- В прошлом году из-за наводнения уголь не смогли доставить водным транспортом, хотя в начале и в конце навигации мы бы могли спокойно работать, - говорит директор ЗАО «Торговый порт Зея» Александр Соколов. - Однако администрация города нашла другой способ - перевозку топлива через станцию Тыгда автотранспортом. Это поставило порт в тяжелое положение: за прошлый год мы потеряли порядка 7 миллионов рублей, и в этом году ситуация может повториться. Раньше порт начинал завоз угля 3 - 5 мая, сейчас уже июнь, а мэрия до сих пор не сообщила, каким способом будет завозиться топливо - по воде или по земле. К возможным убыткам начали готовиться еще в прошлом году. Если раньше в порту работало 300 человек, теперь штат сократили до 70, оставшиеся перешли на сокращенный рабочий день. Ради экономии пришлось переехать из собственного административного здания в бывшее здание магазина - слишком дорого отапливать большое помещение. Из-за сокращения объемов перевозок один из двух кранов на угольном причале пришлось пустить на металл. Всего на содержание причала уходит порядка 600 тысяч рублей в год, поэтому руководство порта начало задумываться и о продаже второго крана - 10-тонного «Альбатроса». Без него угольный причал станет бесполезным, а порт -банкротом. Руководство порта уже обратилось в Хабаровск с вопросом о продаже «Альбатроса», ответ пришел положительный: разрешено приступить к оценке техники. Уже нашлись и потенциальные покупатели: спрос на такого «работника» большой. Кстати, кран стоит порядка 60 миллионов рублей, поэтому можно с уверенностью сказать, что город никогда не сможет приобрести такую технику вновь. Работа в долг Для того чтобы подготовиться к навигации этого года, речной порт Зеи взял кредит три миллиона рублей у ОАО «Амурское пароходство». Причем деньги взяты под залог флота. поэтому, если порт не выплатит долг до 1 сентября, все движимое имущество уйдет из города. - Выживаем за счет других грузов: пассажирские перевозки, аренда техники, перевозка леса в Китай. Начали заниматься лесозаготовками, а чтобы не идти порожним обратно, возим песок, - говорит Александр Соколов. - Я работаю здесь с 1981 года, и не раз власти отказывались от водного сообщения, но потом вновь к этому возвращались. Уничтожить много ума не надо, однако восстановить причал город не сможет никогда. С убытками отработал прошлую навигацию и речной порт Свободного. В этом году руководство уже не надеется на заказы по перевозке угля и ищет иные заработки. - В прошлом году нам удалось заработать на перевозке леса, в этом году заключаем договор на перевозку гравия, три теплохода работают на перевозке цемента на направлении Хэйхэ - Благовещенск. Одно судно у нас уже стоит без работы, и Хабаровск хочет забрать его к себе. Положение очень сложное, мы теряем суда и людей, - поделился проблемами гендиректор ООО «Суражевское» Геннадий Чарыков. Власть против флота? Решения угольного вопроса в Зейском порту ждут каждый день. Именно на этот порт приходятся самые большие объемы перевозки угля. Как сообщил «АП» источник в правительстве области, руководство города Зеи в лице его мэра Дмитрия Булдина сознательно «тормозит» процесс. Местные власти против использования речного транспорта. однако по какой причине, не понимают даже в областном правительстве - по воде доставлять топливо намного экономичнее. Если в прошлом году речники предлагали завозить уголь по 1300 рублей за тонну с доставкой к котельной, то перевозка на машинах обошлась городскому бюджету в 1650 рублей за тонну. Причем доставлять пришлось практически всю зиму и топить котельные промерзшим углем «с колес». Кроме того, как стало известно «АП», в этом году областной конкурс на закупку и доставку угля проведен поздно, и, вероятно, организационные вопросы решатся не скоро. Скорее всего, рассказали в областном правительстве, угля портам не видать - навигация заканчивается уже в октябре, и речники просто не успеют перевезти ценный груз. Сохраним ли флот? Однако вопрос уже не столько в угольных поставках, сколько в будущем всего амурского флота. «Неизвестно, сохраним ли мы флот, который однозначно понадобится для строительства новых ГЭС и космодрома Восточный», - вздыхают речники. Сейчас ОАО «Амурское пароходство», главный офис которого находится в Хабаровске, владеет 100 процентами акций ЗАО «Торговый порт Благовещенск», ЗАО «Торговый порт Зея», ООО «Суражевское» (Свободненский речной порт) и ЗАО «Торговый порт Поярково». В прошлом году контрольный пакет пароходства - около 60 процентов акций - купило ООО «Амурский центр лесозаготовительной техники», учредителем которого является кипрская компания Trademast Ltd. Губернатор Николай Колесов не раз поднимал вопрос о возвращении амурских портов в собственность области. Однако пока пути решения этого важного для нашего региона вопроса до сих пор не найдены. Зея.

Возрастная категория материалов: 18+