Возвращение в «человейники»: почему покупка загородного дома амурчанам теперь не по карману

Просмотры: 21144
Комментарии: 0

Загородная жизнь, которая стала так модна в последние годы у амурчан, теперь оказалась под угрозой. Эпоха стремительной застройки окрестностей Благовещенска уходит в закат. Причина довольно банальна — льготных ипотек на рынке недвижимости становится все меньше и меньше. А 90 процентов домов в столице Приамурья и ее округе приобретали именно по льготным жилищным программам. Что происходит с рынком загородной недвижимости, сколько стоит сейчас новый дом, и кто теперь его сможет купить — в материале «Амурской правды».

Фото: «Амурская правда»
Фото: «Амурская правда»

Первые ласточки: как льготная ипотека захватила ИЖС

2,5

миллиона рублей — средняя цена земельных участков в Чигирях (в отдаленных районах села есть земля дешевле).

«Свой дом по цене однушки» — такой лозунг был актуален на рынке недвижимости в Приамурье последние несколько лет. Вообще загородные дома (речь о комфортабельных коттеджах с коммуникациями, а не пятистенках с удобствами во дворе, конечно) последние десятилетия могли себе позволить только состоятельные амурчане. Дом всегда стоил дороже квартиры. Ситуацию коренным образом изменила доступная ипотека.

Причем квартиры в ипотеку люди активно стали брать последние лет пятнадцать — после того, как ставки по жилищным кредитам стали приемлемыми и упростилась схема выдачи (банки перестали требовать стопку документов для оформления договора). Ну а с 2019 года, когда начали появляться льготные ипотеки, жилье в кредит и вовсе стало нормой для большей части амурчан.

«Ситуация парадоксальная — с одной стороны, желающих приобрести загородную недвижимость в Приамурье сегодня много, люди распробовали жизнь в своем доме. Но при этом купить такой дом могут теперь единицы».

Бум на рынке первичного жилья (а льготные ипотеки работали в первую очередь именно на первичке) не обошел стороной и загородные дома — после того, как субсидируемые жилищные займы распространили и на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

— До 2015 года взять ипотеку на частный дом было практически нереально. Поэтому люди либо строили сами, либо, если позволял доход — покупали такие коттеджи за наличку. Соответственно, это был довольно небольшой слой амурчан, — говорит амурский риелтор Анна Карпова. — Затем банки начали выдавать кредиты на покупку домов. Но ставки по ипотекам на ИЖС были на несколько процентов выше, и далеко не все можно было взять в ипотеку даже под такой процент.

Первые льготные ипотеки — семейная, дальневосточная — распространялись в первую очередь на квартиры. Однако условия регулярно менялись и в итоге в 2020 году амурчане начали покупать в кредит уже и дома.

— Сначала это были единичные сделки на рынке Благовещенска, но потом банки отработали схемы и стали более охотно выдавать жилищные кредиты не только на готовые дома, но и на строящиеся, — продолжает Анна Карпова. — Люди видели, что это реально — взять дом в ипотеку, и интерес к таким покупкам начал расти в геометрической прогрессии. Причем и по дальневосточной, и по семейной, и по сельской ипотеке, и даже по программе господдержки можно было приобрести как готовый дом, так и взять деньги и построить коттедж самостоятельно или с привлечением подрядчиков.

Расцвет домовладельцев

Подстегивали развитие рынка загородной недвижимости и еще два фактора.

Первый — пандемия. Люди стали меньше путешествовать, многих локдаун заставил пересмотреть отношение с собственной жилплощади.  В итоге все больше людей хотели иметь не просто квадратные метры в многоэтажке, а свой маленький мир — с бассейном, садом, огородом, газоном, зоной барбекю и другими прелестями загородной жизни.

Второй — рост стоимости квадратного метра на первичном рынке. Напомним, если пять лет назад, в 2019 году, квадратный метр в строящемся доме стоил 60-70 тысяч рублей, то сегодня — 140-200 тысяч. Рынок загородной недвижимости начал развиваться позже, поэтому и ценник там хоть и поднимался, но все же не так активно.

Удовлетворять спрос амурчан кинулись десятки застройщиков: количество строительных компаний, ИП и просто физлиц, которые возводили частные дома, росло как грибы после дождя. При этом если возведение многоквартирных домов контролируется нормами и надзорными органонами, то качество стройки частных коттеджей зависело лишь от добросовестности таких строителей. Но даже риск купить некачественный дом не останавливал амурчан: ведь площадь загородной недвижимости в среднем за ту же цену была в полтора раза больше, чем квартиры.

540,5

миллиарда рублей — общая сумма ипотек, которые оформили дальневосточники на свои квартиры и дома в прошлом году. Всего банки выдали 128,5 тысяч таких жилищных кредитов.

Так, например, в 2023 году однокомнатные черновые квартиры в Благовещенске стоили порядка 5-6 миллионов рублей. И столько же — небольшой, порядка 60 квадратных метров дом с двумя спальнями и кухней-гостиной. При этом максимальная стоимость кредитов по льготным ипотекам оставалась неизменной — шесть миллионов.

Застройщики, которые продавали квартиры, не могли существенно сократить стоимость квадратного метра — опять же из-за того, что возводить дома они должны были согласно требованиям. Поэтому сокращались площади квартир — в многоэтажках увеличивалась доля малогабаритного жилья — студий и однушек, а двушки и трёшки уменьшались в размерах.

А вот застройщики частных домов, не связанные законодательным обязательством строить дома качественно, экономили как хотели.

— В первую очередь снизить затраты позволяет это сокращение площади участков: если в начале 2020-х дома в основном строили на 8—10 сотках, то теперь — на четырех-шести, — рассказывает эксперт агентства недвижимости «Полезные люди» Валерий Глазков. — Также дома стали все чаще строить меньше площадью — уже не 90-100 квадратов, а 60-80. Сегодня найти дом с гаражом на первичном загородном рынке практически нереально: он не будет востребованным из-за цены. Также застройщики экономят, отказываясь от заборов, используют более дешевые материалы для утепления, фасадов домов и так далее.

Ипотека для избранных

Но не успели амурчане привыкнуть к хорошему, как доступность кредитов на загородные дома начала падать. Причина — «закручивание гаек» на рынке льготных ипотек.

— Сначала закончила свое действие ипотека с господдержкой. По весне у нас был наплыв клиентов, у которых был одобрен этот кредит — люди старались до июля, до конца действия программы, успеть купить себе дом по выгодной ставке — к тому времени она составляла порядка восьми процентов, — рассказывает эксперт агентства недвижимости «Этажи» Николай Лозовой. — Сельская ипотека сейчас официально работает, но лимиты исчерпаны, и пока заявки людей стоят на паузе. Есть информация о том, что, скорее всего, по данной программе введут ограничения: нельзя будет взять сельскую ипотеку в радиусе 50 километров от Благовещенска. А большинство домов покупаются в Приамурье именно в окрестностях столицы области.

Сейчас осталось только две льготных программы, под которые можно взять дом — дальневосточная и семейная.

— По семейной этим летом обновили условия, и приобрести загородный дом с ее помощью стало почти нереально, — говорит Николай Лозовой. — Многие застройщики строят дома не как предприниматели, а как физлица — меньше налог, нет отчетности. Но продать его в этом случае можно только на вторичном рынке. А по семейной ипотеке теперь можно приобрести только певичку, причем от юрлица или индивидуального предпринимателя.

Как дома делали дешевле

Кроме того, последние годы амурчане активно брали льготные ипотеки не на готовый дом, а на строительство. В этом случае дом выходил дешевле в среднем на треть (в готовое жилье строители всегда закладывают больше маржи и учитывают стоимость земли — в случае строительства обычно участок у клиента уже есть). Однако если еще пару лет назад банк просто давал деньги заемщику и тот должен был после окончания строительства предоставить документы о том, что дом построен, то сейчас возводить дом в рамках семейной ипотеки должен аккредитованный застройщик, согласно всем правилам, и при этом использовать эскроу-счета.

— Во-первых, на этот эскроу-счет нужно положить первоначальной взнос — минимум 30 процентов от стоимости дома. А примерно у 80 процентов людей, которые хотят купить коттедж, своих денег нет, — говорит эксперт по недвижимости компании «Этажи». — И эти клиенты были вынуждены уйти с рынка. Во-вторых, застройщику нужно построить дом за свой счет и только после этого он получит деньги. То есть вложиться в дом и только через полгода вернуть свои средства с прибылью — не у всех компаний есть такая возможность.

Более того, раньше потратить ипотеку на строительство можно было на частично построенный дом: например, застройщик построил фундамент и часть стен, покупателю нравился объект, заключали сделку и уже выполненные работы «зашивали» в стоимость ипотеки.

— Сейчас так сделать нельзя. Если ипотека на строительство, банк даст деньги только на достройку объекта, — говорит гендиректор агентства недвижимости «АмурНедвижимость» Алексей Неежко. — То есть взять ипотеку на строительство жилого дома можно только в том случае, если ты будешь возводить дом с нулевого цикла. Причем контроль за возведением дома очень жесткий, вплоть до регулярных фото на каждом этапе с указанием геолокации, чтобы не было подмен.

«В последние месяцы очень много отказов по всем льготным программам»

72,3

процента квартир продали застройщики в своих многоквартирных домах в Приамурье (данные на конец 2023 года). Согласно анализу экспертов, доля непроданного жилья в ДФО, как и в среднем по России, растет.

Ужесточились и сами правила оформления семейной ипотеки. Теперь претендовать на нее в основном могут только семьи, где есть ребенок-дошкольник (раньше — если есть два ребенка или дошкольник). Теперь претендовать на нее при условии покупки от юридического лица, если в том или ином банке ещё не закончились лимиты. Но даже если человек получил предварительное одобрение, далеко не факт, банк даст ему деньги на выбранный дом.

— Отказов последние месяцы очень много по всем льготным программам. По семейной ипотеке закончились лимиты не так давно, но обещают пополнить, — говорит Николай Лозовой. — По дальневосточной условия более лояльны, там можно взять дом без первоначального взноса — застройщики идут на завышение (это фиктивная схема завышения стоимости жилья, которое позволяет обойти необходимость внесения первоначального взноса – Прим. авт.), но здесь сама программа далеко не всем доступна. В основном дом хотят купить семьи с детьми, и зачастую как минимум одному из супругов больше 36 лет.

В итоге к осени этого года количество покупателей на рынке загородной недвижимости упало, по оценкам риелторов, в полтора-два раза. А вот предложений, наоборот, максимально много — к осени застройщики обычно сдают дома: они начинают возводить их с мая, и строят в среднем два-три месяца. «Конкуренция огромная, потому что покупателей осталось совсем немного», — констатирует Лозовой.

В целом, по оценкам участников рынка недвижимости, больше 90 процентов покупателей домов использовали для сделок льготные ипотечные кредиты. Сегодня, по сути, из четырёх программ для загородных домов работает только одна — дальневосточная ипотека.

Самая желанная локация — Чигири: где и какие коттеджи продают сейчас

При этом выбор самих домов довольно большой. В первую очередь раскупают дома стоимостью в шесть миллионов. Найти за такую сумму объект довольно сложно, даже самые дешевые выставляют на продажу по цене от шести с половиной миллионов рублей. Это небольшой одно- или двухкомнатный дом площадью до 60 «квадратов» на участке земли в среднем порядка четырех соток. По сути — просто коробка без отделки на голом участке земли.

В основном строители используют либо газо- и пенополистеролблоки, либо каркасную технологию (финскую или канадскую), реже — кирпич. Дома из бруса практически не найти — дорогой и непростой в работе материал.

Самая желанная локация — Чигири, однако в самом дорогом районе этого села, вдоль улицы Василенко, стоимость участков доходит до четырех миллионов рублей. В среднем земля с более-менее нормальной доступностью и дорогой стоит порядка 2,5 миллионов за участок. Строительство домов на такой земле делает итоговую цену у дома неконкурентоспособной, поэтому сейчас дома в основном строят и продают в других, более дешевых локациях. Это Дворянская усадьба (седьмой километр Игнатьевского шоссе), Вадимово (десятый километр там же), Верхнеблаговещенское, Моховая Падь.

«Обычная ипотека для большинства людей теперь неподъемная — при ставке в 22 процента платеж даже за небольшой дом придется платить свыше ста тысяч рублей в месяц».

— Еще несколько лет назад люди даже не рассматривали Грибское, Волково, а сейчас готовы покупать там дома, поскольку ценник более приемлем, — говорит Николай Лозовой. — Все потому, что стоимость земли растет бешеными темпами. Еще пять лет назад участки по 16 линии (отдаленный район Благовещенска — Прим. ред.) стоили 300-400 тысяч рублей. Сейчас дешевле двух миллионов не найти.

Помимо локации, важный критерий при покупке домов — количество комнат. В идеале покупатели хотят три и кухню-гостиную. Последняя должна быть с французским окном и возможностью достроить там террасу.

Цена против качества

120-160

тысяч рублей — средняя стоимость квадратного метра загородного дома у застройщиков

— Сейчас у застройщиков, у которых цена на дома чуть выше среднего по рынку, затишье. Востребованы объекты ценой до семи, максимум — семи с половиной миллионов. Также, в первую очередь, уходят дома с ремонтом — у людей, как правило, нет на это денег, — говорит риелтор, представитель строительной компании «Крепость 28» Олеся Капитоненко. — Наши дома в сегменте выше среднего — мы строим только из кирпича, перекрытия железобетонные, качественный фундамент. В результате дома всегда по стоимости выше массового предложения. По сложившейся практике активный спрос начинается в конце декабря, в феврале обычно не остается в продаже наших готовых объектов. Это связано со множеством причин, в том числе и с тем, что многие предприятия добывающей отрасли закрывают финансовый год и осуществляют расчеты с работниками. Повышение стоимости домов в сравнении с прошлым годом связано с тем, что цены на строительные материалы выросли до 30-40% по некоторым позициям. Значительно выросли расходы на оплату труда, стоимость земельных участков поднялась практически в два раза, также повышены тарифы на подключение к электроэнергии. Выбирая между ценой и качеством мы выбираем последнее.

Выдержать падение спроса и, как следствие, большую конкуренцию могут немногие. Часть застройщиков начинает уходить с рынка.

— У нас довольно маленький город, сарафанное радио хорошо работает — говорит эксперт «Этажей» Николай Лозовой. — Год человек дома строил, два — репутация сложилась, и если качество не очень хорошее, ему даже снижение ценника не поможет, особенно в условиях такой жесткой конкуренции.

«Все зависит от ставок по ипотекам»

— Ситуация парадоксальная — с одной стороны, желающих приобрести загородную недвижимость в Приамурье сегодня много, люди распробовали жизнь в своем доме. Но при этом купить такой дом могут теперь единицы, — говорит руководитель строительство компании «Исидор» Константин Круглик. — Обычная ипотека для большинства людей неподъемная — при ставке в 22 процента платеж даже за небольшой дом придется платить свыше ста тысяч рублей в месяц.

Последнее время все чаще в обществе звучали разговоры о том, что развитие рынка загородной недвижимости требует комплексной застройки. «Исидор» — один из самых крупных застройщиков в сфере ИЖС в Приамурье, именно эта компания возводит коттеджный поселок «Изумрудные холмы» в Вадимово. На 20 гектарах появятся дома, причем построенные не точечно, а согласно общего плана, компания готова сделать дороги, благоустроить и сквер в этом районе, а также построить здание для магазина и других объектов инфраструктуры (например, там можно открыть парикмахерскую. Получается, область только подошла к цивилизованной загородной застройке, как развитие этого рынка оказалось под угрозой из-за невозможности взять в ипотеку такие объекты.

— Мы готовы строить, амурчане — покупать. Но без доступных кредитов эта схема работать не будет, — говорит Константин Круглик. — Будет ли дальше развиваться загородное домостроение, покажет время и ставки по ипотечным кредитам.

Насколько реально продать загородный дом на вторичном рынке

На рынке загородной недвижимости дома продают не только застройщики, но и владельцы уже жилых коттеджей. В среднем они составляют, по словам руководителя «Амурнедвиижмости» Алексея Неежко, около 15-20 процентов от общего количества предложений. Однако продаются такие дома, как правило, редко. Во-первых, теперь их нельзя купить в рамках семейной ипотеки (раньше это можно было сделать в сельской местности). Во-вторых — зачастую покупатели и продавцы не сходятся в цене.

— Современный покупатель хочет стильный, современный дом. Там должны быть соответствующие планировки с кухнями-гостиными и французскими окнами, современная система отопления, собственная скважина. Дома, которые продаются на рынке от собственников, как правило, построены 10-20 лет назад. У них зачастую большая площадь — 150 квадратов и выше, однако фасад — белый кирпич или вообще сайдинг, да и другим запросам покупателей такие объекты зачастую не отвечают, — отмечает эксперт недвижимости агенства «Полезные люди» Валерий Глазков. — При этом продавец изучает цены на рынке — дом меньшей площади без ремонта и обстановки стоит 6-10 миллионов рублей. И он хочет продавать свой существенно дороже этой суммы. Но у людей-то как правило есть только ипотечные деньги, а это шесть либо девять миллионов рублей. Покупатель за «вторичный» загородный дом готов платить не больше 10-15 миллионов, но за эту сумму он хочет современный вид, гараж на 2 машины, забор, бассейн, баню, сад и все остальное. Продавцу психологически очень тяжело принять тот факт, что для продажи дома ему придется уступить цену существенно ниже своего запроса. Поэтому такие сделки довольно редки.

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью