Молоко за красоту
В рабочем цехе ООО «Трикотаж» гудят как паровозы огромные вязальные машинки. Им в тон стрекочут швейные аппараты. Разноцветные катушки ниток весело крутятся на подставках и, не путаясь, переплетаются в причудливый орнамент. Мастерицы-вязальщицы внимательно рассматривают полотно — все ли идет, как надо.
Это красивое производство имеет и свои вредные особенности. Тем работницам, которые стоят на «отпарке» изделий, положено молоко: окрашенная шерсть очень пахуча. Остальная работа — сродни ювелирной. Попробуй в этом процессе не упустить одну из тысячи микроскопических петелек. Все это требует колоссального терпения и сосредоточенности. Хоть и облегчает жизнь умная машина со встроенным компьютером, без мелкого ручного труда в создании модных шедевров не обойтись. Поэтому коллектив населяют одни женщины. Практически все труженицы — старожилы предприятия. Вязальный стаж некоторых — от 15 до 40 лет.
В помещении шумно, поэтому приходится кричать. Вне работы «трикотажники» говорят громко. Профессиональная болезнь вязальщиц — чувствительные связки и плохое зрение. Из плюсов — что связали, то и сами надели. Только пошив на заказ может подчеркнуть индивидуальность и фигуру, а также даст возможность выделиться из серой массы.
Трикотажное дело быстрым не назовешь. Если швея разложила ткань, скроила наряд и приступила к делу, то через пару дней платье или брюки будут готовы. Здесь же другие заботы. Чтобы раскроить наряд, надо еще постараться. Для начала связать полотно, которое выходит из-под игл со скоростью 60 сантиметров в час. По технологии, на изготовление подобных шедевров уходит 7 дней.
Мода в петельку
— Сейчас возможности для творчества неограниченны, — считает директор предприятия ООО «Трикотаж» Надежда Архипова. — В нашем производстве одних только ниток 60 цветов. Поставляет шерсть и полушерсть московская фабрика. Лен привозим из Вологды. Вяжем все: от элегантных пальто до рукавичек. В модной копилке около 1000 новых проектов. Фавориты этого сезона — береты, кардиганы, туники и платья. К лету особым спросом будут пользоваться льняные сарафаны.
Мода здесь не предмет всеобщего воздыхания, а производственная необходимость и способ выживания. Визитная карточка салона — парад моделей. В витрине более 200 образцов. Ежемесячно они обновляются. Все наряды сугубо индивидуальны, второго такого платьица или кофточки в городе не найдешь. Отдали изделие в добрые руки — сняли с показа.
— Идеи черпаем отовсюду, — рассказывает модельер с сорокалетним стажем Альбина Куклина, — журналы, каталоги, телепрограммы, интернет. Иногда свою лепту вносит и заказчик. Снабжают передовыми идеями и студенты-технологи из АмГУ. Наше предприятие не раз принимало участие в конкурсах «Подиум Амура», «Магия моды», участвовало и будет участвовать в международной ярмарке-выставке «Амурэкспофорум», которая пройдет 3 июня.
Здесь любят наряжаться танцевальные коллективы города. В эксклюзивных моделях щеголяют по сцене артисты Амурского театра драмы. Недавно областной краеведческий музей обратился с просьбой возродить для выставки коллекцию одежды, которую носили в 70-е годы прошлого столетия. Среди постоянных клиентов — жители архаринского дома престарелых, благовещенские модники и гости города из Москвы и Санкт-Петербурга. Перед путешествием в Китай жители столиц существенно обновляют свой гардероб.
Операция — ликвидация
ООО «Трикотаж» единственное в своем роде малое предприятие на Дальнем Востоке, где вяжут на заказ и ремонтируют изделия. Остальные «вязальные» предприятия давно покинули рынок, не выдержав китайской экспансии. Да и в западных областях подобных фирм — раз-два и обчелся.
Если говорить о качестве изделий, то, по словам Надежды Ивановны, приносят на ремонт одежду, которую бывшая директор фабрики вязала не один десяток лет назад. Товар конкурентоспособен и пользуется спросом. Трудности лишь в том, что у большинства нашего населения очень низкие доходы.
А ведь и эта услуга могла быть вычеркнута сегодня из общего списка. Три года назад жизнь и судьба единственного на Дальнем Востоке малого вязального предприятия могла бы благополучно завершиться. И тогда на развитии трикотажного дела можно было бы завязать большой узел. Бывшая администрация Благовещенска не захотела продлять «бытовикам» аренду помещения. Купить же отдельное здание фирме было не под силу. Все это время коллектив выживал. Сократили штат и мощности. В марте этого года в судебной тяжбе поставлена точка, и квартирный вопрос благополучно разрешился.
— Было даже желание свернуть все производство и продать материальную базу китайцам, — сетует Надежда Архипова. — Но это означало окончательно похоронить дело, которому было отдано 40 лет жизни. И вряд ли трикотажное производство сможет возродиться. Сейчас мастериц-вязальщиц никто не учит, поэтому надо всеми силами сохранять это ядро. Иначе нас постигнет участь других дальневосточных предприятий.
Цвет — дояркам помеха
Сорок лет назад, когда молодая выпускница волгоградского техникума приехала поднимать амурское трикотажное производство, бытовое обслуживание лично контролировал Леонид Брежнев. «О том, как вас обслуживают, судят о нашей работе», — поучал генсек. Партийные руководители следили и за тем, как одеваются амурчане.
Уделяли большое внимание этой отрасли, оснащали базу, учили кадры.
— В 1979 году меня назначили на должность главного инженера фабрики «Амурчанка», — вспоминает Надежда Ивановна, — и вызвали в обком партии. Спросили: «Из какого материала делаете изделия?» Я отвечаю: «Получили пряжу трех расцветок: красную, зеленую и синюю». «А коровы молока меньше не будут давать, если все доярки в красном или синем ходить будут?»
В цифрах
15 вязальных участков насчитывалось в 1980-е годы в Приамурье.
5 вязальных участков было в 1980-е в Благовещенске.
1 тысяча вязальщиц области оказывали свои услуги населению.
1 республиканский слет мастеров трикотажного дела прошел в Благовещенске в 1984 году.
8 вязальщиц сегодня работает в Свободном.
Возрастная категория материалов: 18+
А где это? Хотелось бы посмотреть.
— ГалГош