Возможно, оно таит ключ к тайне появления людей и животных в Америке задолго до прихода испанцев. Докопаться до истины в Архаринском районе Приамурья мешают традиционные финансовые проблемы. Зато кладбище динозавров в Благовещенске, похоже, получит карт-бланш на развитие. В этом году его исследования обеспечиваются небывалой по нынешним временам суммой — полмиллиона рублей выделили Российский фонд фундаментальных исследований и Дальневосточное отделение РАН. В приватных беседах палеонтологи не скрывают, что хотелось бы больше, но тут же удовлетворенно кивают — мол, с такими деньгами уже можно работать. Программой максимум в этом сезоне специалисты считают показать миру очередной полный скелет амурского гадрозавра. Первую в этом году экскурсию по благовещенскому кладбищу динозавров руководитель раскопок Юрий Болотский организовал для АП.
Недалекая провинция
Амурская область один из немногих регионов дальневосточной России, который европейцы не спешат назвать далекой от науки провинцией. Все те же бельгийцы из королевского института естественных наук давно поняли, насколько непаханым остается поле позднемелового периода. Поэтому и приезжают сюда почти каждый год в буквальном смысле откапывать очередную сенсацию. Еще в 1990 году экспедиция благовещенского палеонтолога Юрия Болотского на Кундур заложила очередной научный фугас под фундамент незыблемости первооткрывательских заслуг Колумба. Десятиметровый скелет олоротитана Ванюши тогда наделал немало шума в научных кругах. Оказывается, знали о существовании Америки и древние люди, и их предшественники — динозавры. Более того, и те и другие ходили туда пешком. Кости доисторических животных, обнаруженные в Архаринском районе, очень похожи на те, что время от времени обнаруживают в канадских прериях и на Аляске. Подобную версию неоднократно подтверждали находки и на благовещенском кладбище динозавров. Одна из них недавно фигурировала на «Амурэкспофоруме-2007» в виде фибергласовой копии амурозавра Рябинина. Потом этого сравнительно небольшого искусственного зверя вернули на родину, то есть туда, где откопали. В институте геологии и природопользования ДВО РАН появилась идея сделать небольшую экспозицию прямо на месте раскопок.
Сегодня четырехметровый ящер озирает углы армейской палатки на Благовещенском месторождении позднемеловых рептилий. Копию даже с расстояния в несколько сантиметров не отличишь от оригинала. Характерные трещинки, сколы на коричневых костях сводят на нет все попытки найти исторический изъян. К сожалению, его старший десятиметровый искусственный собрат Ванюша так и остался в офисе — в палатке для него явно маловато места.
Есть у благовещенских палеонтологов еще один скелет, с которого в будущем сделают очередной качественный муляж. Пока же череп и кости этого керберозавра покоятся в ящике на специальном складе. Таким образом, амурчане добыли из недр уже троих практически целых и, что немаловажно, неизвестных доселе представителей древней фауны (плюс несметное количество костей и двенадцать черепов).
По всей видимости, не за горами четвертый скелет. Во всяком случае, Болотский и его команда уверены, что усилия дадут результаты. Главное, что появилась надежда, и на науку о прошлом стали обращать внимание.
Волонтерский легион
В этом году благовещенцы не стали ждать особого приглашения на возобновление раскопок и заселили карьер на улице Нагорной еще в мае. Год назад корреспондент АП был свидетелем завершающей стадии исследований на местном кладбище динозавров. К приятному удивлению, с тех пор древнее захоронение сильно изменилось к лучшему. Для тех, кто не помнит: раньше палеонтологи работали практически в чистом поле. Об их присутствии напоминала разве что пара-тройка палаток. Сейчас, помимо забора с металлическими воротами, появился комфортабельный вагончик с квалифицированной охраной и просторная уютная веранда с полным набором кухонной мебели и утвари. Там даже барная стойка есть, электропечь, газовая плита, телевизор и пара диванов.
— Сейчас остаются ночевать только добровольцы, — отмечает Юрий Болотский. — Еще в прошлом году приходилось самим нести охрану. Кстати, у нас даже ворота металлические тогда украли. Мы их нашли потом на пустыре неподалеку от пункта приема металлолома — видимо, не смогли дотащить.
Быт палеонтологов сильно напоминает службу в военно-морском флоте. Пока Болотский отчитывает дежурного, плохо отдраившего палубу веранды, часть команды возится с сукой американской стаффордширской породы. Двухлетняя Звезда недавно ощенилась и требует повышенного внимания. Собака стоит на довольствии еще с тех времен, когда об охранниках приходилось лишь мечтать.
