Психолог Инна Иванова считает свою профессию и призванием, и искусством.Психолог Инна Иванова считает свою профессию и призванием, и искусством.

Открытый сеанс консультирования для нас провела Инна Витальевна Иванова, руководитель психологической службы БГПУ, кандидат психологических наук.

Ждете инициативы — не критикуйте

Ирина, мама 10-летнего Димы:

— Инна Витальевна, есть какой-то универсальный рецепт, как вырастить ребенка гармоничным, успешным человеком?

— В данном случае важно понять, что мы подразумеваем под словом «успешный» — хотите, чтобы ребенок быстро усваивал учебную программу, дальше и выше всех прыгал? Что такое успех? У каждого человека свои критерии. Нужно определить те сферы деятельности, которые для ребенка являются значимыми, и поощрять его активность и инициативу в этом направлении, связанном с его интересами и склонностями. А чтобы понять его интересы, дайте ему возможность проявить себя.

— А если он вообще никакой инициативы не проявляет? Он развитый, умный, в школе его хвалят. Но он абсолютно несамостоятельный.

— Это зависит от того, как складываются его отношения с родителями и как взрослые реагируют на его инициативу. Если его чаще наказывают, делают замечания, критикуют — он будет прятать свою инициативу. Изначально у любого ребенка есть потребность быть активным. Если вы будете поддерживать его интерес к жизни и окружающему миру, он вырастет деятельным и будет знать, что он может добиться успеха. Если родители больше критикуют и приводят в пример других детей, то ребенок будет осторожным, пассивным. Еще зависит от того, насколько жестко родители предъявляют правила и нормы. Поставленный в жесткие рамки ребенок будет бояться выйти за эти границы, и его инициатива будет скована. Активность и инициативу нужно стимулировать, поощрять и правильно реагировать на промахи и ошибки чада — а они будут неизбежно. То есть реакция взрослых очень важна.

Трудности в общении

Ксения, мама 9-летнего Влада и 2-летней Юли:

— У нас есть трудности в общении. У мальчика всего двое друзей, дети маминых подружек, с которыми он рос. И все. Ни в классе, ни в секции, ни во дворе друзей нет. Дома только телевизор и компьютер. С мамой и младшей сестренкой он гулять согласен. С ровесниками во дворе пытались его подружить — ни в какую.

— Надо исходить из индивидуальных особенностей ребенка. Одни открыты для широкого круга контактов, они легко общаются со всеми. Другой вопрос, насколько благополучны эти контакты — дети могут и ссориться, быть конфликтными. А есть дети, закрытые для широкого круга общения. Им нужно освоиться, установить доверительный контакт, только в этом случае они смогут себя раскрыть. Если у вашего сына есть 1—2 приятеля, с кем он может открыто общаться, — уже хорошо. Бить тревогу не надо. И настаивать тоже не надо. Посмотрите, чем ребенок увлекается. Может быть, он пока еще не нашел собеседника по интересам? Найдет со временем.

— Он взрослеет, но привык постоянно быть с родителями. Я ему говорю: сходи по деревьям полазай, бегай, падай — ругать не будем. А он гуляет только с мамой и младшей сестренкой. Что за мамину юбку держаться?

— То, что ему нравится быть с родителями, с сестренкой, это может порадовать. Чем он у вас любит заниматься?

— Любит компьютерные игры, с друзьями общается на эти темы.

— Вот и хорошо. Важно, чтобы учеба не страдала. У него есть друг, с кем он может пообщаться на тему компьютерных игр? Замечательно. Беспокойство может вызывать только та ситуация, когда ребенка перестает интересовать окружающий мир, друзья, учеба, а интересует только компьютерный мир. А если он об этом с кем-то разговаривает — уже хорошо.

— Но учиться он стал хуже, уроки делает по 5 часов, отлынивает всеми способами. Уже репетитора наняли. Спрашиваем, в чем проблемы, — молчит. Начинаешь версии выдвигать — может быть, с чем-то согласится. Монолог получается вместо диалога.

