Сегодня Правительство России нацеливает регионы на постановку амбициозных задач. Органы власти реализуют свои задачи через осуществление экономической, социальной и финансовой политики. Сейчас есть все возможности исполнять их на новом, качественно более высоком уровне. С одной стороны, это непосредственно связано с оптимизацией видов бюджетных доходов и расходов, снижением себестоимости бюджетных услуг, с другой, - с повышением их результативности. В современном понимании результативность определяется как достижение показателя конечного эффекта, показателя непосредственного результата и показателя использования ресурсов. Иерархия показателей результативности отражает процесс разукрупнения цели: например, показатель непосредственного результата объясняет, за счет чего обеспечивается показатель конечного эффекта, с использованием каких ресурсов. Нужно это прежде всего для того, чтобы доходов стало больше, а расходы были как можно более обоснованными, то есть ориентированными на результат - измеримый и конкретный. Финансовая бюджетная политика в области доходов будет ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения. Задача правительства - установить справедливость для всех налогоплательщиков. Налоги должны платить все. Нельзя допустить, чтобы за счет части налогоплательщиков обеспечивались социальные обязательства власти для всего остального населения. Поступления налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области в 2008 году увеличатся по сравнению с 2006 годом на 33,4%, в том числе: - налоговые доходы возрастут на 52% за счет роста объема прибыли предприятий и расширения числа прибыльных предприятий, увеличения фонда оплаты труда и объема производства подакцизных товаров: спирта, пива и алкогольной продукции; - неналоговые доходы возрастут на 49% за счет доходов от использования имущества, находящегося в собственности области и муниципалитетов. Важнейшей задачей правительства Амурской области на среднесрочную перспективу является увеличение поступлений доходов в бюджет области к 2010 году до 43 млрд. рублей в год. Налоговая политика в ближайшие три года будет ориентирована на дальнейшее совершенствование регионального и местного налогового законодательства в части пересмотра установленных ставок налогов на основе анализа эффективности действующих налоговых ставок и налоговых льгот. Это коснется таких налогов, как налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на прибыль, земельный налог и налог на имущество физических лиц. Будут осуществлены мероприятия по повышению качества администрирования налогами и созданию стимулов предприятиям и организациям для увеличения выплат в консолидированный бюджет области. Развитию земельного рынка и в конечном итоге повышению эффективности сельскохозяйственного производства, развитию налогового потенциала муниципальных образований будут способствовать изменения земельного законодательства, предусматривающие упрощение процедуры оформления земельных участков и порядка разграничения собственности на землю. Органам местного самоуправления придется максимально использовать эту возможность и принять энергичные меры для создания полной и достоверной информационной базы объектов налогообложения земельным налогом и налогом на имущество физических лиц. Наряду с мерами по совершенствованию налогового законодательства области остается актуальным вопрос выявления и мобилизации дополнительных источников доходов. В рамках решения поставленной задачи по увеличению поступлений доходов в областной бюджет в 2008 - 2010 годах правительством области планируется осуществить следующие мероприятия: повышение предпринимательской инициативы и инвестиционной активности во всех отраслях экономики, в том числе предприятий и организаций, входящих в состав «вертикально-интегрированных структур»; предотвращение фактов выплаты «теневой» заработной платы налоговыми агентами и совершенствование методов контроля по легализации «теневой» заработной платы; усиление воздействия на организации, допускающие выплату заработной платы ниже установленного в области прожиточного минимума; проведение инвентаризации недвижимого имущества, находящегося в собственности физических лиц, и создание на ее основе реестра объектов недвижимости; улучшение деятельности государственных предприятий Амурской области, в том числе путем реорганизации убыточных и не обеспечивающих выполнение государственных функций; оказание государственной поддержки через механизм предоставления бюджетных налоговых кредитов и залога в целях стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности предприятий; обеспечение взаимодействия с управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области, другими администраторами доходов в части обмена оперативной информацией по платежам в областной и местные бюджеты; активизация работы координационного совета по вопросам финансового оздоровления и банкротства организаций, расположенных на территории области, с участием различных органов в целях сокращения и ликвидации недоимки. Будет повышена роль среднесрочного бюджетного планирования. Формирование и утверждение областного бюджета на трехлетний период рассматривается в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Трехлетний бюджет позволит накапливать средства, более рационально управлять денежными потоками, своевременно финансировать строительство социальных объектов. Мы планируем сформировать четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы будут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения. Андрей Конюшок, первый заместитель начальника департамента ЭРВС.