• Спецкор «Амурской правды» Екатерина Гвоздовская стала одним из финалистов конкурса. Фото: Ростелеком
  • Фото: freepik.com

Страх перед прогрессом

Встреча с представителями СМИ из регионов прошла в Москве — это был финал 13-го ежегодного всероссийского конкурса для журналистов и блогеров «Вместе в цифровое будущее». Организатор конкурса — Ростелеком — подготовил для финалистов двухдневную программу, в которую вошла и встреча с вице-президентом компании Сергеем Носовым, на которой участники обсудили тренды, драйверы и вызовы в развитии искусственного интеллекта. Одним из финалистов конкурса была спецкор «Амурской правды» Екатерина Гвоздовская.

Фото: Ростелеком

— В восьмидесятых годах прошлого века американские учителя математики бастовали против калькуляторов. В 19-м веке луддиты — противники промышленной революции — требовали не заменять станками людей на производствах. Страх людей перед машинами не нов, и в истории достаточно аналогичных примеров, — напомнил присутствующим Сергей Носов. — Однако калькуляторы плотно вошли в нашу жизнь, да и в принципе результатами технологического прогресса пользуются все.

«Даже с развитием ИИ человек будет оставаться востребованным на рынке труда, но этот человек должен уметь взаимодействовать с нейросетями».

Правда, если до этого автоматизация пугала отдельные группы людей — например, ямщиков, протестующих против автомобилей, то нейросетей боятся практически все: ведь теоретически роботом с искусственным интеллектом можно заменить абсолютное большинство специалистов.

— Наверное, айтишники даже больше, чем представители других профессий, боятся, что их заменит искусственный интеллект, — признается Сергей Носов, — но он уже существует в этом мире. А у нас есть два пути — либо дивергенция, то есть отрицание, либо конвергенция — сближение. Если даже мы откажемся от этих технологий, найдутся другие компании и страны, которые возглавят разработки и в итоге получат результат. И тогда они будут впереди технологического прогресса, а мы всё равно будем пользоваться этими достижениями, но на условиях, которые нам будут диктовать лидеры.

Закрывать глаза на развитие искусственного интеллекта не стоит. Но и демонизировать его нет смысла — до фильма «Матрица» нашему миру еще очень далеко. Так что сегодня представляет из себя ИИ и чем он может быть полезен людям?

«Создается иллюзия, а может, и не иллюзия, что ИИ научился думать»

Фото: freepik.com

— Разработки в сфере искусственного интеллекта идут уже несколько десятков лет. Но раньше эта сфера была интересна в основном профильным специалистам, которые работали, скажем так, с цифрами. А потом искусственный интеллект научился работать с текстом. Создается иллюзия, а может, и не иллюзия, что он научился думать, — говорит вице-президент Ростелекома. — Чаще всего мы слышим про впечатляющие успехи больших языковых моделей. Яркий пример — Chat GPT, разработанная компанией OpenAI. Эта модель использует алгоритмы глубокого обучения, чтобы генерировать тексты, отвечая на вопросы и общаясь с пользователем, имитируя человеческий разговор.

Нейросеть — это реализация ИИ в конкретном исполнении.

Но большие языковые модели, которые учат долго и в которые закачивают огромную массу информации, требуют огромного количества времени и ресурсов. При этом для решения реальных прикладных проблем они нужны не всегда. И поместить их на маленький носитель, который можно было бы вставить в очки, телефон или другой гаджет, сегодня малореально. Кроме того, если мы решим «присадить» чип с нейросетью на портативный гаджет, понадобится стабильный выход в интернет, что тоже не всегда выполнимо.

Также конвергенция с ИИ породила тренд на аугментирование. Это процесс улучшения организма при помощи кибернетики, фармацевтики или нанотехнологических имплантов, в результате чего получается сверхчеловек.

Выгодный союз: как нейросети помогут врачам ставить диагнозы

Фото: freepik.com

— Не нужно противопоставлять искусственный интеллект человеку, ведь они могут дополнять друг друга. Например, опытный врач может поставить правильный диагноз в 95 процентах случаев. Такой же показатель у искусственного интеллекта, — объясняет вице-президент Ростелекома. —  Но, когда мы соединяем экспертизу человека и искусственного интеллекта, результат становится не 95, а 99 и выше процентов.

Искусственный интеллект и нейросети – родственные понятия, но это не одно и то же. ИИ — это компьютерная технология, с помощью которой машины выполняют разные задачи. В том числе и те, которые раньше могли делать только люди.

— Например, нейросеть может выводить доктору на его очки дополненной реальности рекомендации, результаты УЗИ и МРТ пациента, — отмечает Сергей Носов. — Здесь можно реализовать и еще один важный тренд в сфере искусственного интеллекта — мультимодальность. То есть нейросети взаимодействуют с человеком не только посредством текста, картинок, но и речи.

