— Цель законопроекта, который мы предлагаем на рассмотрение, — упорядочить деятельность легковых такси в области, — поясняет главный инспектор управления государственного автодорожного надзора Денис Будкин. — Эта проблема назрела уже давно. Раньше деятельность такси подлежала обязательному лицензированию, наше управление занималось этим вопросом, вело реестр перевозчиков. Но в 2005 году федеральный закон изменился, и деятельность легковых такси ушла от лицензирования. Могу прямо сказать, что это привело только к негативным последствиям. Сегодня никто толком не знает, сколько у нас организаций такси, как они работают, потому что никто их не контролирует. По нашим данным, в городе более 100 фирм, которые предоставляют услуги такси. У нас нет как таковых полномочий по их контролю, но если к нам поступают жалобы, то мы проверяем эти фирмы. В результате оказывается, что эти организации за душой не имеют ничего — ни машин, ни водителей. Бывает, что существует исключительно устная договоренность с перевозчиками, и если поступает жалоба от клиента, то водителя найти, как правило, не удается. Мы предлагаем принять областной закон, который будет регулировать этот бизнес. Каждый, кто хочет стать его участником, должен пройти процедуру аккредитации, то есть получить своего рода допуск. Тогда у нас будут законные рычаги воздействия на недобросовестных таксистов и будет, наконец, цивилизованная конкуренция в этой сфере.

После того как в 2004 году был принят закон «Об автомобильном транспорте», который урегулировал автобусные перевозки, а в следующем году было отменено лицензирование легковых такси, некоторые перевозчики пошли на хитрость. Они переоборудовали свои автобусы, убрав из них сиденья, и перевели их из категории «D» в категорию «B». То есть фактически они зарегистрировали автобусы как легковые автомобили, которые по закону не подлежат контролю надзорных органов, и продолжили свою работу. Например, сегодня официально на маршруте Завитинск — Благовещенск нет ни одного автобуса, потому что их хозяева перевели их в категорию «легковушек», чтобы избавить себя от лишних хлопот. Ведь лицензия накладывает определенные требования — водитель должен проходить медосмотр перед выходом в рейс, проверять техническое состояние машины. Однако некоторые специалисты, несмотря на все аргументы в пользу законопроекта, посчитали его «сырым» и преждевременным. Более того, по мнению ряда экспертов, он может стать еще одним административным барьером.

— Подобный проект закона, но несколько в другом виде, рассматривался год назад, но на него мы получили отрицательное заключение антимонопольной службы, — подчеркнул начальник управления организации пассажирских перевозок министерства транспорта и дорожного хозяйства области Юрий Гужевский. — Основное замечание было связано с тем, что нарушается закон о конкуренции и ограничивается деятельность предпринимателей. Сегодня федеральное законодательство лицензирования для легковых такси не предусматривает, поэтому, введя его на местном уровне, мы создадим дополнительный административный барьер, и это может вызвать недовольство. Я все же считаю, что не стоит забегать вперед федерации.

— На первом месте все же должна стоять безопасность пассажиров, — парировал депутат Владимир Сушков. — Если кто-то хочет заниматься извозом, пусть объединяются, заключают договоры, проходят техосмотры и медосмотры, пусть диспетчер знает, кто у него работает и с кого спрашивать. Есть случаи, что у машины еще нет номеров, а она уже стоит с «шашечкой». Поэтому лично я считаю, что этот законопроект нужно поддержать, иначе порядка в этой деятельности так и не будет.

Ежедневно услугами такси пользуются тысячи благовещенцев, и большинству из них знакомы неприятные ситуации, когда приходится сталкиваться с плохим качеством сервиса или необоснованно высокими тарифами на услуги. А пока деятельность машин с «шашечками» практически никем не контролируется, то и пожаловаться некому.

Однако здесь и чиновники, и депутаты одним из путей решения считают установку таксометров. Электронный контролер указывает количество километров, которое проехал пассажир, и сумму, которую следует заплатить водителю. Кроме того, чек дает возможность пассажиру защитить свои потребительские права. Как говорится, все новое — это хорошо забытое старое.

Таксометры будоражили умы еще дореволюционных извозчиков. Уже в конце 19 века у них были приборы, учитывающие зависимость оплаты от пройденного расстояния. В советские времена таксометр, или счетчик был неотъемлемым элементом любого зеленоглазого автомобиля. Правда, потом он исчез из повседневного обихода. Сегодня за проезд на одно и то же расстояние таксисты даже одной компании могут назвать совершенно разную цену. Законодательство обязывает использовать контрольно-кассовую технику еще с 1993 года. Но пока в областном центре зарегистрирован только 51 таксометр, хотя ездят по городу более 1000 такси. Сам аппарат стоит около 15 тысяч рублей, но таксисты считают, что дешевле заплатить штраф в несколько тысяч, чем приобрести аппарат. В итоге дискуссии депутаты решили, что необходимо провести круглый стол, а уже после этого создать рабочую группу по доработке законопроекта.