Как реставрация в Алексеевской гимназии раскрыла забытую семейную тайну
«Амурская правда» встретилась с героями историиКогда известный благовещенский коллекционер Александр Лещенко начинал реставрацию кабинета биологии Алексеевской гимназии, он даже не подозревал, что одна неожиданная находка окажется частью его семейной истории. Разбирая знаменитый дореволюционный шкаф с чучелами птиц и животных, его сын обнаружил шапку — свою шапку. Она пропала у него именно в этом классе почти 40 лет назад. Журналист «Амурской правды» вернулся в прошлое старейшей в Благовещенске гимназии, посидел за дореволюционной партой и узнал подробности истории.
Алексеевская гимназия — памятник архитектуры и одно из красивейших зданий в Благовещенске. Оно построено в 1910—1911-х годах по проекту военного инженера Эдуарда Шефера. Фото: Алексей Сухушин
Перемены благодаря известному ученику
Глядя с улицы Горького на красивейшее старинное здание, кажется, что за 150 лет оно практически не изменилось. Дореволюционный дух и внутри: старинное фойе, высоченные арочные потолки и огромные, полные света окна.
Вот только 110 лет назад по этим коридорам прогуливались гимназистки, а сейчас носятся школьники с огромными рюкзаками и современными смартфонами. Но всё равно, шагая по вековым коридорам, трудно поверить, что ты попал в современную школу.
— У нас много воздуха и света, все это замечают, — улыбается директор Алексеевской гимназии Наталья Фурсова, ведя нас по старинной лестнице на второй этаж.
Фото: Алексей Сухушин
Поднимаемся, первая дверь — кабинет биологии. После нескольких попыток провернуть ключ, директор открывает дверь — и мы заходим в дореволюционный класс.
Фото: Алексей Сухушин
Парты Эрисмана, старинные светильники, французские шторы и огромный шкаф с чучелами птиц и животных. Кажется, что история здесь остановилась. Но на самом деле — она сюда вернулась.
— Несколько лет назад у нас проходил региональный конкурс, на который приехал губернатор Василий Орлов. И, прежде чем пройти на финал мероприятия, он неожиданно попросил: «Давайте зайдем в кабинет биологии». Я удивилась, говорю: «Может быть, в музей или в библиотеку?» А когда мы пришли сюда, Василий Александрович сказал: «Вы знаете, я же здесь учился в седьмом классе!» Для меня это было открытие, — признается Наталья Фурсова. — Он даже показал, на каком ряду сидел, за какой партой, вспомнил, как защищал реферат.
Сам губернатор признается: в четвертой школе, которой позже вернули историческое название, он учился один учебный год: в 1989–1990-м.
— Родители тогда были на Украине, во Львовской области — отца перевели туда служить. Я жил у бабушки и ходил в четвертую школу, — рассказывает Василий Александрович. — Кабинет биологии был нашим классным кабинетом, у нас там проходили уроки, поэтому он запомнился. Я сидел (если смотреть на доску) — вторая парта на левом ряду. Потом я уехал к родителям, а когда мы вернулись в Благовещенск, то снова пошел учиться в первую школу, в которой и начинал.
Приезд губернатора оказался для гимназии без преувеличения знаковым: учебное заведение получило деньги на строительство современного стадиона, о котором мечтало много лет. Глава региона и бывший ученик курировал реализацию проекта.
— У нас было несколько встреч, и во время одной из них Василий Александрович говорит: «У меня есть еще одно поручение: вернуть исторический облик помещениям гимназии, выбирайте два пространства», — вспоминает Наталья Константиновна. — Вы знаете, я всегда думала: как жаль, что все наши руководители обходят нас стороной. Это первый губернатор, который пришел к нам. И не просто пришел, а действительно увидел, что Алексеевская гимназия для города и для всей области имеет историческое значение.
После долгих обсуждений было решено отреставрировать фойе и кабинет биологии. Он не переезжал и практически не менялся с 1913 года.
Реставрация по фотографиям
Перед коллективом, мастерами, мэрией Благовещенска и государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Амурской области (здание гимназии признано памятником архитектуры регионального значения) стояла непростая задача: не просто отреставрировать кабинет, а успеть всё к новому учебному году. Подготовка и согласование проекта шли примерно шесть месяцев, а на реставрацию осталось меньше трех.
