«Кто хотел работать, тот остался»

— Николай Алексеевич, на должность главы администрации Благовещенска вы пришли в неспокойное время, стоит только вспомнить скандальную отставку экс-мэра Мигули. С каким настроением вы приняли управление городом на себя, и было ли для вас решение губернатора неожиданным?

— Все вещи, которые происходят, в той или иной степени носят отпечаток неожиданности. Нельзя четко спланировать, что через год ты займешь такую-то должность, еще через три — другую. Когда Олег Николаевич сделал такое предложение, оно мне, конечно, показалось неожиданным. В то же время этим мне было оказано очень серьезное доверие, поэтому момент переживания, несомненно, присутствовал. Я понимал, что главное — не застопорить те программы и проекты, которые уже реализуются. В такой ситуации мне надо было как можно быстрее влиться в работу, узнать обстановку изнутри. Надо сказать, что это продолжается и сейчас, потому что жизнь города очень многогранна. Процесс вхождения в коллектив был без какого-либо высокомерия с моей стороны — я не делал из себя большого начальника. Он был связан для меня только лишь с большой ответственностью. Это накладывало отпечаток на все принимаемые решения.

— В течение первых четырех месяцев работы в должности вы сформировали вокруг себя новую команду. Со своих постов ушли все бывшие соратники Мигули. Их увольнение было принципиальным для вас решением или эти люди ушли, не оправдав доверия?

— В силу обстоятельств и законодательства люди, которые работали на руководящих постах, должны были подать в отставку. Я никого гнать не собирался, кто хотел работать, тот остался. Никаких принципиальных моментов в этом вопросе не было. Действительно, первое время настрой у людей был не очень хороший. Так случается всегда, когда происходят перемены, мне самому приходилось это переживать. И я понимал, что нужно терпение, как с моей стороны, так и со стороны подчиненных. С одними получилось выстроить взаимоотношения, а другие — ушли в засаду. А отражалось это на работе: люди не хотели ни обозначать проблему, ни решать ее.

И еще один момент. Я отношусь к тем людям, которые знают кадровую работу, понимают ее. И при решении кадровых вопросов я старался проявлять терпеливость. Но, к сожалению, для многих перестройка проходила болезненно.

— На сегодняшний день можно говорить, что адаптационный период прошел, команда сформировалась, работа администрации налажена?

— В работе любой организации, в том числе администрации, должен быть фундамент, основа и выработаны правила игры. Так вот, в момент моего прихода в мэрию в прошлом году там отсутствовал нормальный действенный регламент работы. Старый был принят еще во времена Александра Михайловича Колядина. Период до конца октября, когда менялся устав города и разрабатывался новый регламент, был очень болезненным. Еще одна проблема: все управления были обособлены, у каждого своя территория, как говорится, посторонним вход воспрещен. Видя такое дело, мы взялись за перестройку. Административная реформа — скучная, казалось бы, вещь, но без этого никуда. Я видел, что в отсутствии действенного механизма и обособленности слабость коллектива. Мы стали проводить учебу, по субботам. Это была настоящая революция. Но уже после третьего занятия я заметил, что люди не расходятся. Возникало чувство коллектива, чувство неоторванности. Если слушается земельный вопрос, и еще вчера человек мало что в нем понимал, то сегодня становилось понятно, где стыкуются эти вопросы, почему происходят сбои, где надо налаживать взаимодействие.

Я уверен, что не ошибусь, если скажу, что сегодня в администрации работают люди, открытые для решения стоящих перед городом задач. И это тоже результат определенной работы в коллективе.

«Сити-менеджмент — прогрессивная система»

— Николай Алексеевич, в должности главы администрации вас утвердили 21 октября 2010 года. Вы стали первым в истории областного центра градоначальником, которого не выбирали, а с которым подписали контракт. Как вы относитесь к системе сити-менеджмента?

