Представитель НАК РФ Андрей Пржездомский. Фото: Василий АртемчукПредставитель НАК РФ Андрей Пржездомский. Фото: Василий Артемчук

Видео и мемы

Как отметил Пржездомский, одна из основных задач НАК — попытаться подобрать «информационный ключик» к молодым людям. Чтобы уберечь их от связей с террористами, нужен тонкий и даже творческий подход, считает представитель ведомства.

— Контент, который воспринимает молодежь, серьезно отличается от общепринятых пропагандистских материалов. Назидательные выступления для них непонятны, их не будут слушать — для них это пустой звук, холостой выстрел. Сегодня много раз звучало слово «контент», прямо как заклинание. Молодые люди, подростки, дети мыслят совершенно другими категориями, восприятие у них нацелено в основном на визуальную информацию. Причем информацию очень короткую, быструю и понятную, адаптированную для них, — сказал Андрей Станиславович.

Он также отметил, что творческого потенциала вузов, общественных организаций и органов власти в Амурской области достаточно, чтобы справиться с такой непростой задачей.

— Это должны быть очень короткие видеоролики, мемы, другие способы доведения информации — доходчивые и ненавязчивые. Нужно показывать опасность этих явлений, помогать распознать на ранней стадии «обработку» человека и говорить, чем это может закончиться. Выработать иммунитет, — пояснил Андрей Станиславович.

По мнению Пржездомского, такую работу нужно активизировать. Сейчас предостерегающих материалов либо недостаточно, либо они находятся не в том месте или не достигают нужных целей.

— К сожалению, приходится констатировать, что значительная часть преступлений (террористической направленности) совершается именно молодыми людьми до 35 лет. Эта тяжелая статистика говорит о том, что мы что-то не дорабатываем. Противник, в широком смысле слова — это международные террористические, неофашистские организации, экстремисты разных мастей, — учитывает это. Они понимают, что подросток еще не обладает способностью отличить черное от белого, у него не выработалось критическое мышление. Молодых людей легче обмануть и сформировать у них искаженное представление об окружающем мире, — заявил представитель НАК РФ.

Глупость и корысть

Амурская область стала 33-м регионом России и шестым на Дальнем Востоке, где НАК за последнее время провел целый комплекс межведомственных мероприятий. Пржездомский рассказал, что в ходе своих поездок по регионам общался с людьми в СИЗО, которые попали туда по обвинениям в диверсии и терроризме. В том числе с теми, кто был обманут телефонными мошенниками.

— Это не облапошенные люди и не ожесточенные террористы. Чаще всего, тут два компонента. Или глупость непомерная, что может быть, в том числе из-за употребления наркотиков — вчера с двумя такими людьми общался. Или элементарный меркантильный интерес, желание добыть деньги, совершив любое преступление, — сказал Андрей Пржездомский.

Иногда те, кто идет на теракты, становятся жертвами обмана своих заказчиков — иностранных спецслужб, которые действуют через криминальные структуры. В качестве примера он привел один из случаев поджога релейных шкафов — злоумышленники пообещали человеку долю от «страховой выплаты».

— Говорят, что какой-нибудь релейный шкаф принадлежит конкретной организации, которая якобы будет только рада его уничтожению. Утверждают, что фирме выплатят хорошую страховую сумму, из которой человеку заплатят гонорар. Это чистый обман. Некоторые люди не вникают, особенно когда идет речь о ребятах 18—20 лет. Жалко их, это молодое поколение, перед которым вся жизнь впереди, а они себя загоняют в этот страшный угол, — подчеркнул Андрей Станиславович.

Фото: Василий Артемчук

Терроризм для дураков

Говоря об успешных практиках профилактики терроризма в регионах, Пржездомский упомянул опыт Челябинской области. Там с помощью нейросетей сделали несколько видеороликов «Терроризм для дураков».

— Там ничего мудреного нет, сделано почти на коленке — короткие, понятные и компрометирующие саму идею участия в террористической деятельности. Посмотришь и подумаешь: «Нет, я не хочу быть дураком», — рассказал представитель НАК РФ.

В качестве еще одного примера мотивов обвиняемых в терроризме Пржездомский привел разговор с человеком, который поджег военкомат из-за нужды в деньгах. Мужчине требовалось три тысячи рублей, ради которых он согласился совершить теракт, и, как следствие, получить большой срок.

— Я не мог не спросить у него — зачем? Он говорит: «Я очень хотел пива. Я так люблю пиво, а у меня не было ни копейки, поэтому согласился даже за три тысячи». Я сказал местным товарищам — возьмите этот 20-секундный фрагмент разговора и разместите в интернете. Этого уже достаточно как средство профилактики, не надо никаких назиданий. Чтобы люди думали: «Я что, такой идиот, как он, что готов за пиво сесть на 10 лет?» — сказал представитель НАК.

Светофор от экстремизма

В Пермском крае Андрей Станиславович узнал о специальной системе с информационными картами о школьниках и студентах колледжей и вузов. Она позволяет отслеживать появление у учащихся признаков девиантного поведения — отклонения от нормы.

Как пояснил Пржездомский, каждую неделю педагог заходит в программу и вносит информацию в карточку ребенка. Если ученик сделал что-то настораживающее, в его карточке появляется специальная пометка. Это настораживающее действие должно подпадать под систему признаков, которую составляли эксперты из правоохранительных органов.

Каждый признак имеет соответствующий балл. Как только набирается критическая масса, цвет карточки ученика меняется с зеленой на желтую — появилась тревога. Самый критический уровень — красный.

Деньги на разработку такой программы получили из бюджета. Систему постарались сделать безопасной: данные в ней зашифрованы, фамилий учеников нет, а доступ есть только у классных руководителей, завучей по воспитательной работе и других лиц, работающих в этой системе. Несмотря на это, такое решение было непросто провести через все законодательные препоны, добавил представитель НАК.

— Мало выстроить такой светофор. Каждой этой характеристике соответствует коррекционная методика. Встретиться с родителями, поговорить с учеником — разные варианты для разных случаев. Технология работает и заставляет учителей — в свое время воспитательный компонент в школах исчез — наблюдать за ребятами. Воспитание это и примером, и общими разговорами, но нельзя прозевать — особенно сегодня — разные увлечения в социальных сетях и так далее. Конечно, нельзя сказать, что такие технологии идеальны, они нуждаются в модификациях. Здесь нужна инициатива и отсутствие формально-бюрократического подхода, — заявил Андрей Пржездомский.

Практики других регионов

Как уточнил представитель Национального антитеррористического комитета, распространять подобные практики на все регионы в командном ключе сложно. В каждом из них есть своя обстановка и свое понимание того, «как надо» у руководителей разного уровня.

Кто-то может решить, что такое им не подойдет, навязывать жестко нельзя. Лучше отправить туда людей в командировку, чтобы они посмотрели на эту практику и оценили ее применимость для своего региона. Мы всегда стараемся крупицы этого позитивного опыта доводить до людей, — подчеркнул Пржездомский.

Позаимствовать опыт профилактики терроризма можно и у Китая, но там совершенно другая среда, менталитет, подход к медиапространству, добавил Андрей Станиславович.

Фото: УФСБ России по Амурской области

Системный подход

До беседы с журналистами в здании управления УФСБ России по Амурской области 1 июля прошло совещание о том, как противодействовать терроризму и информировать о нем граждан. В нем приняли участие Андрей Пржездомский, зампред амурского правительства Алексей Севостьянов, а также ряд представителей госорганов и силовых ведомств.

Начальник областного управления ФСБ Андрей Курдуков отметил, что борьба с терроризмом — ключевое направление деятельности органов безопасности в регионе. На фоне проведения СВО значительно возросла активность проукраинских националистических структур, направленная на формирование панических настроений в обществе.

Зампред правительства Амурской области Алексей Севостьянов отметил, что работа по информационному противодействию терроризму и его идеологии в Приамурье ведется систем. В приоритете — распространение в СМИ и интернет-пространстве материалов, раскрывающих террористическую сущность радикальных структур. Также фокус на формировании у амурчан — особенно у молодежи — непринятия идеологии терроризма.

Официальный представитель НАК Андрей Пржездомский обратил внимание на рост террористических угроз и активизацию международных террористов и иностранных спецслужб.

— Все это требует от органов власти, правоохранительных структур и институтов гражданского общества адекватного информационного противодействия в целях недопущения распространения террористической и неонацистской идеологии, обеспечения стабильной общественно-политической обстановки и надежного ограждения государства от любых террористических посягательств, — сообщили в пресс-службах правительства Приамурья и УФСБ России по Амурской области.

Возрастная категория материалов: 18+