Сегодня в нашей стране нет, пожалуй, человека, который бы ни разу не пропел какую-нибудь мелодию Петрова. Они удивительно запоминаются и создают хорошее настроение, которое однажды было выражено в его песне «Бывает все на свете хорошо...» - Андрей Павлович, вы носите фамилию Петров, живете в граде Петра и на Петровской набережной. Что значит для вас Санкт-Петербург? - Это - мое все, я здесь родился и за исключением нескольких лет эвакуации в войну всю жизнь прожил в этом городе, здесь состоялись все премьеры моих сочинений. Мне несколько раз предлагали переехать в Москву, но для меня это невозможно. Потому что Санкт-Петербург - это не просто география, это особый стиль жизни. Мой стиль. - Считаете, что коренные петербуржцы - особые люди? Вы застали петербуржцев Серебряного века? - Мои родители, дяди и тети - коренные питерцы. Мой дед был специалист по майорике, по эмали и до революции сотрудничал с многими художниками. Моя мама была художницей, ее сестра всю жизнь проработала в Эрмитаже. А годы учебы в консерватории! Практически все мои преподаватели были из Серебряного века, они общались и с Блоком, и с Ахматовой. Эти связи передаются и сегодняшней молодежи, особенно консерваторской и университетской. - Недавно состоялась церемония вручения «Золотого орла», которого вы удостоились за фильм «Бедный, бедный Павел». Что значит кинематограф в вашей жизни? - Я благодаря кино стал композитором. В детстве очень много читал и в эвакуации прочел практически всю библиотеку того городка, где мы жили. Сам мечтал стать писателем, потом, вернувшись в Ленинград, я увидел фильм «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. Он меня настолько потряс и перевернул мою жизнь, что я стал композитором, через кинематограф пришел к музыке. Появилось желание попробовать свои силы в кино. И первый фильм, к которому я написал музыку, был «Человек-амфибия». Пробовались многие композиторы, потому что музыки требовалось к этому фильму много и разной - подводной, фантастической, бытовой. Режиссер утвердил меня. После этого предложения из кино посыпались как из рога изобилия. Мне повезло в жизни встретиться с такими замечательными режиссерами, как Георгий Данелия, Эльдар Рязанов. Наша дружба стала плодотворной в творческом смысле. - Музыка кино - особая музыка. Она создает фон картины, ее настроение. Бывает, что музыка доминирует. Какова тайна создания киношной музыки? - Все начинается с чтения сценария, потом начинаешь обдумывать ее стиль, характер. Главное для меня - это просмотр отснятого материала: игра актеров подсказывает очень многое. При первой встрече с Георгием Данелия я прошел хорошую школу киномузыки, он мне многое подсказал. Написание музыки к кино не всегда удавалось с первого раза... - Спорить с режиссерами часто приходится? - Бывали споры, но я быстро понял, что спорить с режиссером бесполезно: он представляет музыку в контексте готового фильма. Как правило, оказывается прав режиссер. Бывает обидно, что в каких-то местах музыка заглушается шумами, репликами и уходит на второй, а то и третий план. Но режиссеру видней, в этом я убедился за долгие годы работы в кино. - Сегодня музыкальный хит зависит от числа проката в эфире. Фильмы прокатываются редко, но многие песни из фильмов становятся хитами. Например, «Я иду, шагаю по Москве». Что труднее - писать песню или инструментальную музыку? - Мне ближе инструментальная музыка. У песни из-за слов, из-за ограниченности времени, стилистики жизнь более короткая, чем у музыки. Вот вальс из фильма «Берегись автомобиля», его до сих пор играют в том виде, в каком он в фильме, а вот песню из фильма «Я шагаю по Москве» сегодня исполняют в новых аранжировках. - Вас угнетает, обижает, что половина сегодняшней эстрады держится на трех нотах и на двух словах? - Конечно, многое угнетает. Создается впечатление, что на сегодняшнее телевидение отбирается самое примитивное, самое незатейливое. Вся страна поет «Шоколадного зайца»... Это удручает. Такие песни были и будут. Обидно то, что они получают преимущество в наших эфирах, их постоянно вкручивают в наши мозги. - Сегодня многие композиторы садятся за компьютер и пишут с его помощью музыку. Вы к этому придете? - Нет, я к этому не приду: поздно перестраиваться. У меня традиционная школа работы. Мой друг писатель Даниил Гранин говорит: «Я не могу писать, если не вижу листа бумаги, если ручкой чего-то не почеркаю, не исправлю...» Перышко поскрипывает, бумага шелестит - это мне очень важно. У меня не компьютерные мозги, в компьютере есть все, кроме эмоций. А в музыке и вообще в творчестве эмоции - главное. - В вашем доме музыка Андрея Петрова часто звучит? - Честно говоря - нет. Если что-то звучит по радио или телевидению, то я слушаю от осознания того, что мою музыку еще слушают миллионы телезрителей. Специально никогда свою музыку не слушаю. - Андрей Павлович, а сколько всего фильмов с вашей музыкой? - Примерно восемьдесят. Есть композиторы, которые написали больше ста, например Таривердиев. Одна его «Ирония судьбы» чего стоит. - Немного конкретики. Как работалось в картине «Осенний марафон»? - Как ни странно, это оказалось одной из самых легких работ. С Данелия с первого раза не получалось никогда. Всегда приходилось несколько вариантов делать. Помню, что музыку к этой картине я написал часа за полтора и ему сразу безумно понравилось. - А финальная песня из фильма «Старые клячи»... Она просто уносит, от нее взмываешь ввысь! - Там потрясающие стихи Марии Петровых, которые Ахматова назвала лучшими лирическими стихами ХХ века. Там очень много внутренней силы и экспрессии, и написать музыку к такому стихотворению было довольно сложно. Зачастую с песнями приходится повозиться. - Андрей Павлович, вы в прошлом году были в Благовещенске, каким в вашей памяти остался наш город? - Город очень понравился. Он очень спокойный, красивый своей особенной красотой. И атмосфера там такая редкая: интеллигентная провинциальность. Там интеллигентность присутствует даже в улицах. На Дальнем Востоке я побывал впервые, так что меня любопытство привело в ваш город.
Композитор Андрей Петров: «С песней приходится повозиться...»
Достаточно напеть знаменитую песню «Бывает все на свете хорошо...» из фильма «Я шагаю по Москве», как... Ну конечно, это народный артист СССР композитор Андрей Петров. Андрей Павлович написал музыку к популярным фильмам «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс». А ведь была еще музыка к другим фильмам - «Осенний марафон», «Путь к причалу».
Фото: Архив
Амурская правда
от 31.07.2004
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии