Семь футов под килем
За время своего существования Благовещенский судостроительный завод имени Октябрьской революции спустил на воду более 600 судов самого разнообразного назначения — от сейнеров до танкеров. Флагман судостроения на Дальнем Востоке внес большую лепту в развитие экономики Амурской области. Вчера коллектив отметил 120- летие завода. А утром на предприятии побывали корреспонденты «АП». Еще издали увидели возвышающуюся на стапелях яхту. Ее подняли, чтобы поставить на зимний отстой. «Хранение такого судна на открытом воздухе допускается только при температуре не ниже -10 градусов, иначе корпус из пластмассы может дать трещину», — пояснили корабелы. Гостья займет свое место рядом с катерами МЧС, УВД, Россельхознадзора и других организаций. За время зимней стоянки эти катера предстоит отремонтировать. А вот сухогрузной самоходке не повезло. «Старушке» придется зимовать у эллинга прямо под открытым небом.
— До наступления холодов надо успеть сделать на сухогрузе ремонт корпуса, а механику «подлечим» уже по весне, — ввел в курс дела заместитель генерального директора завода Владимир Громов.
В прошлом году судостроительный получил первый за последнее время серьезный госзаказ, выиграл конкурс Минобороны. В октябре был заложен большой гидрографический катер. Сегодня корпус судна сформирован практически на сто процентов и готов к испытанию. Идет монтаж механизмов, трубопроводов. В ноябре предстоит заизолировать все помещения, а с декабря на военном катере планируют начать электромонтажные работы.
— По контракту спустить на воду судно мы должны в 2009 году. Но, взвесив свои силы, поставили задачу сдать гидрографический катер на год раньше, — отметил руководитель предприятия Вячеслав Попов. — Вкладываем в строительство свои оборотные средства.
«Есть у нас и своя «Бастилия», — с иронией говорят корабелы. Это рыбоохранное судно, которое наполовину готово, но превратилось в долгострой. Оно изготавливается по заказу Госкомрыболовства и уже семь лет не финансируется. Наконец появилась надежда достроить судно. Правда, для этого его необходимо переделать в научно-исследовательское. В сентябре по приглашению амурского губернатора судостроительный завод посетил глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. Была достигнута предварительная договоренность о финансировании «замороженного» плавобъекта. А буквально недавно Госкомрыболовства объявил конкурс на достройку научно-исследовательского судна. Однако Благовещенский судостроительный в нем участвовать, по всей видимости, не будет. Условия данного конкурса, уверяют на заводе, выполнить просто нереально. А попасть в «черный список» неблагонадежных исполнителей коллектив не хочет.
— Конкурсная документация подготовлена слабо. По сути, не сделано никакой проектной проработки. Получается, все судно надо перерезать, трюм переместить в другое место, изготовить новую надстройку, но сумма такова, что мы в нее никогда не уложимся, — считает руководство завода. — А если откажемся, то нас сразу же внесут в реестр неблагонадежных поставщиков. С одной стороны, это заставляет исполнителей реально оценивать свои возможности. Но реальная оценка должна быть обоюдной — и у того, кто объявляет конкурс, и у того, кто собирается в нем участвовать, будет его исполнять. А пока, как говорится, игра идет в одни ворота.
Свои веские аргументы руководство завода направило губернатору, в конкурсную комиссию и Федеральное агентство по рыболовству. Есть два возможных варианта. Первый — судно могут забрать и разместить на другом заводе. Второй, более предпочтительный, — надо подойти к вопросу с экономической точки зрения и доработать конкурсную документацию.
Легче новое судно построить, чем выполнить предлагаемый вариант, и дешевле будет, говорят на заводе. А здесь научились считать каждую копейку. Иначе бы не выжили. В Благовещенске нет больше хлопкопрядильной и спичечной фабрик, других крупных производственных предприятий, а судостроительный действует и уверенно смотрит в будущее. Мы заглянули в механический цех. Чтобы увеличить ассортимент «точонки» (так заводчане называют детали машиностроения), на судостроительном запустили современные станки с числовым программным управлением. Однако сегодня они простаивают — нет массовой продукции.
— Эти станки экономичны только для большой партии деталей, а изготавливать на них по 30 — 40 штук нам невыгодно, — пояснили рабочие, — поэтому работаем на универсальных токарных.
Рядом с одним из станков с ЧПУ в ожидании своего часа простаивает и «непрофильное» изделие заводчан, на которое начальник механического обратил наше внимание. Это дымосос. Когда-то судостроительный поставлял их для котельных области. На заводе говорят, что с успехом могли бы делать это и сегодня.
— Когда наше основное производство, по судостроению, пошло на убыль, мы не ждали манны небесной. Стали больше внимания уделять попутной продукции. Наши конструкторы усовершенствовали и дымососы. Опробовали их сначала у себя на котельной — работают успешно, и намного надежней тех, что мы получали раньше с других заводов. Один из пробной партии отдали военным: в екатеринославской части на котельной возникла аварийная ситуация. Потом узнавали — оборудование работает нормально, никаких претензий к заводу нет, — говорит начальник механического цеха Сергей Димура. — Но ЖКХ Амурской области до сего времени почему-то закупает дымососы для котельных в других регионах. Наше руководство несколько раз выходило на областной уровень с предложением рассмотреть этот вопрос — ответа так и не получили.
Еще одно перспективное направление попутного производства амурских корабелов — горячая оцинковка деталей. Несколько лет назад здесь усовершенствовали технологию, которая позволяет цинковать детали длиной до 13 метров. К примеру, защитное покрытие позволяет продлить срок службы опор линии электропередачи с 20 до 80 лет. Пошли на определенные затраты и попали в точку. Производство оказалось востребованным. В результате заняли рынок на Дальнем Востоке, и сегодня завод принимает заказы из Хабаровского края, Сахалина, Иркутской области, Приморья.
Нам показали уникальный трубогибочный станок — единственный в области. Его приобрели, когда начали осваивать группу судов для Военно-морского флота — танкеры, водолеи. Он позволяет гнуть трубы большого диаметра и за короткое время изготовить всевозможные коленья, отводы под любым углом, рассказал зам. генерального и подчеркнул, что в этом вопросе судостроители готовы также более плотно сотрудничать с жилищно-коммунальным сектором.
— В прошлом году закупили линию плазменной резки с программным управлением, — продолжил Владимир Громов. — Это позволяет, во-первых, экономить металл — раскрой делается оптимальный, нет таких отходов, как при ручной резке. И самое главное — после такой резки качество сварки намного выше.
Однако на производстве попутных изделий в виде различных емкостей, деталей машиностроения и металлоконструкций судостроительный завод способен удержаться на плаву, но не более того. Главные надежды на расцвет предприятия коллектив связывает с загрузкой мощностей под изготовление «родной» продукции — сейнеров, танкеров. Уже подписан контракт на изготовление двух плашкоутов для Сахалина. В ноябре начнется закладка. Прибрежное рыболовство будет всегда востребовано, считают судостроители. Именно с этим сегментом рыболовецкой отрасли связывают перспективы развития завода. Со следующего года запланировано проведение ревизии парка судов всего российского судоходства, поэтому потребность в новых, современных рыболовецких сейнерах резко возрастет, так как более половины арсенала рыболовецких судов из 3,7 тысячи устарело морально и физически.
Агентство по рыболовству России рассматривает базу Благовещенского судостроительного завода как оптимальный вариант для выпуска судов, предназначенных для нужд Дальневосточного флота. А значит, у предприятия появилась реальная перспектива реализовать свой потенциал на полную мощность, что придаст его развитию «второе дыхание».
* * *
Поздравляем!
Министерство промышленности, топливно-энергетического комплекса и связи Амурской области горячо и сердечно поздравляет рабочих, инженерно-технических работников, руководство и ветеранов ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции» с юбилеем. Много славных страниц в 120-летней летописи завода. Трудом поколений рабочих и инженеров выросло крупное машиностроительное производство, создана материальная база для обновления и совершенствования выпускаемой продукции. Коллектив завода бережно хранит и приумножает трудовые традиции старших поколений, внедряются в производство новые инженерные решения, осваивается современное оборудование. Руководство завода проявляет заботу о здоровье и отдыхе своих работников, принимает активное участие в развитии социальной сферы города Благовещенска. В этот памятный день примите нашу искреннюю благодарность за напряженный и добросовестный труд. Желаем коллективу доброго здоровья, счастья и благополучия, успехов в решении производственных задач!
Министр промышленности, топливно-энергетического комплекса и связи Амурской области А. И. Гришин.