Если перечислять титулы и звания Владимира Анатольевича, то начинать надо с этого: профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшей школы и почетный гражданин Благовещенска. Но даже этот достаточно внушительный перечень будет неполным, если не сказать, что Доровских академик четырех академий, член-корреспондент еще одной - Славянской международной. Если не сказать о его наградах, в числе которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Гуманизма и Милосердия, орден Ломоносова II степени. А еще под научным руководством Владимира Доровских опубликовано 545 научных работ, 24 монографии, 10 учебных пособий, получено 25 авторских свидетельств и патентов на изобретение. Даже не верится, что все это можно сделать, такого результата достичь всего за 44 года научно-педагогической деятельности. Можно! Если служишь раз и навсегда избранному делу так, как Доровских. А он сегодня, в день своего 65- летия, вправе сказать: «Медакадемия - это вся моя жизнь». Начинался этот путь ученого, достойный восхищения, в далеком 1959 году, когда студент Доровских впервые переступил порог медицинского вуза, как это сделали тысячи юношей и девушек до и после него, и как это сделают через несколько дней нынешние первокурсники. - Владимир Анатольевич, есть ли принципиальная разница между студентами шестидесятых годов и сегодняшними? - Да, и весьма существенная. Тогда мы были хуже подготовлены для обучения в высшей школе. Да, мы хорошо знали школьные предметы, но не более того. Сказывалась отдаленность от центра, информационный вакуум тех лет тоже надо учитывать. Сейчас у школьников такое богатое информационное поле, как Интернет, столько возможностей! А иностранные языки большинство студентов не знают, хотя учились этому с пятого по одиннадцатый класс. Ни объясниться с иностранцем не могут, ни свободно перевести текст! Сегодня же без этого не обойтись - не то что в мои студенческие годы. Что еще больше настораживает - так это отвратительное знание русского языка! Знаете, каков итог единого госэкзамена по русскому языку в Приамурье? 22 процента учащихся получили двойки, у 52 процентов - тройки! Вот проблема из проблем... Есть еще немало минусов у сегодняшних студентов, и не последний - разобщенность. Идет кастовое деление в молодежной среде - на богатых и бедных. Даже знание иностранного языка сейчас определяется не способностью учащегося, а толщиной родительского кошелька - репетиторы не бесплатные! - Почему ребята по-прежнему выбирают ваш вуз, а не те, где обучают «денежным» профессиям? Что это, стремление быть именно врачом или обычный расчет на знание химии и биологии? - Конечно, стремление быть врачом! Какие «преимущества» имеют медики перед другими специалистами? Никаких, кроме низкой зарплаты и постоянных проверок, «наездов». Здравоохранение как только сейчас не называют - и криминальным, и убогим. И если молодежь продолжает идти в наш вуз - это уже осознанный выбор, если хотите - даже призвание. Я нисколько не разочарован, что у нас низкий конкурс: два человека на место, хотя было 6 - 7. Как ректора меня это устраивает. К нам абитуриенты идут осознанно, хотя знают, что в АГМА учиться очень тяжело, особенно первые полтора года. Нагрузка колоссальная! Выдерживают не все - отсев до 10 процентов. - Кем сегодня хотят стать ваши выпускники? Участковыми терапевтами и семейными врачами? Не хирургами же, о которых напрочь забыл нацпроект «Здоровье»... - Нет, они хотят быть дерматовенерологами! Очень тревожный факт. Раньше на место хирурга в интернатуре претендовали 10 человек, акушера-гинеколога - 15 студентов. Сегодня эти профессии непрестижны. Каждый третий идет в дерматовенерологи. Почему, спрашиваю. «Пройду специализацию, стану косметологом и открою свой кабинет». Но если все в косметологи пойдут, кто же будет лечить больных! В ЦРБ, участковых больницах скоро некому будет работать - такое там старение кадров... - Скажите, сколько специалистов подготовил ваш вуз? - Около 15 тысяч врачей. кстати, в этом году АГМА отметит свое 55-летие. Большая часть врачей в Амурской области - это наши выпускники. Как-то мы с начальником отдела кадров федерального Минздрава перебирали картотеку главных врачей Москвы. Оказалось, что 15 из них получили образование в Благовещенске. Причем отзывы о них отличные. - Владимир Анатольевич, кто повлиял на ваш выбор будущей профессии? - Старшая сестра, она к тому времени окончила медицинское училище и была первым медиком в нашем роду. Но так получилось, что я, будучи аспирантом, учил свою сестру, уже студентку вечернего факультета мединститута. - И кем вы мечтали стать? - Конечно, хирургом, как и многие. Сутками пропадал в 3-й горбольнице, ассистировал, перевязывал, ухаживал за больными. Мне это доставляло удовольствие. Но старший друг переманил на кафедру фармакологии - попросил помочь в экспериментах над животными. Ему нужен был человек, владеющий хирургической техникой. А потом я три года посещал кружок при этой кафедре. Впрочем, фармакологией нельзя было не увлечься, кафедрой тогда заведовала профессор Кира Александровна Мещерская - удивительный человек и талантливый ученый. Что мы там только не исследовали! Лекарственные растения, в том числе применявшиеся в китайской народной медицине. Потом пришло время синтетических медицинских препаратов. Внедрили в клиническую практику препараты, облегчающие адаптацию к холоду - этого требовал БАМ. В последнее время я занимаюсь антиоксидантами. Их влияние на окислительные процессы, протекающие в клетках, настолько велико, как и интерес медицины к ним, что ученые мира называют XXI век веком антиоксидантов. Сейчас вместе с моей кафедрой над этим работают кафедры гистологии, биохимии, ряд ведущих клинических кафедр вуза. - Что еще в вашем творческом портфеле? - Начинаем работу с дегидрокверцитином. Его делают из вытяжки лиственницы и применяют как пищевую добавку. Наша задача - сделать на его основе лекарственные препараты, а это сложнее и ответственнее на несколько порядков. А почему вы не спросите, что в моем, так сказать, хозяйственном портфеле? - Спрашиваю, стабильно ли идет финансирование АГМА? - До прошлого года, да. Все было четко: зарплата, стипендия, оплата коммунальных услуг. А потом все пошло кувырком: большое недофинансирование на этот год. Зурабовский Минздрав уменьшил перечисление на коммунальные платежи аж на 8 миллионов рублей! Звоню в Москву: почему такое сокращение, когда тарифы на ЖКУ постоянно растут? Мне отвечают: сколько у нас было, так и распределили. Как вам такая постановка вопроса? Переписка, поездки, выпрашивание... Пока выпросил 3 миллиона, теперь меня завтраками кормят, мол, еще добавим. Но у нас есть деньги только на то, чтобы заплатить коммунальщикам за сентябрь. Как будет жить мед-академия зимой, не знаю. И еще одна неприятность от Зурабова: вместо того чтобы увеличить нам фонд зарплаты (есть документ о прибавке за ученые звания), напротив - Москва уменьшила его на 3 миллиона по сравнению с прошлым годом. - Парадокс! - Я пытался выяснить причину. Мне говорят, такова методика Минфина. А что, его в прошлом году не было и министерство это ничего не знает о законом утвержденных прибавках за ученые звания? Обидно! Такой суммы мы не заработаем - как бы ни старались. Вуз сохранил все бюджетные места для поступающих и не увеличил плату за обучение на коммерческой основе: мы же знаем, городские ребята из более состоятельных семей пошли в юристы, а на селе все то же безденежье. Пока заплатили за свое обучение только 25 студентов, то есть 10 процентов от общего числа первокурсников. У нас, между прочим, учатся жители Магаданской области, Тувы, Бурятии, Сахалина, юга Якутии, есть и граждане КНР. - Владимир Анатольевич, с высоты прожитых лет что вы пожелали бы студентам I курса медакадемии? - Сложно отвечать, если «с высоты прожитых лет»... Я себя не чувствую 65- летним! 65 лет... Нет, это не про меня! Первокурсников я всегда поздравляю с поступлением в один из престижных вузов страны. Но всегда говорю им: будет трудно. По 60 - 80 страниц надо не просто прочитать к каждому занятию, а на первых курсах даже вызубрить. Но это необходимо, иначе профессию врача не освоить. Я скажу ребятам так: «Пусть это звучит пафосно, но мы с вами выбрали профессию медика не случайно. Потому что знаем, чувствуем свое самое главное предназначение в жизни - помочь людям!»
Владимир Доровских: «Медакадемия - это вся моя жизнь»
ЗдоровьеБез малого полвека мысли и дела Владимира Доровских связаны с этим вузом. Студент, аспирант, ассистент, старший преподаватель (параллельно замдекана), доцент, заведующий кафедрой фармакологии, а последние два десятка лет он является и ректором медакадемии.
Фото: Архив
Амурская правда
от 28.08.2007
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии