паника, неимоверные очереди. Тем, кто был в составе тургрупп, выехать было проще. А я — самостоятельный турист, приехала в Китай еще летом, — рассказала «Амурской правде» Евгения Столыпина. — Мы собирались на таможне, стояли там весь день, вечером уезжали, снимали гостиницы и не знали, когда сможем вернуться домой.
Фото из личного архива читательницы АП
Десятки таких историй от застрявших на таможне амурчан расходились последние дни по соцсетям. Люди по несколько дней не могли выехать из Хэйхэ в Благовещенск. Проблемы начались после того, как в начале ноября вместо теплоходов по Амуру пошли «пумы».
Третьего ноября пассажирские перевозки вообще временно приостановили из-за гидрологической обстановки на реке. Пуму запустили на следующий день, но только одну: второе судно находилось в ремонте.
Фото: Алексей Сухушин
Сравните: вместимость одного теплохода — до 200 человек, в то время как «пумы» — в 10 раз меньше, до 20 человек. В день одно судно на воздушной подушке может сделать 8 — 10 рейсов. «Ситуация на Амуре меняется ежедневно, гидрологическая обстановка сложная, ледоход интенсивный. В работе сейчас два судна на воздушной подушке, одно вместимостью 16 человек, второе — 18, — объясняла заведующая кассовым залом «АмурАССО» Анна Василевская. — Каждый случай рассматривается индивидуально. В первую очередь уезжают люди из категории социально незащищенных, инвалиды и те, кто едет на лечение. В приоритете и транзитники: граждане, которые приезжают в Благовещенск и переезжают в Хэйхэ, Харбин, Пекин и так далее».
При этом рейсы «пум» задерживают и торосы у берегов, которые приходится расчищать. Это сдвигает время отправления рейсов на несколько часов. В итоге за день границу могла пересечь лишь малая часть людей. Поэтому с каждым днем количество застрявших на границе туристов продолжало расти.
Невозможное возможно
«У нас есть мост, почему нельзя по нему вывезти людей?» — главный вопрос, которым задавались туристы на обоих берегах Амура. Просьба задействовать новую переправу звучала постоянно. Но юридически эта задача казалась просто невыполнимой — пункт пропуска Каникурган работает только по временной схеме и только по грузовому направлению. Условий для работы с пассажирами на этом пункте пропуска нет. И это не областное решение, и даже не федеральное: речь идет о международном законодательстве. Пассажирский пункт пропуска, по информации Росгранстроя и Минтранса России, должны достроить к середине 2024 года. Рассматривали и еще один вариант — строительство понтонного моста. Но для него лед должен «окрепнуть» — этого тоже пришлось бы ждать не один день.
Чтобы решить проблему, нужно было сделать невозможное — получить международное разрешение на провоз пассажиров по грузовому мосту. И власти Приамурья этого добились.
«Будьте готовы»
Вечером десятого ноября по новостным каналам разлетелось сообщение: «Наших вывезут по новому мосту!» Чуть позже появилось официальное заявление от региональных властей.
— Мы получили двухстороннее подтверждение от всех контрольных ведомств об организации экстренного вывоза российский граждан из Хэйхэ и отправки китайских граждан из Благовещенска по международному автомобильному мосту, используя инфраструктуру смешанных пунктов пропуска, — рассказала и. о. министра транспорта Амурской области Светлана Попова. — Все эти дни велись переговоры на разных уровнях российской и китайской власти. Это достаточно сложный процесс, и нам не хотелось о нем заранее заявлять. Но теперь решение есть, все готовы. Мы информируем российских и китайских граждан и туроператоров, чтобы у всех было время прибыть в смешанные пассажирские пункты пропуска Благовещенска и Хэйхэ для прохождения контрольных процедур.
Амурские власти предупреждают: перевозка людей по автомобильному мосту — мера экстренная и разовая. Чтобы гарантированно не застрять на таможне, необходимо воздержаться от поездок в Китай во время шуги.
Чтобы добиться такого разрешения на международном уровне, власти Приамурья работали с профильными федеральными ведомствами: Минтрансом и Минэкономразвития, Пограничным управлением ФСБ России, Хабаровской таможней, МИД, Роспотребнадзором и Благовещенской транспортной прокуратурой.
— В какой-то момент у меня появилась группа в WhatsApp: меня туда просто добавили, это работали амурские специалисты, — рассказывает Евгения Столыпина. — Там выкладывали информацию обо всех шагах, которые необходимо предпринять. Нам рассказывали все подробно.
— Возможность вывоза имеет экстренный и разовый характер. Мы просим российских граждан, всем, кому срочно необходимо пересечь границу, прибыть 11 ноября в смешанный пункт пропуска Хэйхэ в 09:30 амурского времени, китайским гражданам прибыть в пассажирский порт «АмурАССО» в 07:00 пекинского времени,— распространяли по всем группам в мессенджерах неравнодушные амурчане сообщение региональных властей.
Первые пассажиры международного моста
Схема перевозки пассажиров была непростой: сначала на китайских автобусах амурчан от таможни довезли до автомобильного пункта пропуска Хэйхэ, то есть непосредственно к мосту через Амур. Там они прошли таможенный контроль и пересели на автобусы российской стороны. Эти автобусы довезли их через мост на пункт пропуска Каникурган и затем — в пассажирский порт «АмурАССО».
Фото: amurobl.ru
— Когда мы отправлялись в гости к сыну, который живет в Гуанчжоу, не ожидали подобного коллапса на пути домой, — признается жительница Благовещенска Елена Рогова. — Очень ждали, что правительство области нам поможет. Понимали, что процесс не быстрый — согласований требовалась множество, но все же надеялись. Уже в автобусе все кричали «гудбай, таможня», радовались, махали китайскому берегу. А водитель посоветовал открыть дома бутылку шампанского — мы ведь оказались первыми пассажирами, которые проехали по мосту через Амур.
Всего за прошедшие выходные из Хэйхэ по мосту вывезли 152 россиян, а в Хэйхэ из Благовещенска отправились 345 счастливых граждан Китая. И все же власти региона предупреждают — это экстренная и разовая операция, и просят амурчан воздержаться от путешествий в Китай без крайней необходимости.
9
автобусов перевезли россиян и китайцев по новому мосту через Амур
Сейчас путешественников продолжают перевозить «пумы». Одновременно с этим транспортная прокуратура начала проверку амурской компании, которая перевозит туристов через Амур в Китай. Правоохранители дадут оценку действий «Пассажирский порт «АмурАССО»: были ли нарушены требования в сфере безопасности обеспечения услуг по перевозке.
Кстати, по информации «Амурской правды», представители минэкономразвития области в октябре обзванивали туроператоров области и предупреждали, что пропускная способность благовещенской таможни из-за «пум» этой осенью очень сильно сократится. Однако продажа путевок шла активно: в итоге на таможнях застряли и самостоятельные туристы, и участники групповых туристических поездок.
«Мы не отправляли своих туристов»
Амурчане в сложившейся ситуации разделились на несколько лагерей. Одни считали, что региональная власть обязана решить этот вопрос любым путем. Другие придерживались мнения «сами виноваты».
— Всем туристам давать расписку, что он предупрежден о рисках, связанных с переправой через Амур в период ледостава и ледохода, осознает эти риски и не будет поливать грязью ни страну, ни власти, если застрянет на том берегу! — предлагали в телеграм-канале читатели «Амурской правды».
Действительно, шуга и, как следствие, переход на «пумы» — ежегодное явление для Благовещенска. И оставаться ночевать в Хэйхэ туристам из-за ситуации с ледоставом на Амуре тоже приходилось. Но все же настолько острой проблема раньше не была.
Фото: Алексей Сухушин
— До пандемии время ледостава тоже было проблемным, но тогда пассажиров перевозили 5—6 больших «пум», каждая вмещала по 30—50 пассажиров, — рассказал АП на условиях анонимности представитель одной из турфирм Благовещенска. — Максимум — людям приходилось выехать на день позже запланированного срока. И то, в основном это касалось самостоятельных путешественников: у тургрупп всегда был приоритет.
Затем в 2020 году из-за пандемии границы закрыли, вновь в Китай амурские туристы отправились только этой весной: шуга к тому времени уже прошла. Летом увеличивающийся поток пассажиров обслуживали корабли — их вместимости хватало. Однако осенью «пум» осталось всего две, причем вместимостью всего до 20 человек. Ожидаемо, что с пассажиропотоком они не справились.
— Мы своих туристов не стали отправлять на время шуги: знали, что могут возникнуть такие сложности. И еще несколько наших агентств поступили так же. Не знаю, чьи туристические группы были на таможне. Скорее всего, операторы не амурские, поэтому они и не знали об особенностях работы нашего пункта пропуска. Либо просто халатно отнеслись к своим клиентам, — поделился мнением наш собеседник.
Почему же количество «пум» сократилось до двух, если с начала открытия границы туристический поток продолжал уверенно расти? На этот вопрос в компании «АмурАССО» «Амурской правде» не ответили: в офисе компании не берут трубки.
***
«К нам на таможню приезжал мэр Хэйхэ»: амурчанка рассказала о коллапсе с «пумами» и дороге домой
Почему застрявших в Хэйхэ туристов нельзя перевезти по мосту через Амур
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии