Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Пригодился родным местам

Эти таежные места в Тындинском округе для Владимира Дмитриевича — родные с рождения. На свет он появился в поселке Дорожном, что стоял на речке Уркан. В военные годы родители тоже занимались добычей золота в старательских артелях. А после поселок перешел на лесозаготовку — тогда начиналась активная застройка в местах, где осваивали золотые карьеры. Помнит Владимир Танасиенко и шахты на Кировском, в которых когда-то добывали золото — сейчас в тех местах построена фабрика и работает карьер «Рудный».

— Когда нашего поселка не стало, я жил в Соловьевске, в интернате. Родители же работали. Вот нас на неделю привозили, а на выходные забирали домой. Раньше автобуса не было — в будке деревянной возили, трубу внутрь кидали, чтобы не мерзли зимой. Потом окончил Красноярский институт цветных металлов, по специальности «инженер-механик». В армию пошел служить — в Приморский край, там с будущей женой и познакомился, — рассказывает Владимир Дмитриевич.

«Раньше при любом раскладе — делай! Зимой самодельные сани делали — льдины вытаскивали. Рама на драге обмерзает, отогрели, отдолбили — и опять поехали», — говорит Владимир Танасиенко.

Вместе с супругой Татьяной Григорьевной вернулся в родные места — в 1973 году. Молодой инженер-механик отправился работать на драги, которые тогда пускали по северным рекам.

— Сначала я работал на Янкане (Янкан — один из первых поселков в начале освоения Джалиндинского месторождения золота, был основан в 1867 году. — Прим. АП), первую драгу на этом месторождении запустили в 1980 году, я на 90-й драге работал, они были самые старые — их уже нет, мы сами и разобрали. Сначала был механиком. Потом перешел на новый карьер «Монголи», где ввели в эксплуатацию драги 230 и 231, производства ИЗТМ — работал начальником карьера до 2010 года. За три года до пенсии перевели начальником карьера «Джалинда», где в то время работали три драги № 110, 207, 68. Потом одну драгу (207) оттуда передислоцировали на «Ольдой», другую (110) — в Забайкалье, и осталась одна старушка — 68 драга. В 2013 году ушел на пенсию, — рассказывает Владимир Танасиенко.

Пробивались сквозь оковы льда по сантиметрам

Владимир Дмитриевич стоял у истоков разработки карьера «Монголи», который сегодня самый большой по дражному составу — работают четыре драги. Изначально он носил название «Монголи», а затем — «Джелтулак». Молодой специалист в числе самых отважных пробивался сквозь толщи земли до заветного золота. В те времена этот труд был по-настоящему титаническим — ведь в помощниках не было современной мощной техники.

Фото: Алексей Сухушин

— Самое важное — это подготовка полигона. Если хорошо подготовил — ты в шоколаде. Потом черпай, да черпай золото драгой, — объясняет Владимир Танасиенко. — Природу обмануть — это самое интересное. И люди, конечно, главная ценность. Как полигон готовить? Лес выпиливали, потом бульдозерами убирали верхний слой, до песков догребали и таяли — канавы набивали, сушили. Природа от души заковала, не дает добраться так просто. Обычно золото в самом низу, если не оттаял это место — не доберешься, драга пропустит золото. По мере оттайки двигались: оттаяли десять сантиметров — идет бульдозер и убирает, потом опять оттаиваешь. Сейчас экскаватор пришел вжик-вжик — и готово! Раньше же «сотки» были – объем ковша небольшой, были они не гидравлические, а канатные. Сначала готовили полигон, а к осени, чтобы он не промерз, его затапливали. Строили дамбы и заполняли водой, весной воду слили — и можно начинать работать. Сейчас техника такая — валуны легко ворочает. Конечно, легче стало работать.

Владимир Дмитриевич показывает знаменитый снимок, который попал в одну из юбилейных книг о прииске «Соловьевский» — его портрет в меховой шапке с обмерзшей бородой. Кабины в машинах, в которых приходилось работать в суровые амурские морозы, не отапливались.

— Раньше при любом раскладе — делай! В драге тепло, да шуга мешает. Самодельные сани делали — льдины вытаскивали. Рама на драге обмерзает, отогрели, отдолбили — и опять поехали. Воды не хватило, насосную строим — запустили ее пока, драга опять замерзла, — вспоминает золотодобытчик. — Сейчас такие экскаваторы появились, особенно шагающие — могут работать и зимой. Но сейчас нет такого, сезон заканчивается с морозами, лучше уже весной спокойно прийти и всё отработать.  

Семейное дело продолжили сыновья

Для того поколения отчаянных золотодобытчиков не было привычки жаловаться, хотя работали и жили в непростых условиях.

— Неприхотливые были, неизбалованные, — говорит супруга Татьяна Танасиенко. — Сначала жили на Янкане, нам квартиру дали. Когда начали строить драги, дома с Кировского рудника целиком перевезли на Янкан. Такой уютный поселок был, мы там пять лет прожили, старший сын у нас там родился. Когда драга закончила работу, мужа перевели сюда, тоже нам дали жилье. Ну а в этот дом мы в 1985 году переехали.

Фото: Алексей Сухушин

Татьяна Григорьевна проработала поваром в детском саду, тогда прииск сам содержал дошкольные учреждения. Но в 90-х начались сокращения, садики закрывались, муж был на вахте, а она занималась домом и детьми.

Старший сын Евгений пошел по стопам отца. Начинал работать с ним на драгах: сначала старшим машинистом, потом выучился на горного инженера и дорос до старшего мастера. Как вспоминает Владимир Дмитриевич, когда он возглавлял карьер, в его подчинении было две драги и порядка 90 человек. Через его руки прошло немало молодежи — набирались опыта, а потом становились начальниками карьеров.

Младший сын в семье Танасиенко пришел трудиться на прииск не сразу, но эти места и предприятие как будто магнитом манят обратно.

— Долго и упорно учился, у меня экономическое образование, работал в банках, других местах, изначально в планах не было работать на прииске, — делится Сергей Танасиенко. —  В 2014 году меня пригласили на предприятие, в Благовещенске открыли обособленное подразделение. Так как все основные транспортные логистические цепи замыкаются на областной центр, там оборудовали перевалочную базу. Я проработал начальником базы до 2020 года, а с 2021-го работаю начальником отдела материально-технического снабжения АО «Прииск Соловьевский». Пришел сюда уже зрелым человеком. В моем ведении сырье, материалы, запчасти — всё, что нужно для бесперебойной работы предприятия.

Спортивные и активные

В семье Сергея растут две дочери, и они частые гости у бабушки и дедушки в их уютном домике в Соловьевске. Видели своими глазами весь процесс золотодобычи — от драги до золотоизвлекательной фабрики.

— Они из города уезжают, дед с бабой покоя им не дают. Мы с ними все наши места обошли, все скалы, по грибы ходим, даже заглядывали в шахту, где раньше золото добывали, — улыбается Татьяна Григорьевна. — В Албазино с девчонками ездили в музей, на Байкал, там такая красота.

Фото: Алексей Сухушин

Владимир и Татьяна Танасиенко знатные спортсмены — семейным «подрядом» участвуют во всех спортивных мероприятиях, представляя на спартакиадах команду прииска и Тындинского округа. Татьяна Григорьевна увлекается шашками, и даже занимала призовые места в личном первенстве на уровне области. В семейном альбоме — фотографии с кубками, они хранятся на почетных полках в местном физкультурно-оздоровительном комплексе.

— Я очень благодарна руководству прииска: и Валентину Федоровичу Сидорову, и Федору Валентиновичу. За то, что сохранили предприятие в тяжелые времена, когда всё разваливалось. Да, жили трудно и без зарплаты, авансы получали десять лет, но «Соловьевский» — единственный прииск, который сумел выстоять, — говорит Татьяна Танасиенко.

Возрастная категория материалов: 18+