— Ну конечно, раз мама все за него скажет, что же ему остается? Надо дать возможность сыну проявить себя. Может быть, оставить его на некоторое время в покое. Пусть пока учится, как может. Те требования, которые вы предъявляете, возможно, для него чрезмерны, и если вы продолжаете на них настаивать, ребенку от этого лучше не станет. Он еще сильнее замкнется в себе, полностью погрузится в компьютер. Я бы порекомендовала вам не навязывать что-то от себя, а больше спрашивать ребенка, что его волнует, о чем он переживает, как у него дела в школе. Не про оценки, а о том, что нового он узнал, что ему было понятно, а что — нет, с кем из одноклассников общался. Если видите, что он не расположен к разговору, лучше дождаться момента, когда сын будет в более подходящем настроении. Хорошо, если ребенок получает радость от процесса учебы. Но радость бывает тогда, когда что-то получается и когда ему об этом говорят: вот молодец, это у тебя хорошо получилось, сегодня ты лучше сделал, чем вчера, сегодня я тебя хвалю. Успех окрыляет, и ребенок вдохновленный идет в школу. А если ему все время долбить: тут у тебя неправильно, опять тройка и так далее, ребенок лишается последнего островка учебной мотивации.

Хвалите чаще

Ольга, мама 7-летнего Никиты:

— Инна Витальевна, а так не получится, что мы детей все время захваливаем и они начинают себя необъективно оценивать? Напишет в тетрадке уроки левой ногой и ждет похвалы?

— Есть дети, зависимые от оценок, это неуверенные в себе дети, которые ждут, что скажут родители — подтверждают они или нет правильность выполнения задания. Это бывает у родителей либо авторитарных, либо неуверенных в себе. В этом случае важно ребенку дать возможность самому себя оценить — сказать: вот посмотри, как ты считаешь, что у тебя получилось, а что нет? Что тебе самому понравилось в этом задании? Над чем надо поработать? Пусть он сравнит свою сегодняшнюю работу с вчерашней и сделает выводы. С другими детьми сравнивать не нужно, сравнивать нужно с самим собой, чтобы он научился видеть свои новые достижения.

Двухлетний агрессор

Елена, мама Артема двух с половиной лет:

— Замечаю, что у нас в общении с ребенком что-то не то. Он активный, везде лезет, и мы постоянно его шлепаем и кричим. И у него проявляется агрессия — он заявляет: «Я убью маму!», дерется.

— Что касается слов «нельзя» и «нет» — дети должны их знать. Ребенок социализируется, осваивает новые правила и нормы. Просто эти ограничения надо вводить очень гибко. Иногда родители сначала скажут «нет», а потом начинают сомневаться, нужен ли был этот запрет. Будьте последовательными. В возрасте 2,5 – 3 года ребенок стремится к самостоятельности, пытается показать свои желания. Если родители не всегда это понимают — у него может появиться агрессия. Можно его спросить: ты обиделся? Ты, наверное, не согласен с тем, что я говорю? Покажите ему, что вы понимаете его состояние. Тогда накал его гнева будет снижаться, он начнет к вам прислушиваться. Ведь есть правила, которых нужно придерживаться. Хотя правила вводятся обычно с 3—4 лет, когда ребенок начинает их осознавать. Вообще агрессия у ребенка бывает в ответ на наказания — существует такая точка зрения, что ребенка до трех лет вообще бессмысленно наказывать, потому что он не понимает сути и смысла наказаний. Лучше объяснять и показывать, как надо. Меньше замечаний, больше примера.

Затянувшиеся прогулки

Наталья, мама 8-летнего Вадика:

— У нас проблема — ребенок ходит в 3-й класс, после школы должен идти домой, но он гуляет час и больше с друзьями. Ругали, ограничивали в деньгах, ставили в угол, я даже плакала. На обеденном перерыве я приезжаю домой, чтобы его накормить, а он где-то бродит. Сыну кажется, что он 15 минут погулял, но прошел час. Звоним — он телефон отключает. Я боюсь, что у него разовьется тяга к гуляньям, и мы будем потом искать его по всему городу. На уроки не опаздывает, а на прогулках время не контролирует.

— Если бы у него был снижен самоконтроль, это отражалось бы на всех сферах — он опаздывал бы на уроки, не замечал, что закончилась перемена. Значит, причина в другом. Насколько вы считаетесь с его интересами и насколько ваши ожидания соотносятся с его потребностями? Если у него есть потребность погулять, поиграть, может быть, нужно дать ему эту возможность?

— Да мы не против, но учителя жалуются — их там компания мальчишек образовалась, и они гуляют возле школы, а педагоги звонят родителям — почему дети домой не идут? Ведь не положено…

— Мальчишкам нужно время для общения. Хорошо, что они общаются по интересам, хорошо, что вы знаете, где он и с кем. А то, что дети отключают телефоны — так они знают, что их сейчас позовут домой и лишат удовольствия общения. Поэтому предупредите учителя и дайте детям пообщаться — ведь на уроках они не могут, переменки короткие. Скажите ему: «Я тебе разрешаю гулять час, только, пожалуйста, предупреждай меня, где ты, и не отключай телефон». И сами не звоните без надобности — когда мама звонит каждые пять минут, ему перед друзьями неудобно. Нужно договориться. Ситуация контролируемая, дети все равно придут домой.

Как настроиться на ЕГЭ

Елена, мама 16-летней Вики:

— У нас появилось равнодушие к школе, к обучению. Можно это скорректировать и создать у ребенка мотивацию к дальнейшему обучению? Дочь учится неплохо, но меня беспокоит, что нет увлеченности, которая была раньше.

— В этом возрасте идет осознание собственной деятельности, ее смысла. И важно, чтобы ваша дочь ответила сама себе на вопросы: зачем она сейчас учится, зачем ей эти знания? Важна перспектива — чем она будет потом заниматься, какую профессию выберет? Она сейчас в состоянии принятия решения. И сопровождается оно чувством неопределенности, апатией, сомнениями. Это кризис самоопределения — когда идет переоценка ценностей, выбор ориентиров. Как только она сможет ответить на вопрос, чем она будет дальше заниматься, сразу появится интерес — в первую очередь к тем предметам, которые нужны для поступления в вуз.

— Так выбор уже сейчас делать надо, нас торопят учителя, в школе на эту тему такой ажиотаж создали. Как поступить?

— Не подгоняйте. Если в школе так нагнетают обстановку, то хотя бы дома не надо это делать. У девушки уже включился защитный механизм, она отгораживается от ажиотажа, от этого эмоционального накала. Идет внутренняя работа. Дома спокойно, в определенный момент поговорите о том, что любое ее решение поддержат, ее решение уважают, с ее мнением считаются. И когда она примет решение, об этом вам скажет. Надо относиться к ситуации разумно. Ажиотаж не поможет. Если не можете сами разобраться в ситуации, придите на консультацию.

— ЕГЭ, сданный на низкий балл, год назад привел к самоубийству — об этом был сюжет на центральных телеканалах. Девочка хотела поступить в престижный вуз, а тут все планы рухнули. Как настраивать школьников, чтобы не было трагедий?

— О суициде мы сейчас говорить не будем, это отдельная тема. Надо готовиться к экзаменам — приобретать опыт решения тестов. Есть демоверсии, выходит масса пособий, по которым можно поупражняться. Полученный опыт — уже часть успеха. Кстати, успех зависит не только от уровня подготовки, но и от эмоционального состояния в момент экзамена. Если не будет страха и тревоги, ученик справится лучше. В состоянии чрезмерного стресса результат будет хуже. Надо настроиться на нормальное, уверенное поведение на экзамене.

Тайны профессии

«Самое сложное, что есть у человека, — его внутренний мир»

— Психолог — профессия или призвание?

— И профессия, и призвание, и искусство.

— Чего в вашей профессии больше — теории или интуиции?

— И то и другое важно. Нужна и эмпатия — умение вчувствоваться в состояние другого человека, и рефлексия — способность осознать свои чувства и действия. И, конечно, профессиональные знания важны. Психологу необходимо развитое мышление и много других качеств.

— В любой профессии есть свои стереотипы: журналисты и помимо работы задают много вопросов, бухгалтеры «на автомате» просчитывают сдачу в магазине. Что делают психологи, когда они не на работе?

— Точно так же испытывают профессиональный интерес к людям, их мыслям, чувствам, поступкам. Стремятся понять, почему человек себя так ведет. Что за этим стоит, какие потребности и желания им движут, какие мотивы. Главный вопрос, на который отвечает психолог: ради чего и зачем человек так поступает?

— В поведении людей вам все понятно?

— Нет, не все. Вообще, самое сложное, что есть у человека, — это его внутренний мир.

— О представителях других профессий написаны книги и сняты фильмы, то есть созданы художественные образы. Психологи в этом плане не обделены?

— В кино чаще создается образ психиатра, как, например, в фильме «Шестое чувство». О психологе снимают гораздо реже. Вспомнился фильм «Самая обаятельная и привлекательная». Но на телевидении психологов сегодня можно увидеть в реалити-шоу, там мы можем видеть их работу с группой. На многих каналах, в частности на «Здоровом ТВ», есть программа, где психологи дают консультации. Но должна сказать, что образ психолога неоднозначен в сознании людей, некоторые относятся к психологу с недоверием, предпочитают пойти поделиться проблемами с подругами, друзьями. Обращаются к астрологам. К психологам — в меньшей степени. Это говорит о том, что надо формировать психологическую грамотность и культуру населения, тогда родители будут лучше понимать детей, будет меньше психологических трудностей и проблем в развитии. Именно консультация у психолога поможет увидеть родителям ситуацию всесторонне и понять причины, которые мешают полноценному психическому развитию и нормальным взаимоотношениям, найти способы для решения возникших проблем.

— Сейчас на прилавках много психологической литературы. Что вы посоветуете нашим читателям купить и сделать настольной книгой?

— Очень полезная книга Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», там есть ответы на многие вопросы. Из зарубежной литературы я бы посоветовала книгу Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка». Эта книга для психологов и психотерапевтов, она знакомит с техникой и приемами, которые помогают выйти на уровень переживаний, понять внутренний мир ребенка. Будет полезна и для родителей.

Куда пойти консультироваться?

— Когда мы смотрим фильмы, видим, что на западе люди часто обращаются за помощью к психологам, психотерапевтам. Есть ли в Благовещенске такие службы и стоит ли обращаться за психологической консультацией?

— При управлении образования Благовещенска есть психолого-логопедический центр, где оказывают бесплатную психологическую помощь. Есть центр социально-психологической помощи семье и детям. Служба в БГПУ бесплатно консультирует студентов и сотрудников нашего университета, для населения эта услуга платная. Если вопрос стоит остро, можно обратиться к нам, и мы, конечно, поможем. Часто к нам обращаются родители с детьми, мы их консультируем. Родители видят ситуацию со своей стороны, но они могут какие-то важные моменты не осознавать. Проблемы детей часто кроются в общении с родителями — в стиле общения, стиле воспитания. Психолог анализирует их, при необходимости проводит психодиагностику и затем уже консультирует. Можно провести диагностику межличностных отношений, стиля семейного воспитания. Если нужно, мы проводим диагностику познавательной и эмоционально-личностной сферы детей и взрослых.

Любимый анекдот про психолога

Идет набор в первый класс престижной школы.
Психолог: «Сколько будет дважды два?»
Ребенок: «Три?»
Психолог: «Нет!»
Ребенок: «Пять?»
Психолог: «Нет!»
Ребенок: «Четыре?»
Психолог: «Ну что ж! Глупый, но ищущий. Принимаем».
Входит другой ребенок.
Психолог: «Сколько будет дважды два?»
Ребенок: «Пять?»
Психолог: «Нет!»
Ребенок: «Пять?»
Психолог: «Нет!»
Ребенок: «Пять?»
Психолог: «Нет! Ну ладно. Глупый, но упорный! Берем!»
Входит третий.
Психолог: «Сколько будет дважды два?»
Ребенок: «Четыре, конечно».
Психолог: «Умный, но мест больше нет…Увы».

Возрастная категория материалов: 18+