![Фото: Алексей Сухушин](/files/articles-2/136956/fs69ah1ewdo2-1.jpg)
Почему Приморье — лидер по инвестициям
— Александр Васильевич, в 2024 году инвестиционная программа ДРСК стала беспрецедентной по объему — финансирование достигло рекордных 22 миллиардов рублей. Какие регионы получили максимум инвестиций?
— Безусловно, учитывая текущее состояние энергосетевого комплекса Приморского края и высокий рост энергопотребления, большую часть инвестиций получил этот регион. И даже не весь, а юг края, где по некоторым районам рост энергопотребления за год достиг 40 процентов.
— А с чем это связано?
— С индивидуальным жилищным строительством. Как и в Амурской области, там массово застраиваются пригороды: на месте скромных дачных поселков появляются двух- и трехэтажные коттеджи с электроотоплением. В Приморье у нас по заключенным договорам только по электроотоплению выдаваемая мощность — 200 мегаватт. Для сравнения: всё энергопотребление в Благовещенске — примерно 270–280 мегаватт. Представляете, что сейчас отопление частных поселков сопоставимо с энергопотреблением целого города?
Очень большой объем работ в Приморье мы выполнили по развитию Восточного полигона, в этом году практически всё завершаем. Плюс большая социальная программа: строительство школ, больниц, жилья. Там же мы реализовываем проект по энергоснабжению города-спутника Владивостока, где один из крупных ретейлеров строит большой микрорайон. Не буду скрывать: в предыдущие годы из‑за тарифных решений в этом субъекте было недофинансирование ремонтов, модернизации электросетевого комплекса. Поэтому сейчас мы направляем туда львиную долю средств. Но хочу подчеркнуть: нет «перекрестки» — все деньги, которые собираются в регионах, там же остаются и идут на инвестиционные программы. Дополнительное финансирование инвестпрограммы Приморского края осуществляется за счет займов «РусГидро».
В Амурской области инвестиционная программа в прошлом году превысила три миллиарда рублей. Но здесь, если сравнивать с другими регионами присутствия ДРСК, общее положение дел наиболее стабильное, состояние сетей не такое плачевное.
— А благодаря чему: больше средств вкладывали в сети?
— Не хочется самим себя хвалить. (Улыбается.) Но в Амурской области были более взвешенные тарифные решения, взвешенная политика руководства субъекта — всё это позволяло проводить программу ремонтов, модернизации сетей и объектов. Если вспомнить состояние сетей Свободного в 2010 году, то у нас во время циклона опоры десятками за ночь падали. То же самое было после урагана в Ивановке в 2007 году, когда тополя обрушили все сети. И тогда как раз ДРСК только создавалась, началась история с передачей муниципальных сетей: мы их выкупали и благодаря этому постепенно достаточно большой объем работ выполнили. По другим регионам эта работа шла сложнее, дольше.
Амурская область — территория больших проектов
— Сегодня Амурская область — один из самых динамично развивающихся регионов Дальнего Востока. Идут масштабные стройки в Благовещенске, в Свободном, будет строиться новый завод в Белогорске, плюс вводятся новые социальные объекты. И всем им нужны энергомощности. ДРСК успевает идти в ногу с родным регионом?
— За последние годы я не припомню, чтобы из‑за несвоевременного подключения мы затормозили какой‑то проект и сдвинули сроки. Более того, мы по некоторым позициям двигаемся даже быстрее.
— Какие проекты были ключевыми в Приамурье в прошлом году?
22
миллиардов рублей достигла инвестиционная программа ДРСК в 2024 году в пяти регионах присутствия: Приморском, Хабаровском краях, Амурской области, Еврейской автономии и юга Якутии
— Мы в позапрошлом году приступили и в прошлом практически закончили работу по энергоснабжению объекта на севере Амурской области, заказчиком по которому было Министерство обороны.
Сложно шел проект, мы вынуждены были расторгнуть договор с недобросовестным подрядчиком, приходилось сопровождать всё в ручном режиме. Но мы мобилизовались, подрядчика мобилизовали и в установленные сроки объект подключили и свои обязательства выполнили.
Еще один значимый для нас проект: новый центр питания, который мы реализуем в Свободном в рамках программы социально-экономического развития. Надеюсь, в этом году мы завершим его: спасибо огромное правительству Амурской области, которое помогает нам в реализации, и главе администрации Свободного Владимиру Константинову.
— Какие задачи на этот год?
— В планах работы по ТОР «Приамурская» в селе Волково. Работаем с застройщиками по Северному микрорайону — компания «ПИК». Хотелось бы, чтобы процесс шел быстрее. В центре внимания — Огоджинское угольное месторождение, этот проект находится на регулярном контроле у губернатора. Там львиную долю мощностей для предприятия будет поставлять «Федеральная сетевая компания», но и у нас большой объем.
И, конечно, очень много работы, как и в Приморье, с населением по подключению частных домов. К сожалению, есть определенные проблемы: не всегда успеваем удовлетворить растущий спрос. В первую очередь из‑за финансовых ограничений: если коротко, то предусмотренных в тарифах денежных средств далеко не всегда хватает для выполнения работ. Наша задача — довести качественную энергию до конечного потребителя. Чтобы в каждом жилом доме была электроэнергия надлежащего качества. Многое для этого делаем, но такие проблемы, не буду скрывать, пока еще есть.
«Если растет энергопотребление, это говорит о развитии региона»
Фото: ДРСК
— Как вы считаете: по темпам развития энергетики можно в принципе судить о развитии региона?
— Конечно, абсолютно линейная зависимость. Ни один проект не может быть реализован без энергоснабжения. Если растет энергопотребление, это говорит о развитии региона. И проекты, которые сегодня реализуются на Дальнем Востоке, вызывают стабильный рост энергопотребления.
У нас в Амурской области в этом плане всё стабильно — благодаря ГЭС генерирующие мощности в избытке. А, допустим, в том же Приморском крае группа «РусГидро» реализует крупные проекты по модернизации существующих тепловых станций. Хотя если говорить про Артемовскую ТЭЦ, то это фактически новое строительство. Идет модернизация Владивостокской ТЭЦ-2. Коллеги ввели первый блок, а мы реализовываем мероприятия по схеме выдачи мощности станции: у нас это один из масштабных проектов в этом году — строительство линии порядка 16 километров, причем в условиях городской застройки, пересеченной местности.
Проект достаточно непростой, но мы приступили к его реализации, подрядчик выбран. Я был на объекте во Владивостоке, все трудятся. Задача — до конца текущего года его завершить. Напомню, в Амурской области «РусГидро» реконструировала и ввела вторую очередь Благовещенской ТЭЦ еще в 2016 году. А в Приморье это только начинается.
Как СТСО поможет потребителям
Фото: Алексей Сухушин
— С этого года ДРСК обрела статус системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО) на территории четырех субъектов присутствия. Что это значит и что изменится для вас и для потребителей?
— В сентябре 2024 года наша компания обрела статус системообразующей компании на территории четырех субъектов — по сути, мы стали единым центром ответственности за надежное электроснабжения. Мы получили право эксплуатировать бесхозяйные объекты и устранять масштабные аварии на сетях. Постановление Правительства-1229 четко прописало обязанности всех: от органов исполнительной власти субъекта и заканчивая всеми сетевыми организациями и потребителями.
«Сейчас в отрасли всё кардинально изменилось, но появилась, на мой взгляд, главная проблема — дефицит кадров».
То есть если раньше авария происходила на бесхозяйных сетях, то восстановление было очень сложной процедурой: нужно было найти собственника сетей, получить распоряжение на уровне муниципалитета либо субъекта. А сейчас у нас есть перечень бесхозяйных сетей (к сожалению, не по всем территориям он окончательный, еще есть над чем работать, в том числе органам власти), и в этом случае мы своим персоналом организуем аварийно-восстановительные работы. Кстати, у нас такая ситуация уже была в этом году — на новогодних праздниках на юге Якутии. Наши специалисты выехали, установили повреждение и обеспечили нормальное электроснабжение.
Плюс теперь мы контролируем наличие аварийного запаса в территориальных электросетевых организациях, у нас с ними налажено взаимодействие. В каждом регионе есть штаб по обеспечению безопасности электроснабжения, его, как правило, возглавляет один из заместителей губернатора. Поэтому мы через этот штаб работаем и готовы оказывать помощь не только при аварии в бесхозяйных сетях, но и в сетях наших партнеров: если аварии масштабные и сами организации не справляются.
«Свою первую зарплату инженера получил через полгода»
— Александр Васильевич, вы всю жизнь в энергетике, начинали инженером в Северных электросетях «Амурэнерго» в родной Тынде. Застали разные времена: как сейчас можете оценить ситуацию в отрасли?
— Когда я после окончания политехнического института в Комсомольске-на-Амуре, а затем службы армии устроился на свою первую работу, то первую зарплату получил только через шесть месяцев. (Смеется.) Вторую — через месяц и две недели. А максимальная задолженность была 10 месяцев.
— Не хотелось уйти?
— Нет. Хотя тогда практически не было финансирования ни ремонтов, ни инвестиционной программы. Да какие там инвестиции — просто на зарплату денег не было, на горюче-смазочные материалы. Были бартерные схемы: что мы только не меняли, чтобы предприятие работало!
Сейчас, конечно, в отрасли всё кардинально изменилось, но появилась, на мой взгляд, главная проблема — дефицит кадров. Из-за этого все вынуждены существенно поднимать уровень оплаты труда, в том числе наши подрядные организации, что вызывает удорожание стоимости работ.
Молодежь приходит, есть очень много толковых ребят, но это всё‑таки — единичные истории. Системно в отрасль молодежь не идет, я думаю, это касается не только энергетики, но и всего производственного комплекса. Сейчас у молодого поколения приоритеты немного другие. Вот сейчас: предложи молодому специалисту поехать в Новокиевский Увал начальником сетевого района: руководящая должность, карьерные перспективы, непростая, мужская работа, в подчинении — под 100 человек. Но он предпочтет остаться в городе и работать консультантом в магазине.
— Какие главные задачи стоят перед ДРСК на этот год?
— Основная задача — безусловно, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения. Как бы штампованно это ни звучало, но это наша основная миссия. Мы же говорим: энергетики хорошо работают, когда про них не вспоминают. (Улыбается.)
Вторая — содействие устойчивому социально-экономическому развитию регионов, то есть проекты технологического присоединения. Реализация программы ремонтов, повышения надежности: как бы мы ни жаловались на дефицит средств, наша задача — эффективное их расходование. Для этого мы должны выбрать самые болезненные точки и эффективно потратить тарифные деньги, чтобы добиться максимального снижения аварийности.
Фото: Алексей Сухушин.
Задача по управлению персоналом — сохранить коллектив и добиться целевой укомплектованности кадров 95 процентов. Сейчас пока 90, этого недостаточно. И безусловный приоритет — сохранение жизни и здоровья наших сотрудников, мы активно работаем по снижению травматизма. К сожалению, иногда бывают случаи со сторонними лицами, поэтому большая работа проводится по пропаганде электробезопасности в образовательных учреждениях — в прошлом году мы охватили 22 тысячи детей. Мы понимаем, что это очень важно. Ну и, конечно, тарифная компания и ССТО — понимаем ответственность за надежное энергоснабжение регионов, наша задача — взаимодействовать с органами власти субъектов и муниципальных образований.
— Александр Васильевич, какие проблемы в энергетике в целом, на ваш взгляд, необходимо сегодня решать?
— Проблем в отрасли очень много, поэтому по поручению президента формируется программа развития энергетики Дальнего Востока. Мы со своей стороны дали предложения практически по всем нашим территориям, пока разработаны проекты программ, они проходят согласования в Минэнерго.
Мы надеемся, что всё‑таки удастся привлечь федеральное финансирование для реализации крупных проектов. Потому что у нас здесь потребителей, к сожалению, не так много — соответственно тарифные финансовые возможности ограничены. Например: тарифно-инвестиционная программа в Приморском крае — всего 1,8 миллиарда рублей, все остальные средства — привлеченные. Для сравнения: только для повышения надежности одного Надеждинского района на юге края мы потратили более 750 миллионов рублей, и только приблизились к решению проблемы. Конечно, без помощи государства принципиально ситуацию в отрасли изменить будет очень сложно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии