Кому-то повезло: у них были деньги. А сколько людей, приехавших в областной центр за медицинской помощью, не получили нужного лечения и вернулись восвояси. Лишь потому, что им просто нечем оплатить необходимые исследования. Пресловутая страховая медицина, на которую возлагали столько надежд, обернулась для большинства амурчан необходимостью в очередной раз выворачивать карманы. Вопрос на засыпку Можно ли обойтись сегодня без платных услуг в лечебных учреждениях? Многие главврачи считают, что нет. Ведь больницы финансируются в основном из трех источников: бюджет, средства обязательного медицинского страхования и платные услуги. А вот руководство компании «Дальмедстрах» считает, что можно. И выдвигает свои аргументы. В финансировании лечебных учреждений Амурской области платные услуги официально составляют менее 10 процентов. Но пациенты утверждают, что практически при каждом обращении медработники предлагают платные услуги. Ни для кого не секрет, что иногда они оплачиваются пациентами наличными деньгами без оформления квитанций. В «Дальмедстрахе» утверждают: зачастую очереди в медицинских учреждениях - это искусственная ситуация, создаваемая медицинскими работниками, чтобы вымогать деньги с пациентов. Так платные услуги, которые можно получить только по собственному желанию, становятся неизбежным вариантом. Чтобы не быть голословным, заместитель директора ГУП МСК «Дальмедстрах» Сергей Балан привел пример: - Одна из наших сотрудниц лечилась в стационаре областной больницы. Приходит на физиолечение, а ей говорят: «Есть хорошее лечение. Но за это нужно платить. Есть похуже лечение, но бесплатно. С чего начнем?» Она, естественно, возмутилась: «Я сама врач, работаю в «Дальмедстрахе» и знаю, что денег с больных вы брать не должны». А ей: «Вы бы раньше сказали. Но понимаете, нас заставляют...» Кто конкретно заставляет? Где приказы на платные услуги? Молчание ягнят Анализ обращений застрахованных граждан в ГУП Амурской области МСК «Дальмедстрах» за первое полугодие 2006 года показывает: на втором месте - после жалоб на необходимость приобретения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в круглосуточных или дневных стационарах - жалобы на незаконное взимание платы с пациентов за медицинские услуги в лечебных учреждениях. В службу защиты прав застрахованных по данному вопросу обратилось 109 человек. В этом неприглядном рейтинге с большим отрывом лидирует городская клиническая больница N 3 Благовещенска - 56 фактов. На втором месте Амурская областная клиническая больница - 14. В первой городской Благовещенска зафиксировано 8 случаев, в Амурском областном онкологическом диспансере - 6, в отдельной больнице на ст. Свободный ОАО РЖД - 5, в Свободненской городской больнице, Зейской ЦРБ и Райчихинской - по четыре... Всего за полгода по жалобам пациентам было возвращено почти 207 тысяч рублей. Чаще всего народ заставляют платить за лапароскопические операции - это 60 процентов от общей суммы. Ультразвуковая диагностика и лабораторные исследования составляют 7,5 процента от общей суммы. - Взимание денег с пациентов характерно для многих ЛПУ. Кое-где это становится беспределом, - считает Сергей Балан. - Можно привести много примеров. Звонит директор нашего магдагачинского филиала: «Помогите, пожалуйста. Мне в третьей городской больнице Благовещенска будут делать операцию лапароскопическим способом, но за это с меня дерут деньги». Это незаконно, неправильно. Вопрос, конечно, уладили. Но, как показывает жизнь, из ста больных, с кого незаконно взяли деньги в больнице, к нам обращается человек пять - шесть. Остальные платят, проглатывают обиду и уходят. Спрашиваем, почему молчите? «Но мне же еще к этому врачу надо будет обращаться. В другой раз не примет...» Опыт можно перенять Есть ли какой-нибудь выход из сложившейся ситуации? Его пытаются найти в некоторых регионах России. На территории Томской области реализуется пилотный проект «Модернизация здравоохранения», в рамках которого меняется система финансирования. Если раньше областная больница имела три источника финансирования, то с первого января этого года все средства идут через фонд ОМС. Вместо отделения платных услуг там создан кабинет частной врачебной практики. Пациенты, не имеющие направления из городских и районных лечебных учреждений, могут прикрепиться к этому кабинету и обслуживаться бесплатно по полису. Новосибирская область предлагает регионам свой метод борьбы с медицинскими учреждениями, спекулирующими на оказании платных услуг. Первый шаг сделал губернатор своим постановлением о недопустимости взимания платы за то, что больной может получать бесплатно. Вторым шагом было подписание соглашения между территориальным фондом ОМС, лечебными учреждениями и их учредителями. По этому соглашению фонд ОМС берет на себя финансирование всех затрат лечебных учреждений, в том числе капитальный ремонт, тепло, связь и т. д., но те виды медицинской помощи, которые входят в программу государственных гарантий, не должны оплачиваться пациентами. Выполнение этого соглашения активно контролируется. Хотелось бы, чтобы в нашей области тоже упорядочили оказание платных услуг медицинскими учреждениями. Например, вместо отделений платных услуг создали бы хозрасчетные отделения, которые до того, как приступить к работе, предварительно оформили бы в аренду помещения, набрали отдельный штат работников, который не будет получать зарплату из средств ОМС, приобрели оборудование на заработанные внебюджетные деньги. Не только в ОМС и «Дальмедстрахе», но и многие медработники считают: государственную службу надо отделить от хозрасчетной. У нас же сегодня все перемешано: государственное имущество и оборудование, тот же кабинет, сидит тот же «узист» и говорит: «Талончиков уже нет». - «А мне надо» - «Хотите - платите!» И в свое рабочее время врач принимает платного больного. Аргументы врачей В то же время медики упрекают в бездействии сам «Дальмедстрах»: «Здравоохранение сегодня у многих амурчан ассоциируется с очередями, волокитой, потерей карточек, - соглашаются врачи. - И все склонны обвинять в этом конкретных людей, конкретных врачей. Никто не задумывается о том, что норматив приема больного в поликлинике на одного терапевта всего 6 - 8 минут. Что за это время можно сделать?!» Узких специалистов по штатному расписанию в поликлиниках тоже очень мало. К примеру, на огромное количество населения в четвертой поликлинике Благовещенска всего два кардиолога. Вроде бы муниципальные поликлиники обеспечивают диагностическим оборудованием. Но если посчитать нагрузку на одного врача, работающего, допустим, в кабинете УЗИ, то она будет невыполнима. - По норме в течение рабочего дня специалист должен посмотреть десять сердец. Но потребность-то гораздо выше, - убеждали меня в кабинете ультразвуковой диагностики. - Отсюда возникают диспропорция и эти самые двухмесячные очереди на исследование, о которых вы говорите. Кто-то не хочет ждать и платит за исследование. С одной стороны, это нормально. А с другой - у нас ведь бесплатная медицина. Почему никто не заботится о том, чтобы эта услуга была доступной? Рождается встречный вопрос: что для этого надо сделать? Пересмотреть норматив на одного больного, говорят врачи. Разработать стандарты. У нас ведь как зачастую бывает: врач на всякий случай назначает УЗИ, особенно если больной хочет. А может, при данном конкретном заболевании не нужно проходить это исследование. И третий момент - это правовое обеспечение системы платных услуг в медицинских учреждениях. Нормативная база оказания платных услуг в ЛПУ сегодня, по словам медиков, «никакая». - Вал назначений дополнительных медисследований тоже может быть регламентирован, - считает терапевт Ольга Яровая. - В прошлом году зимой в поликлиниках доходило до драк - люди не могли сдать анализ крови: грипп, ОРВИ и т. д. Вот положено сдавать кровь, и все, хотя для огромного количества пациентов это не повлияло бы ни на лечение, ни на исход болезни. Но больничный же закрыть надо! И шла битва у дверей лаборатории. Эти вопросы, считают врачи, можно решить и на региональном уровне. И заняться этим должен ФОМС и «Дальмедстрах»: «Пусть там разработают критерии, которые исключили бы излишнее количество назначений УЗИ, анализов всевозможных, и оставят исследования там, где они действительно необходимы. Эти меры позволят уменьшить и многочисленные очереди у кабинетов, и траты пациентов на платные услуги». P. S. Если вам предложили платную услугу в лечебном учреждении, прежде чем платить, проконсультируйтесь в службе защиты прав застрахованных МСК «Дальмедстрах» по телефону 44-67-92 в Благовещенске или обратитесь в филиалы компании по месту жительства.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии