• Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Телеграм-аккаунт @OrlovAmur

Первые в России

Первый в России класс военно-исторического общества был открыт в Благовещенске в прошлом году. По спецпрограмме, разработанной выдающимися учеными России, дети в течение двух лет углубленно изучают отечественною историю, обществознание, литературу, а также занятия по тактической медицине, управлению беспилотниками, принципам медиаграмотности. Учебники разработаны при участии председателя РВИО и помощника Президента России Владимира Мединского. Именно он поддержал желание молодого учителя истории открыть первый в России класс в Амурской области.

Совсем недавно в школе появился современный медиацентр, в котором ребята могут создавать свои научные материалы. Фото: t.me/minfin28

— Идея открыть такой класс появилась на Всероссийском историко-просветительском форуме РВИО «Курс молодого бойца. Информационный фронт». Эту идею интеграции образования и Российского военно-исторического общества поддержало наше региональное отделение во главе с Андреем Дюминым, а также школа и родители, — вспоминает Эдуард Владимирович. — У нас в школе углубленное изучение истории, основ общественных наук, литературы и журналистики. Отбор в класс был конкурсным, и поэтому родители и ребята с самого начала активно включились в процесс. И 1 сентября 2024 года, на открытии военно-исторического класса, получили приветственное письмо от Администрации Президента России. Сейчас такие классы появились уже в девяти регионах страны, в том числе в Архангельске, в ДНР, ЛНР, в Чите, Казани, Хакасии, готовится в Московской области и других. Наша главная задача в профильных классах, в классах военно-исторического общества — не просто воспитать, как в гуманитарных классах, ребят, которые знают предмет, но и чтобы они смогли ретранслировать свои знания через разные средства, поделиться ими со своими сверстниками на уроке, через соцсети, мерч и так далее. Создавать свои научные материалы можно прямо здесь, в медацентре. Здесь есть профессиональное оборудование, которым можно пользоваться.

Ученик — ученику

Награждение победителей Всероссийского конкурса методических разработок по историческому просвещению в системе общего образования в МГИМО. Фото: Администрация города Благовещенска

Проект первого в стране профильного класса военно-исторического общества стал одним из пяти победителей, которых отметило Министерство просвещения РФ за вклад в патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти. Проект Амурской области стал единственным победителем из ДФО и СФО, а материалы, которые разработают школьники, будут размещаться на федеральном портале «История .РФ».

— Было очень почетно оказаться в пятерке победителей, находиться в стенах МГИМО и слышать, как произносят: «Амурская область, школа имени Дзержинского». Наш проект «МедиАмур» — первый в стране, который реализуют дети профильного класса военно-исторического общества. Новый курс «История нашего края» в школах ввели с 1 сентября 2025 года. Мы подумали, что неплохо было бы сопроводить этот курс видеоматериалом, причем хорошего качества, какие, например, есть в «Уроках о важном». Так родилась идея «МедиАмур». Мы эту идею упаковали и повезли на конкурс, в результате вошли в пятерку лучших по стране, — продолжает Эдуард Владимирович. — Конечно, несправедливо будет сказать, что мы всё делали сами. Нам очень помогли на кафедре истории БГПУ, сайт военно-исторического общества, архивы. Работа кропотливая, не быстрая, загруженность очень высокая и у нас, и у детей, поэтому пока мы смогли создать только один фильм, но уже работаем над сценариями других роликов.

Главное, что удивило жюри — это то, что ролик делали сами дети. Да, им помогли профессионалы, научили их, но в результате дети смогли так передать историю, что она гораздо легче теперь воспринимается сверстниками.

— Мне кажется такой посыл «ученик — ученику» имеет отличный формат, лучше запоминается и усваивается, — подчеркивает преподаватель. — И эту нашу идею предложили взять на вооружение другим регионам и тоже подготовить творческий видеоряд. Позже наш фильм был размещен на федеральном портале История.РФ , публиковался в телеграм-канале, фрагменты показывали на форумах в других регионах. 

От теории малых дел к благополучию Родины

Эдуард Лавриненко вручил памятную книгу «Собиратели земли русской» министру образования и науки Амурской области Светлане Яковлевой от Владимира Мединского. Фото: Алексей Сухушин

Помимо профильного класса, в школе появилась своя медиастудия, в которую совместно с администрацией города закупили новое оборудование. А благодаря поддержке военно-исторического общества в школе на каждом этаже разместили шахматные столы. Теперь на переменах там устраивают настоящие баталии.

— Мы почему-то думаем, что дети перманентно будут сами изучать историю. Но если мы не будем это стремление подпитывать, то через поколение-два мы увидим эту ошибку, — переживает учитель истории. — Даже с идеальным учебником можно потерять внимание аудитории.

Тем не менее ученики очень активные, принимают участие в большинстве акций и фестивалей. Многие играют в театре, занимаются в спортивных секциях. Главное — хорошо делать свое, пусть и малое дело, но тем самым создавать благополучие Родины, считает преподаватель.

— На сегодня у нас в классе 27 учеников, из них 20 девочек и только 7 мальчиков. Мы не ставили задачу вырастить из них историков, но многие идут в гуманитарные направления, — отмечает Эдуард Лавриненко. — Я считаю, что гуманитарные науки являются фундаментальными для мировоззрения. А мировоззрение любого специалиста должно отвечать государственным требованиям. И в этом плане мы добились результата. Многие наши выпускники выбирают юридическое, гуманитарное, медицинское направления, собираются поступать на военную службу, в театральный вуз или выбирают органы госбезопасности.   

Преподаватель признается, что ему немного грустно входить в 2026 год, ведь выпускается его класс. Узнал он ребят еще пятиклассниками и за это время сильно прикипел. Теперь испытывает очень смешанные чувства — будто заканчивается какая-то очень хорошая история.

Нам с руководством школы повезло, очень сильная поддержка идет. Наверное, поэтому много молодых учителей осталось работать.  

На связи со всей Россией

В медацентре регулярно проводятся различные мероприятия. Здесь можно создать контент на профессиональном оборудовании или любое творческое событие. Фото: t.me/minfin28

Российское военно-историческое общество в Благовещенске появилось относительно недавно. Одна из главных задач — расширение партнерства в образовательной сфере не только города, но и области.

— Конечно, с выпуском одного класса наша работа не заканчивается и впереди еще много планов. Нам звонят со всей России, интересуются и просят помощи. Мы подготовили методические рекомендации, разослали информационную справку, но у людей всё равно остаются вопросы, — делится нюансами работы увлеченный педагог. —  Мы со всеми на связи, никому не отказываем в помощи: Красноярск, Хакассия, с Луганском телемост был. Если у нас в области кто-то захочет организовать такой класс, мы готовы помочь.

Эдуард Лавриненко мечтает провести в Благовещенске съезд профильных классов. Пригласить ребят из других регионов, федеральных спикеров историков, экспертов военно-исторического общества, чтобы детей погрузить в культуру и историю Дальнего Востока. Это позволит популяризировать нашу историю, познакомить с ресурсной базой, пригласить через большой масштабный форум директоров школ, учителей. Чтобы они тоже смогли сами все увидеть и заинтересоваться.(фото 5)

А пока набирается материал для следующих фильмов, планируется сделать картотеку видеороликов. Это непростая монотонная работа, которую благовещенцы намерены закончить к апрелю, чтобы начать сьемки новых фильмов.

На урок под Вивальди и «Ласковый май»

За время нашего общения несколько раз звучал звонок с урока и на урок, и всё время вместо обычного трезвона из динамиков доносилась классическая или популярная музыка.

— Это мы с учителем музыки предложили директору, и она нас поддержала, — улыбается Эдуард Лавриненко. — На следующей неделе новогодние песни будут звучать, чтобы создать праздничное настроение. А вообще нам с руководством школы повезло. Наверное, поэтому много молодых учителей осталось работать. Очень сильная поддержка идет от руководства. Так было и с нашим проектом.

Три основных качества, которые помогают Эдуарду Лавриненко работать в школе:

Эдуард Лавриненко получает награду за распространения лучших практик в области исторического образования. Фото: Администрация города БлаговещенскЭдуард Лавриненко получает награду за распространения лучших практик в области исторического образования. Фото: Администрация города Благовещенска

1. Нужно ко всему относиться с юмором.

«Если слишком серьезно ко всему относиться, то на нашей работе быстро сгоришь, сколько бы ни вкладывал — результат всегда будет разным».

2. Не переоценивать себя.

«У победы много авторов, а у поражения всегда один. Нужно стараться выкладываться до конца, но, если не получилось, не винить себя за неудачи. Я постоянно говорю своим детям об этом. В погоне за постоянным развитием и обучением забываем об итогах. Надо научиться ставить точку, не увлекаться и не упускать возможности».

3. Идти в ногу со временем. Важна техническая подкованность.

«Я уже из поколения ЕГЭ, и когда-то мы учили учителей компьютерным основам. Думал, приду в школу, и дети дадут мне фору. Оказалось нет. Технически я легко могу определить, сделана презентация с помощью нейросети или самостоятельно. Нейросеть — хороший инструмент, но не панацея. Важно уметь воспользоваться информацией, правильно ее обработать и самостоятельно мыслить. И мои дети это знают.  Сделав презентацию только с помощью ИИ, пятерку у меня никто не получит».

Возрастная категория материалов: 18+