Фото: Алексей Сухушин
К счастью, в музее учебного заведения сохранились фотографии кабинета, датированные 1913 годом. Это значительно облегчило задачу реставраторам.
К проекту привлекли известного в Благовещенске коллекционера, краснодеревщика, руководителя музея «Городская усадьба» Александра Лещенко. Ему вместе с его командой было необходимо сделать парты Эрисмана с откидной частью (именно за такими учились гимназистки до революции), стол учителя, доску и дать новую жизнь вековому шкафу.
Фото: Алексей Сухушин
— Мы ночевали в мастерской, ведь стояли такие сроки и объемы: семнадцать парт! — говорит Александр Владимирович, сидя за партой собственного производства. — Делали из амурской сосны, работали вчетвером, плюс привлекали помощников. Я сам за такой партой сидел в 60-х годах, в старой 26-й школе (она была на углу Комсомольской и Зейской, там сейчас детский садик). Сложно в том, что чертежей нет — всё по памяти. В интернете есть картинка, но много нюансов. Я сначала просто из досок сколотил. Мои сыновья сели примерить и говорят: «Нет, батя, дети за такую парту не влезут!» Раньше дети, наверное, были поменьше.
— Сейчас дети разные! — добавляет Наталья Фурсова.
— В итоге сделал чуть побольше, но все размеры — по требованиям СанПиНа, — продолжает Александр Лещенко.
Фото: Алексей Сухушин
— Парты удивили всех! Ученики сначала не понимали, почему между столом и скамейкой так мало места. Пролазили. А потом сообразили, что можно поднять крышку и спокойно сесть, — улыбается директор гимназии. — Для них, конечно, это новинка. Не могли понять, для чего углубления в парте, — объяснили, что для чернильницы и ручки. Но парты Эрисмана действительно удобные: у ребенка нет возможности сидеть криво, спина прямая, писать удобно.
Мастера изготовили по эскизам учительский стол, отреставрировали старинный стул из коллекции Лещенко и сделали деревянные гардины. Параллельно строители вели ремонт кабинета, а директор с помощниками подбирали люстры и заказывали французские шторы.
«Пап, я свою шапку нашел»
Директор гимназии признается: главные переживания были связаны с главной достопримечательностью кабинета — шкафом с экспонатами. Судя по фотографиям, его изготовили еще до революции и за 110 лет ни разу не реставрировали.
— Он был в плачевном состоянии! — констатирует руководитель «Городской усадьбы». — Верх отходил от стены на 40 сантиметров! Казалось, что шкаф вот-вот упадет. Почему?!.. Мусор!
— Чего мы там только не нашли! Самая старая из бумаг — тетрадка 1961 года. Журнал 1992 года оттуда вытащили — кто-то, наверно, хотел свои двойки скрыть! — говорит Наталья Фурсова.
— Но больше всего, наверное, было бумажных самолетиков! — смеется Александр Лещенко.
Но мастер даже не предполагал: во время разбора шкафа самая неожиданная находка будет связана с его семьей.
Фото: Алексей Сухушин
— У меня два пацана — оба учились в этой школе. Однажды наша бабушка поехала в Монголию и привезла им одинаковые шапки. Помню, это был 86 или 87-й год: старший сын Алексей приходит домой без шапки. Сказал: ушел на перемену — оставил ее в кабинете биологии. Вернулся — шапки нет. Мы подумали, что потерял или украли. Нет, не ругали — времена такие были. А шапка младшего хранилась все эти годы. И вот когда начали разбирать шкаф, старший сын тоже участвовал. Меня в кабинете не было в этот момент, Алексей звонит и говорит: «Я шапку свою нашел!» — Александр Лещенко с улыбкой достает из пакета старенькую кожаную шапку. — Я ее протер, но известка всё равно осталась.
— Кто-то из одноклассников пошутил! — улыбается Наталья Фурсова.
Шкаф разобрали и по частям увезли в мастерскую. Реставраторы ему добавили утраченную пятую секцию, поменяли разбитые стекла, почистили внутри, отшлифовали весь фасад и залакировали. Кстати, в гимназии все эти годы были уверены, что шкаф, как и мебель в библиотеке, доставили из Германии. Но Александр Лещенко эту версию опроверг: на нескольких деталях он увидел имя — «Владимир». Скорее всего, заказ выполнял местный мастер.
Отреставрированная достопримечательность вернулась в кабинет — вместе с уникальными экспонатами, которые сохранились с дореволюционного времени и стали долгожителями образовательного процесса.
Фото: Алексей Сухушин
— Лиса, заяц, аист, цапля, разновидности птиц, коллекция бабочек, — перечисляет директор. — Единственное — убрали чучело тюленя, оно стало просто сыпаться. Все экспонаты до сих пор используются на уроках биологии.
Подвиг команды
Первого сентября кабинет биологии распахнул двери и стало ясно: всё получилось. Гимназия вернула облик и дух дореволюционного времени. На торжественное открытие пригласили руководителей министерства образования, мэрии и еще одного известного выпускника школы — главного федерального инспектора по Амурской области Игоря Шипова. «Это моя родная школа, я пошел в первый класс в 1968 году и проучился 10 лет! — признался «Амурской правде» Игорь Анатольевич и добавил, что итогом реставрации кабинета, где сидел за партой и получал «пятерки», остался доволен.
Мастера до сих пор не верят, что им удалось провести все работы за считанные месяцы.
— Я смотрю и думаю: за такое короткое время столько сделать — сейчас не взялся бы! Как мы всё успели?! — недоумевает Александр Лещенко.
Фото: Алексей Сухушин
— Потому что у нас такая команда была! Планерки проводили и рано утром, и вечером! — говорит директор гимназии. — Я всё лето с ужасом ждала первого сентября, потому что всех сторон все требовали, уточняли, спрашивали про реставрацию. Каждый раз шла на работу мимо церкви и говорила: «Господи, помоги нам всё успеть!» Успели!
Фото: Алексей Сухушин
Сейчас кабинет стал достопримечательностью не только гимназии, но и города: посмотреть на дореволюционные интерьеры — не музея, а действующего учебного заведения — приезжают делегации из других городов и регионов.
— Фотографии кабинета уже разлетелись по всей стране, наши выпускники пересылают их друг другу. Пишут: «Спасибо, что вы сохраняете историю нашей школы!» — с гордостью говорит Наталья Фурсова.
В планах руководства — разместить на стенах кабинета портреты ученых и установить скелет человека, который, судя по фотографиям, стоял у двери. А еще есть у директора заветная мечта, которая скоро воплотится в жизнь.
Фото: Алексей Сухушин
— Мы хотим организовать экскурсии по нашей гимназии! У нас в прошлом году запустили проект «Туристический код», попробуем в нем участвовать. Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия дала разрешение. Хотим, чтобы горожане и туристы смотрели не только кабинет или музей, а узнавали об истории нашей гимназии, об уникальном здании (оно построено золотым сечением, это редкость для Дальнего Востока), о его инженере-архитекторе. Каждый шаг здесь — история. В следующем году Алексеевской гимназии исполнится 150 лет: мы такую экскурсионную программу разработали и запускаем с первого сентября.
Фонтан ждет воды полвека
Еще одна мечта — восстановить старинный фонтан на территории гимназии. По словам старожил, он работал до 1967–1968 годов, сейчас там сохранилась ваза и бассейн. От здания учебного заведения к нему проложены медные трубы, есть щитовая. «Нужны очень большие средства, чтобы всё восстановить. Центр развития территорий разработал проект благоустройства зоны рядом с фонтаном. Предполагается, что она будет доступна для всех горожан. Может быть, этот проект будет иметь продолжение», — надеется директор гимназии.
МНЕНИЕ
Виталий Ребизант, руководитель государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Амурской области:
— Думаю, что экскурсии в Алексеевскую гимназию будут однозначно интересны. Нам постоянно поступают звонки граждан, которые хотели бы попасть в те или иные объекты культурного наследия. Многие хотят увидеть подлинную мебель тех времен, интерьеры. В Благовещенске всего два здания, где сохранилась дореволюционная мебель: Алексеевская гимназия и Центральный банк.