Также современные разработчики нацелены на практическое использование ИИ. Например, искусственному медицинскому помощнику не важно иметь множество знаний в различных отраслях, он должен уметь решать конкретную медицинскую задачу. «Виден тренд на упрощение. Важно уметь ужимать модели искусственного интеллекта и делать их доступными в любой момент времени без рисков потерять доступ к интернету», — объясняет Сергей Носов.

«Нейросеть может выводить доктору на его очки дополненной реальности рекомендации, результаты УЗИ и МРТ пациента».

Наглядный пример — те самые очки дополненной реальности для врачей. Работая автономно, без подключения к сети, они могли бы выводить информацию о пациенте. В этом случае большая языковая модель не нужна — нейросети достаточно данных по узкому профилю. Больной может быть без сознания, может забыть о том, на какие препараты у него аллергия. Однако цифровая медкарта на каждого пациента будет у врача буквально перед глазами.

Насколько реально заменить живого работника искусственным?

Фото: freepik.com

Около

70 журналистов — финалистов конкурса Ростелекома «Вместе в цифровое будущее» собрались в Москве этим летом на встрече с Сергеем Носовым

Конечно, останавливаться на маленьких помощниках никто не собирается. В идеале через какое-то время эксперты надеются прийти к цифровому сотруднику. Именно его обычно и боятся противники технологий. Вот только заменит ли искусственный интеллект человеческий?

— Ростелеком давно использует искусственный интеллект. Он интегрирован в продукты и сервисы, и не всегда очевидно, что за видеоаналитикой, чат-ботами, голосовыми помощниками стоят нейросети, — рассказывает Сергей Носов. — Однако прежде чем получить полноценного цифрового сотрудника, любой компании потребуется пройти большой путь.

Фото: Ростелеком

Чтобы понять, насколько реально заменить живого сотрудника искусственным интеллектом, давайте рассмотрим путь человека в компанию. Сначала ребенок учится в школе. Там он получает базовые знания. Также обучается и языковая модель — в нее загружают большое количество информации. Однако специфическими знаниями она пока, как и человек, не обладает. Затем выпускник школы поступает в университет, где получает информацию об определенной отрасли. Аналогично можно провести спецификацию и для ИИ.

Сергей Носов: «Бояться искусственного интеллекта поздно. Нужно учиться с ним жить».

Затем молодой специалист попадает на работу, и здесь он тоже первое время учится: понимает, как работает компания, какие задачи предстоит выполнять лично ему.  Аналогичную работу нужно проделать и с искусственным интеллектом. Он должен понять, какие ограничения есть у организации, каким образом решаются задачи и кому он должен передавать решения.

— У нас вырисовывается определенный трек: он приводит к появлению системы, которая выполняет задачи, необходимые для функционирования компании. И тогда действительно возникает вопрос — а в чем разница с сотрудником-человеком?

Причем говорить о том, что это лишь теории, нельзя. Ростелеком, например, уже работает над созданием цифрового сотрудника.

— Безработица в стране сегодня находится на рекордно низком уровне. Рабочих рук не хватает во всех отраслях. И успешно развиваться без автоматизации компании просто не смогут, — подчеркивает Сергей Носов. — Цифровые сотрудники не заменят всех людей на производстве, но позволят закрыть часть дефицита кадров за счет передачи некоторой части работы нейросетям.

От цифрового помощника к цифровому сотруднику

Фото: Ростелеком

Вице-президент Ростелекома рассказал, как идет процесс появления цифровых сотрудников на примере их компании. 

— Мы для себя определили три ключевых шага. Первый — нейрошлюз. Он собрал в себе большое количество нейросетей, которыми пользуются наши сотрудники. Второй этап –мы из этого нейрошлюза делаем цифрового помощника. Если нейросетям в нейрошлюзе нужно прописывать «промт», то есть ставить конкретную задачу, то здесь уже цифровой помощник самостоятельно понимает, что в рамках данного контекста в текущий момент времени от него требуется определенное действие, например, передвинуть встречу в календаре, написать письмо.

Один из трендов в сфере ИИ сегодня — воплощение его в человеке. Здесь самые яркие примеры показывает Илон Маск. Нейрочипы позволяют человеку с физическими ограничениями получить больше, чем ему может дать тело.

Третий этап — цифровой сотрудник. Это искусственный интеллект, интегрированный с большим количеством информационных систем компании. Он уже сам понимает, какая задача перед ним стоит и выбирает метод ее решения.

— Что делает человек — получает задачу, решает ее, отдает руководителю на согласование. По большей части это ведь тоже роботизированная работа, — говорит Сергей Носов. — Мы пока сделали только первый шаг. Шаг второй делаем в настоящий момент. Рассчитываем, что в следующем году рабочие качественные прототипы цифрового помощника у нас уже будут. Когда появится цифровой сотрудник? Точные даты называть пока не хочется, но надеюсь, что в ближайшие годы.

Понятно, что успешный опыт начнут перенимать и другие компании, постепенно отлаживая и совершенствуя технологию. Изменит ли это в итоге рынок труда? Наивно думать, что нет. Однако считать, что машины отберут у людей хлеб, как утверждали английские луддиты еще в 18-м веке, тоже неправильно.

«Нам предстоит выработать систему, которая разграничит зоны ответственности и обезопасит людей от того самого «восстания машин», которое так любят фантасты».

Во-первых, обучать искусственный интеллект, контролировать и координировать его работу будут продолжать люди. Сейчас, кстати, популярность набирает новая профессия — ИИ-тренер. Люди, которые недавно редактировали тексты, сегодня учат своей работе искусственный интеллект. И, как мы видим, учат успешно.

Чего ИИ делать не умеет?

Но есть то, что точно не умеет делать искусственный интеллект — генерировать новые идеи, рождать новые подходы к решению различных задач. Человек будет оставаться востребованным на рынке труда, но этот человек должен уметь взаимодействовать с искусственным интеллектом.

На примере всё той же медицины — врач может увеличивать свою экспертность с помощью подсказок, выводов и рекомендаций ИИ и таким образом оставаться ценным кадром на рынке труда. Но это уже история федерального уровня, ведь в этом случае необходимо существенно модернизировать всю систему обучения.

Какие проблемы есть у искусственного интеллекта

— К сожалению, сегодня компании в сфере ИИ в основном занимаются одним и тем же — чат-боты, голосовые помощники, — перечисляет вице-президент Ростелекома. — Вместо того чтобы сплотиться и создавать общероссийские решения, открывать новые возможности для страны, компании начинают конкурировать в ненужном функционале. Это может стать серьезной проблемой и стоп-фактором для развития рынка. Надо объяснять людям, что такое искусственный интеллект, как им пользоваться и чем он полезен. В обществе должна быть экспертность в этом вопросе, чтобы отсеивать важное от неважного и нужное от ненужного. Важно правильно использовать нейросети в повседневной работе, упрощая себе жизнь и обеспечивая путь к конвергенции.

«Когда появится цифровой сотрудник? Точные даты называть пока не хочется, но, надеюсь, что в ближайшие годы».

В сфере искусственного интеллекта, как и в любой другой, есть свои проблемы и сдерживающие факторы.

— Во-первых, это потребность в вычислительных мощностях. Чтобы искусственный интеллект мог ответить что-то вменяемое на твой запрос, его нужно долго обучать, используя большие мощности — десятки тысяч видеокарт, — объясняет спикер. — А затем, чтобы его использовать, нужна соответствующая инфраструктура. По совокупному объему вычислительных мощностей Россия находится на 9-м месте, разрыв с лидерами — примерно в 30 раз. А это основной фактор, на котором можно обучать крупные модели.

Еще один показатель, где Россия тоже далеко не в лидерах, — инвестиции страны в искусственный интеллект с точки зрения научных разработок. Однако в последние годы здесь ситуация улучшается.

— Четыре-пять лет назад публикации по теме искусственного интеллекта в основном обеспечивал «Яндекс» — коммерческая компания. Когда во всем мире этим занимаются научно-академические круги, — объясняет вице-президент Ростелекома. — Сейчас ситуация меняется, у нас в рамках нацпрограммы появилось шесть научных центров, которые занимаются ИИ, появляется много новых интересных публикаций.

Кто виноват и как обезопасить людей от «восстания машин»

Развитие искусственного интеллекта ставит перед обществом еще одну задачу — нормативно-правовую. Представьте себе ситуацию: автомобиль, которым управлял ИИ, сбил человека. Кто виноват: владелец машины, компания, которой принадлежит автомобиль, разработчик нейросети, сам искусственный интеллект? Четких ответов в современном обществе пока нет, но нам предстоит выработать систему, которая разграничит зоны ответственности и обезопасит людей от того самого «восстания машин», которое так любят фантасты.

Сегодня в тройке стран-лидеров по разработкам в сфере искусственного интеллекта три страны — Россия, США и Китай.

Убьет ли ИИ текст?

Интересный вопрос задал спикеру журналист из Хабаровского края. «Когда-то люди научились письменности, затем — книгопечатанию. Всё это мы называем прогрессом. Сегодня на Западе компьютеры выдают детям уже в школах — скоро они могут забыть, что такое писать рукой. Сейчас уже и от клавиатуры отказываются – искусственный интеллект понимает речь. Вы говорите, в будущем гаджеты с экраном сменятся на цифровых помощников, которые будут зачитывать информацию. Но ведь если уйдет письменный текст — разве это не будет регрессом для нашего общества?» — поинтересовался представитель СМИ.

— Вопрос философский, я могу лишь высказать свое мнение. Возможно, когда люди научились письменности, были и противники картинок на скалах — может быть, они говорили: «Теперь мы не будем развивать память и деградируем из-за того, что стали записывать». Но этого не произошло. Может быть и то, что происходит сейчас — просто следующий этап прогресса? — рассуждает Сергей Носов.

Возрастная категория материалов: 18+