— С полумиллионом рублей уже можно работать, — удовлетворенно кивает головой Юрий Леонидович. — Раньше шурупа было не выпросить, а теперь и молодежь можно подкормить, и бензин купить на поездки по городу.
Пока в палатке по соседству с новым жилищем искусственного амурозавра народу не так уж и много. Человек десять от мала до велика черпают совочками грунт. Среди волонтеров несколько мальчишек из окрестных домов. За бесплатно их работать никто не заставляет — идут сами. К одновременному сожалению и радости маститых палеонтологов, из десятка подростков до конца сезона остаются единицы. С одной стороны, лишние руки не помешают, с другой — меньше затопчут.
— Платить я им не могу, — признается Болотский. — Но мальчишки есть мальчишки — они за чай с дымком на многое готовы. Здесь не одно поколение успешных людей выросло, сегодня уже их дети приходят и просятся на раскопки.
— Главное, отличить камни от породы с мелкопористой красной структурой внутри, — добавляет семиклассник Женька Бахарев. Принцип добровольности по-прежнему едва ли не главный при организации раскопок, и что интересно, желающие, хоть и в небольшом количестве, всегда находятся.
В начале июля местный корпус волонтеров серьезно пополнится. Благовещенцы ожидают добровольцев из МГУ и Хабаровского краеведческого музея имени Гродекова. Иностранные завсегдатаи благовещенского кладбища динозавров палеонтологи Лаутерс Паскалин и Паскаль Годфруа из бельгийского королевского института естественных наук в этом году пока не объявлялись. Оба ученых более десятка лет пополняют бельгийские коллекции копиями амурских ящеров. Однако, скорее всего, в этом году европейцы снова появятся — слишком уж велик соблазн раскопать очередное доказательство древних путешествий между материками.
Не исключено, что иностранный легион разбавят японцы — они также бывали в этих местах и явно заинтересовались останками. Ровно в одиннадцать удар в рынду (видимо, еще одна морская традиция). Народ, не сговариваясь, тянется к веранде пить чай с батоном и повидлом. На голодный желудок много не накопаешь.
Главная тема за чаепитием — споры о преимуществах клеевых растворов, которые можно купить в наших хозяйственных магазинах. Каждый новый фрагмент буквально разваливается в руках. Поэтому, перед тем как вытаскивать кость из земли, ее обязательно пропитывают клеем. Удивительно, как за 70 миллионов лет вообще могло что-то сохраниться. Вот такой симбиоз древних останков и новейших технологий дает в итоге шаблон для изготовления уникальных копий ящеров.
— Фиберглас — хороший материал, — делится руководитель раскопок. — Самое главное, что он очень прочный и легкий. Но в России работать с ним сложно, технология не до конца отработана. Поэтому приходится кости сначала везти в Бельгию, там делать по ним формы, которые впоследствии заполняются фибергласом, а потом тащить обратно. К сожалению, нет пока закона о легальном обороте такого материала, как кости. Каждая из них для наших чиновников как скрипка Страдивари, и если бы хоть один череп остался в Бельгии, то я бы уже сидел. Может быть, оно и верно, но возни очень много получается с каждым ребром. Тем более что вывезти за границу удается далеко не все составные части скелета. Материал встречается настолько хрупкий, что дорогу в оба конца может не выдержать. Приходится дополнения к искусственным скелетам прямо на месте из дерева вытачивать, использовать смолу или клей.
Несмотря на очевидные сложности, Благовещенск и Кундур остаются главными точками на карте мира, где можно узнать тайну так называемого «берингийского моста», по которому гадрозавры курсировали из Азии в Америку и обратно. Только в Приамурье останки ящеров сосредоточены с потрясающей плотностью на квадратный метр. По этой же причине многократно возрастают шансы найти полные скелеты, хотя в большинстве своем конечности, хвосты, черепа и ребра динозавров, крокодилов и других рептилий как будто побывали в гигантской мясорубке. Все это спрессовано и находится под большой толщей земли.
Крыша для раскопок
Для составления полноты картины понадобится не один десяток лет. Поэтому благовещенские палеонтологи не теряют надежды обрести постоянный павильон на местном месторождении. В крытом помещении была бы возможность увеличить сезоны раскопок, а заодно попытаться сделать действующий музей динозавров и палеонтологии. Кроме того, посетителям всегда интересен не только внешний облик древних предшественников, но и процесс их изъятия из земли. Подобная мысль витает в головах специалистов на протяжении как минимум четверти века, но пока так и не обрела реальных очертаний. Возможно, в этом году дело сдвинется с мертвой точки. Груда железа под забором внутри благовещенского кладбища динозавров на первый взгляд напоминает бесполезную кучу хлама. На самом деле это фермы, которые не так давно широко использовались в сельском хозяйстве для строительства ангаров.
