Майкл Чен уверен, что в ближайшие годы инвесторы будут проявлять интерес к экономикам развивающихсяМайкл Чен уверен, что в ближайшие годы инвесторы будут проявлять интерес к экономикам развивающихся

На что нужно делать ставку развивающимся пограничным регионам и какие приоритеты наметились в экономике нашего ближайшего соседа — Китая? Об этом в эксклюзивном интервью АП рассказал посетивший Приамурье представитель азиатского департамента крупнейшего инвестиционного банка мира Merrill Lynch Майкл Чен.

Будущие связи

— Майкл, какова цель вашего визита в Приамурье?

— Сюда мы приехали как представители клуба «Ротари» по программе дружеского обмена. Два года назад несколько благовещенских ротарианцев посетили Тайбэй. Мы приехали с ответным визитом, чтобы познакомиться с Благовещенском, Амурской областью и ротарианскими клубами Дальнего Востока.

— В большей степени хотелось бы поговорить на темы, связанные с инвестиционной составляющей. В частности, про особенности Дальнего Востока России и российско-китайские отношения.

— По профессии я банкир и работаю в Гонконге. Хотя родина моя на Тайване. На Тайване в целом не многие знают что-то о России. Но в последнее время интерес к вашей стране начинает расти. Россия наряду с Бразилией, Индией и Китаем входит в перечень стран с развивающейся экономикой, так называемую группу БРИК. Но если другие страны этой четверки мы знаем хорошо, то Россию — плохо. Кроме того, на Россию заставляет обращать внимание то, что золотовалютные резервы страны — огромны. За время поездки мы увидели несколько ключевых особенностей Дальнего Востока и Амурской области: много земли, небольшое население, большие запасы природных ресурсов, которые могут быть привлекательны. К слову, на Тайване обратная ситуация: это маленький остров с населением 23 миллиона человек. У нас есть лишь несколько видов минеральных месторождений. Как следствие, для развития экономики мы должны импортировать ресурсы: энергетические, рудные, продовольственные. Учитывая эти особенности Тайваня, зная особенности Амурской области, можно сделать вывод, что есть огромное поле для сотрудничества между нашими территориями. Кроме того, Тайвань имеет огромное конкурентное преимущество в развитии IT-технологии. Как итог поездки: хотел бы привезти обратно информацию о больших перспективных возможностях обмена необходимых ресурсов.

— Как Россия выглядит в четверке стран БРИК? Насколько экономика прозрачна?

— Так как моя задача — наблюдать за развитием китайского рынка, я могу делать ограниченные выводы по этому вопросу. Но с моей точки зрения, Россия вполне сопоставима с другими участниками БРИК и у нее большой потенциал.

Интерес сместится к северу

— Как сейчас развивается северо-восток Китая?

— Сфера интересов большинства инвестиционных банков не весь Китай, а треугольник, ограниченный морем и двумя великими реками: Янцзы и Хуанхэ, а также центральная часть и юг Китая. Но я уверен, что, развиваясь, эти территории будут проявлять все больший интерес к северу Китая как к источнику сырья.

— Этот интерес уже виден или еще нет?

— Пока нет. Думаю, пройдет еще некоторое время, пока он станет явным.

Восточные преимущества

— Играет роль недостаток людей, отдаленность территории?

— Думаю, дело здесь не в расстояниях. Исторически так сложилось, что север Китая далек от Шанхая, от других развитых центров Китая. Южная часть, находясь ближе к развитым странам, уже воспользовалась их потенциалом для собственного развития. Север пока достаточно серьезно отстает. Однако стоимость рабочей силы в Китае начинает стремительно расти, увеличивается цена на землю. Поэтому многие компании задумываются о перемещении своих производств в другое место. С этой точки зрения север Китая и российский Дальний Восток более конкурентны. Здесь играют роль три основных компонента: стоимость земли, стоимость рабочей силы и наличие природных ресурсов. Все это здесь более выгодно. Для Дальнего Востока еще одним преимуществом является то, что население здесь, конечно, гораздо более образованно, имеет лучшую профессиональную подготовку, чем многие на севере Китая.

— Чем вызван рост цены на рабочую силу?

— У этой тенденции политические, социальные и экономические причины. С одной стороны, в Китае государство хочет защитить работников, установив минимальный уровень зарплаты, максимальную продолжительность рабочего дня. С другой стороны, государство говорит компаниям о том, что нужно не только получать прибыль, но и инвестировать средства в улучшение условий жизни своих работников. Третья, немаловажная причина — конкуренция между компаниями. Если кто-то на юге Китая не будет повышать зарплату, персонал переместится в другую часть Китая. Где эта зарплата выше. Именно поэтому компании вынуждены присматриваться к другим участкам для размещения своих производств, чтобы уровень издержек на производство удержать на конкурентном уровне.

Рождение общества потребления

— Как Китай пережил кризис? Или рецессия не сильно затронула его?

— Так или иначе кризис затронул почти каждую компанию. Однако не сильно, потому что компании менее интегрированы в мировую экономику. В целом Китай, как страна, понес потери, потому что был вовлечен во внешнеэкономическую финансовую деятельность. Но сам народный банк Китая был в полной безопасности, безопасность государства не подверглась никаким сомнениям, потому что все китайские деньги находились в Китае. Поэтому, как только ситуация стала стабилизироваться, Китай одним из первых в мире восстановился после кризиса.

— Какие отрасли в КНР в настоящее время наиболее активно развиваются?

— Здесь нужно прежде всего смотреть на те отрасли промышленности, которые будут работать на внутренний рынок. Китай — самая населенная страна, посему, думаю, большее развитие получат все отрасли, направленные на внутреннее потребление. Это продукты питания, товары народного потребления. Например, производство питьевой воды, лапши быстрого приготовления — эти направления довольно бурно развиваются.

— То есть в Китае рождается общество потребления?

— Да. Это особенность Китая.

—В развивающихся странах наиболее привлекательны для инвестирования отрасли, ориентированные на народное потребление, или традиционные отрасли промышленности типа машиностроения, добыча полезных ископаемых?

— Хороший вопрос. Вообще, для развивающихся стран туризм может быть неплохим вектором развития, поскольку ранее они были закрыты, а теперь интересны всем. Плюс приоритетной должна быть международная торговля. В этом смысле Амурская область очень выгодно расположена, поэтому через вас можно поставлять все виды продукции на Дальний Восток и в Россию.

«Интерес смещается к развивающимся странам»

— Насколько инвесторы перестали опасаться вкладывать деньги?

— С этой точки зрения наихудшим был первый квартал 2009 года. Однако спустя год мы видим, что стало менее рискованно занимать деньги, покупать активы, которые затем растут в цене. То есть мы видим восстановление экономики. То что мы видим быстрый рост активов именно в развивающихся странах, говорит о том, что развивающиеся рынки восстановились. Теперь это хорошее направление для вложения денег. Я верю, что теперь финансовый мир будет активнее вкладывать деньги в развивающиеся рынки, нежели в развитые страны. Там есть перспективы роста и производства, и потребления, при этом доступны ресурсы.

— По-вашему, мировой кризис положительно сказался на экономике?

— В целом кризис сыграл хорошую роль: показал ошибки, выявил перспективные направления. Конечно, это был очень дорогой урок, но очень полезный.

— Скажите еще раз, на что нужно ставить таким регионам, как Амурская область? Какие должны быть приоритеты?

— Я не эксперт в экономике вашего региона. Но по ощущениям, здесь есть все возможности для перспективы- роста. География — основное ваше преимущество. Плюс и в том, что ваши законодатели, исполнительная власть очень заинтересованы в развитии международных отношений. Еще один плюс — богатые природные ресурсы.

— Что впечатлило в России?

— Мне у вас понравилось. Красивый регион, красивый город, приятные люди. Мы наслаждаемся поездкой, и точно сюда вернемся.

Возрастная категория материалов: 18+