— В начале моей работы в администрации чувствовалось большое противостояние области и города. Вроде бы как все решения, принимаемые областным правительством, были направлены не на пользу Благовещенска. Как можно работать с таким настроем? Какая может быть совместная работа, когда я видел, как тормозятся и выхолащиваются некоторые вопросы моими подчиненными. Главный плюс системы сити-менеджмента — между разными уровнями власти выстраивается конструктивный диалог. С точки зрения взаимодействия она более прогрессивна. Вертикаль власти должна соблюдаться, если ее не будет — мало что хорошего получится.

«ЖКХ для города — это основа основ»

— Какие первоочередные задачи стояли перед вами, когда вы пришли на должность главы администрации?

— В прошлом году мы завершили отопительный сезон 5 мая. Буквально через некоторое время в одной из котельных обвалилась стена. Для меня это была самая первая острая проблема, которую требовалось решить в короткие сроки. И мы ее решили — взялись за дело основательно, выстроили котельную, заготовили топливо и вовремя дали тепло. Могу сказать, что за этот год я был на каждом порыве. На каждом ЧП, которое случалось. Цель проста — выяснить, могли ли приехать и устранить поломку раньше, что предшествовало аварии и что стало причиной. Мы обязательно делали выводы, решения фиксировали под протокол, а некоторые острые вопросы выносили на комиссию по чрезвычайным ситуациям.

ЖКХ для города — это основа основ. Здесь мне пришлось очень тщательно вникать в историю вопроса, с изучением документов. И есть результаты: нами впервые с 2003 года, со времени возникновения у города договорных отношений с АКС, была сделана сверка муниципального имущества, которое отдано компании в аренду. Кроме того, за несколько лет кардинально сменилось законодательство в сфере ЖКХ. У нас есть вопросы к исполнению производственных программ, да и вообще к системной работе АКС. Сегодня мы в процессе доработки новых договорных отношений с компанией.

«Лучше немного опоздать, но сделать качественно»

— Самый крупный проект, который реализуется на территории города, берегоукрепление Амура и реконструкция набережной. Когда горожане увидят свое любимое место для прогулок обновленным?

— Это самая большая стройка с серьезными инвестициями. По итогам прошлого года мы получили серьезную критику со стороны областного правительства из-за того, что не успели освоить миллиард. Деньги пришли в декабре, но это уже не берется во внимание. Подрядная организация «Буреягэсстрой», к сожалению, не смогла за счет собственных средств провести работы на эту сумму. Надо сказать, что и в этом году мы испытываем некоторые трудности: в месяц надо осваивать 100—140 миллионов рублей, за апрель подрядчик освоил 29. Есть и объективные, и субъективные причины такого отставания. Вроде и люди есть, и производственные мощности позволяют, а работы нет. Но нарекания, которые имеются у нас к этой организации, — они системные. Ведь нельзя все предусмотреть, да и не дело мне сейчас приходить к руководителю предприятия и учить, как нужно работать. Тем не менее контроль над стройкой мы осуществляем ежедневный.

В такой ситуации я думаю, что обязательства по срокам, которые давала компания «Буреягэсстрой» ко Дню города, могут быть не выполнены. Конечно, надо раскрывать постепенно отремонтированные участки. Но не наспех. Надо, чтобы и плитка по качеству отвечала, и освещение было сделано достойно, чтобы не стыдно потом было. Лучше немного опоздать, но сделать качественно.

300 миллионов рублей — и проблему с детскими садами можно решить

— Один из самых болезненных вопросов для города — это нехватка мест в детских садах. В прошлом году вами была проделана большая работа для того, чтобы очередь существенно сократилась. Сколько еще необходимо времени и средств, чтобы решить эту проблему полностью?

— Это очень большая проблема не только для Благовещенска, и, к сожалению, существовала она всегда. В прошлом году мы изыскали возможность и открыли дополнительные группы для детей на базе дошкольных образовательных учреждений — на 370 мест, еще 240 мест появилось на базе школ. Кроме того, было открыто второе здание детского сада № 3 на 100 мест. Для ребятишек 2004—2006 годов рождения эту проблему мы решили полностью.

В этом году был восстановлен корпус прогимназии, и там появились дополнительные места. Планируем открыть еще два детских сада: по улице Горького на сто мест и по улице Соколовской — на 180. Вообще же расчеты таковы: если сегодня найти порядка 300 миллионов рублей, то эту проблему в Благовещенске можно решить. Мы планируем войти в федеральную программу, как только ее запустят, сейчас она в разработке. Для этого у нас есть проектная документация на строительство новых детсадов. Надеемся также на помощь регионального правительства.

Честно говоря, когда я пришел в мэрию, думал, что увижу больше порядка в этом деле. А оказалось, все работало по схеме — «простимулируй» решение вопроса и получишь путевку. Какая там справедливость или очередность! Я считаю, мы сдвинули эту проблему с мертвой точки, провели большую работу по возвращению когда-то переданных другим организациям зданий детских садов, реконструкции помещений для детей. Казалось бы, не великие затраты были произведены, а результат есть. Сейчас мы также рассматриваем вопрос о строительстве частных детсадов, и такие предложения уже поступают. У нас есть родители, которые имеют возможность платить, а главное, хотят, чтобы их ребенок ходил в элитный садик. Так почему бы и нет?

Выход из этой проблемы есть, надо просто, как говорится, подумать головой. Не хочу утверждать, что она исчезнет уже завтра. Но мы будем стараться.

Переселение горожан из ветхого жилья — большой социальный проект

— В этом году в 800-м квартале Благовещенска началось строительство домов по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Сколько на сегодняшний день человек стоит в очереди на улучшение жилищных условий, сколько семей получат квартиры в новых домах?

— В 800-м квартале будет возведено восемь трехэтажных домов на 244 квартиры. Не далее как сегодня утром, осуществляя объезд, был на строительной площадке. На часах восьми нет, а работа кипит: три крана шевелятся, строители кладут кирпичи. Фундаменты всех восьми домов уже готовы, началась кладка первого дома. Со следующей недели начнется строительство котельной, теплотрассы. Работы ведутся, и это очень приятно.

На реализацию этого проекта федеральный бюджет выделил 203 миллиона рублей, 180 миллионов — город, и областной бюджет изыскал 160 миллионов на развитие инфраструктуры. Со строительством этого микрорайона проблема с жильем решится почти у 800 благовещенцев.

Это — хорошее дело. Представляете, люди живут в домах, где порой и крыши нет, гвоздь некуда вбить — такая ветхость. Приходит человек на прием, ну что ему сказать? Эти дома в районе сплавной конторы, ТЭЦ, по улице Чайковского строились как времянки, а стоят по сей день, люди прожили в них всю жизнь и состарились. И никакого просвета. Сейчас этот просвет наступил.

Не каждый город смог попасть в эту программу. Надо сказать, что без настырности и поддержки областного правительства мы могли и не справиться с этой задачей. К концу года мы должны сдать новые дома, первые новоселы получат ключи от квартир. Беру чуть-чуть с запасом, но организация, которая взялась за строительство, — серьезная. Если Александр Николаевич Синьков берет на себя обязательства, то держит слово.

Такой проект, я вам скажу, реализуется в Благовещенске впервые за последние годы. И дай бог, чтобы подобные программы действовали и впредь и находились на них средства. Это очень большой социальный проект. 800-й квартал, который граничит с микрорайоном Северный, должен получить развитие в плане строительства домов для молодых семей и детей-сирот. Сейчас мы ищем возможность для выделения земельного участка и определяемся с компаниями, которые станут участниками этой инвестиционной программы.

С электронной регистратурой ситуация изменится до неузнаваемости

— Еще один проект, который реализуется на территории города, — электронная регистратура. Что он из себя представляет? Неужели нам действительно удастся избавиться от бесконечных очередей за талонами к врачам?

— Когда возникает новая идея, порой кажется, что она невыполнима. «Да там столько средств надо», «Там ничего не поймешь, не разберешься», — говорят мне. Ничего подобного! Надо просто начать работу, рассматривать все проблемные вопросы и находить решение. И это как раз мое дело как главы администрации.

Ежедневно более пяти тысяч горожан обращаются в регистратуры муниципальных поликлиник. Ежедневно все эти люди встают утром с одной мыслью, как получить талончик, отстоять в этой очереди. Дозвониться утром в регистратуру — не меньшая проблема, но даже если дозвонишься, где гарантия, что вам не скажут: «Талончиков уже нет». С внедрением электронной регистратуры мы избавимся от этих проблем. Человек будет знать, куда прийти и в какое время. На мой взгляд, это самое главное, когда все ясно и понятно. Поэтому этих новых вещей не надо бояться, надо объяснять людям и привыкать.

С практической стороны это выглядит так: в городе будет создан call-центр для сбора и обработки информации с единым на все муниципальные поликлиники номером телефона. 20 операторов будут принимать бесплатные звонки от горожан и записывать их на прием к тому или иному специалисту. Не будет очередей, нервов, на звонок и запись уйдет несколько минут.

Сейчас остается решить технические детали: «закольцевать» все медицинские учреждения, обеспечить их программным продуктом. Уже найдено помещение для call-центра, там проведен ремонт. Если мы будем развивать такие проекты, то в скором времени изменим ситуацию до неузнаваемости.

Вопросы от читателей твиттера «Амурской правды» (twitter.com/ap_kitchen)

— Какая у вас была цель в молодости? Удалось вам ее достичь?

— Когда совсем молодой был? Во время поступления в вуз, например, у меня была мечта выполнить норматив мастера спорта. С годами мечты и цели меняются, растут, что ли. Но цели стать большим чиновником никогда не было. Я, скорее, консервативен в этих вопросах: идти по чьим-то головам к достижению задуманного — не по мне. Главное для меня — работа в команде, я должен быть частью этой команды. И еще. Я, наверное, лет через пять после начала трудовой деятельности понял, что некоторые моменты в жизни, в твоей биографии зависят только от тебя, от твоих усилий. Ставить перед собой задачу и добиваться результата — этот процесс мне всегда нравился. Когда начинаешь решать проблему с чистого листа, как, например, с 800-м кварталом. Ведь не было там этого квартала, а сейчас будет.

— Одно время вы любили спорт, сейчас время на занятия есть?

— В молодости я многими видами спорта занимался. Когда поступал в институт, у меня был первый разряд по лыжным гонкам. Увлекался биатлоном. На старших курсах стал заниматься игровыми видами спорта, волейболом, футболом, например. Сегодня играть удается редко, если есть время, то занимаюсь плаванием, интенсивной ходьбой.

— Вы не жалеете, что пришли на государственную службу? Если бы была возможность, выбрали бы другой путь?

— А что жалеть? В 2004 году я работал директором государственного предприятия, возглавлял топливно-заправочный комплекс в аэропорту. В это время получил предложение стать руководителем аппарата губернатора. Были, конечно, сомнения — получится или нет. Но я вам скажу, что организационная работа — она везде одна: умей видеть задачи и ставить их перед подчиненными, умей найти людей и убедить их, старайся не обижать при этой работе. Это трудно дается. Но когда это получается, это всегда успех. Может быть, у кого-то жизнь сложилась по-другому, спокойнее, что ли. Но если выпало, имей терпение.

Цифры

20 детских спортивных площадок установлено в городе по программе Светланы Хоркиной «Турник в каждый двор»

6 тысяч услуг по системе виртуальных очередей и более тысячи консультирований было оказано сотрудниками многофункционального центра с начала его работы

238 благовещенских ветеранов нуждались в улучшении жилищных условий, по данным на конец 2010 года. Сегодня строительство жилья для всех фронтовиков завершено

10 млн. рублей предусмотрено в городской казне на ремонт квартир ветеранов Великой Отечественной войны и вдов ветеранов в этом году

26 млн. рублей потратил в прошлом году городской бюджет на обустройство новых детсадовских групп. Благодаря этому дополнительно было выделено 710 путевок

450 млн. рублей выделено в этом году на строительство восьми многоквартирных домов в 800-м квартале города по программе переселения из ветхого и аварийного жилья

780 благовещенцев к концу года справят новоселье в новых квартирах. Будет расселено 80 аварийных муниципальных домов

5,4 км улично-дорожной сети было отремонтировано в 2010 году.

Возрастная категория материалов: 18+