— Заместитель директора института геологии и природопользования ДВО РАН Сергей Юрьевич Ларионов серьезно прокачивает эту идею, — радостно заявляет Болотский. — Когда будет заложен первый камень, я сказать не могу, но вот эти фермы мы на всякий случай сюда притащили со склада. Скорее всего, это будет традиционный ангар, но с более современным покрытием. Обстановка внутри зависит от объема средств.
В будущем благовещенскому месторождению позднемеловых рептилий предстоит расширение. Оказывается, кладезь костей ящеров тянется далеко за пределы существующего забора. Правда, говорить об увеличении площадей рано — на сегодняшнем месте можно смело еще лет десять копать.
Запасы Кундурского месторождения куда как более богаты костями и скелетами. С момента его открытия в 1990 году на нем удалось освоить не более 400 квадратных метров, тогда как общая площадь кладбища достигает десятков квадратных километров. Вероятно, там они и будут покоиться и, скорее всего, «доживут» до лучших времен. Как показывает история, амурские гадрозавры «терпеливы» и умеют переносить десятки миллионов лет забытья.
Амурозавр Рябинина
Впервые останки амурозавра Рябинина (по имени автора описания) были обнаружены на благовещенском месторождении позднемеловых рептилий в 80-е годы прошлого столетия. Они носили на голове необычный нарост в виде шлема, который мог играть роль усилителя звука. Эти растительноядные животные весом до пяти тонн и десяти метров в длину вели стадный образ жизни и заботились о потомстве. Период их существования приходится на поздний мел мезозойской эры, а ареал обитания ограничивался Амуро-Зейской равниной. В строении их скелета угадывается множество примитивных признаков, более характерных для предков динозавров. Остается загадкой, как они могли одновременно существовать с другими шлемоголовыми, но эволюционно продвинутыми олоротитанами (Ванюша) на ограниченной территории. И те и другие вымерли около 65 с половиной миллионов лет назад.
Керберозавр
До сегодняшнего дня одно из наиболее загадочных существ, обнаруженных на благовещенском кладбище динозавров. В отличие от олоротитана и амурозавра, не носил гребня, но также относится к гадрозаврам. Таких еще называют плоскоголовыми динозаврами. Найден на благовещенском месторождении позднемеловых рептилий в 80-х годах прошлого века и благодаря российским и бельгийским ученым диагностирован как новый вид. Вымер около 65 с половиной миллионов лет назад.
Возможные версии
Гадрозавры известны практически по всему миру. Ученые относят их к последним представителям сообщества динозавров, существовавших на земле от 65 до 100 миллионов лет назад. Месторождения рептилий находят в пустыне Гоби, Мексике, странах Северной Америки. Для Приамурья ближайшие кладбища расположены в КНР — это Лунгушань и Улуга. По словам Юрия Болотского, найденные там останки очень похожи на скелеты из Благовещенска и Кундура, но все же имеют существенные отличия. Практически разные подвиды одного семейства могли одновременно развиваться на сравнительно небольшой территории. Прежде всего это говорит о былом географическом разделении материка на разные континенты.
Гадрозавры из Приамурья могли путешествовать в Америку и испытывали трудности в походах на Юго-Восток. По мнению известного российского палеонтолога доктора биологических наук Евгения Курочкина, действительно, мог существовать так называемый «берингийский мост», в то же время Юго-Восточная Азия была отделена от дальневосточных земель большим морским заливом. Таким образом, создавались условия для сосуществования сравнительно небольших родственных анклавов ящеров, которые развивались по различным эволюционным цепочкам. Помимо растительноядных гадрозавров (прозванных утконосыми за длинную нижнюю челюсть), в окрестностях нынешнего Благовещенска могли разгуливать легендарные носители агрессии тиранозавры и еще пять или шесть разновидностей древних хищников. Большинство найденных на месторождении костей имеют покусы и более серьезные повреждения, оставшиеся от зубов плотоядных. Само Приамурье в те годы напоминало настоящий затерянный мир с джунглями, кишащими различными животными, тропическими ливнями, способными вызвать мощные селевые потоки. Вероятно, один из них и смел на своем пути все живое, перемолов животных в мясокостную муку. В районе Благовещенска этот селевой поток остановился.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии