Дочь «врага народа» 

— Це щё? С самой «Амурской правды»? — удивилась старожилка неожиданному визиту корреспондентов АП. 

А мы удивились ее напевному хохляцкому акценту. Потому что знали: Мария Григорьевна — коренная амурчанка. И родители ее родом из российской Тульской губернии. 

— В деревне Калиновке Ромненского района, где я родилась в 1927 году и выросла, было много выходцев с Украины. Я с малолетства привыкла так говорить, — объяснила хозяйка, окунувшись воспоминаниями в свое детство, полное трудностей, страха и слез. 

Их отца забрали в НКВД еще в 1931-м, когда Марии было всего четыре годика. Мать осталась с тремя малыми детьми на руках. Клеймо «дети врага народа» преследовало их потом долгие годы. 

— Я сама отца не помню, а мама рассказывала, что руки у него были золотые. Он строил среднебельскую мельницу, поздеевский элеватор, и уже в Магадане, где отбывал срок по политической статье, в бухте Нагаева мельницу построил, — поведала Мария Зверева трагическую историю своей семьи. — А когда отца по навету забирали, он работал уже в пожарной команде при депо станции Бочкарево Александровского района — сегодня это Белогорский район. 

Родным удалось сберечь фото Григория Гизея. Оно в рамочке висит на стене напротив кровати дочери, которую он запомнил совсем еще малышкой и, как и других родных детей, не смог больше увидеть до конца своих дней. Не смог обнять, приласкать своей шершавой отцовской рукой, защитить от обидчиков и косых взглядов. 

Мария Гизей окончила шестой класс, когда началась война, и она шагнула во взрослую жизнь. Летом от зари до зари гнула спину на колхозных полях, зимой работала на заготовке дров. Худенькая тринадцатилетняя девчонка вместе с другими ребятишками сама рубила березы, потом колола и развозила по домам. 

— Недавно ко мне заглянул председатель нашего сельсовета Вторников и спросил: «Вы, когда в колхозе работали, хоть какие-то благодарности получали за трудовую доблесть?». Какая там благодарность! — на лице старушки появилась горькая усмешка. — Их только коммунисты и комсомольцы получали. А нас «бамченятами» обзывали. Где самая тяжелая работа, туда и посылали. Вот и вся благодарность… 

Незабываемая встреча 

В 18 лет Мария сбежала из колхоза. Выпросила паспорт у председателя, как она говорит, обманным путем. Написала заявление, что едет учиться, а сама уехала в Белогорск и устроилась на работу. 

— У меня жила там тетя. Ее соседка работала в столовой штаба армии. Войска наши как раз возвращались из Манчьжурии, нужны были новые официантки, она за меня и похлопотала. 

— Как же вас, дочь репрессированного, взяли на работу в столовую штаба армии? — поинтересовалась я. 

— Взяли. Но потом три раза вызывали в особый отдел. Все допытывались, как я попала в Белогорск, где мой отец? Я сказала, что про отца своего ничего не знаю. Меня оставили на работе. Нас было пять официанток, у каждой по семь столов, а шестая обслуживала кабину, где питались главнокомандующий армией генерал-полковник Колпакчи, начштаба генерал-майор Иванов и важные гости. 

Юной официантке стали известны тайны личной жизни некоторых членов военного совета 1-й Краснознаменной. Мария Григорьевна поведала АП о том, о чем она раньше никому не рассказывала. 

— Наш главнокомандующий был страшный бабник. Его жена проживала в Москве (дочка там на балерину училась) и приезжала к мужу только на лето. Вот он и крутил любовь. 

Честно скажу, те, кто заводил шухры-мухры с командующим, у нас долго не задерживались. Поэтому официантки, которые обслуживали его кабину, часто менялись. Начштаба армии, как только узнает, сразу выгонял. А пока новую буфетчицу ищут, приходилось нам обед подавать. 

В один из таких дней в штаб 1-й Краснознаменной армии пожаловал маршал Георгий Жуков — проездом из Маньчжурии в Хабаровск. 

— В поезде было всего три вагона: в одном ехал сам Георгий Константинович, во втором — его сопровождающие, а в третьем был ресторан, — припомнила Мария Григорьевна. — Недавно фильм про него показывали, а у меня аж в душе все перевернулось. Думаю, я ж его видела, вот так, как сейчас вас. Он еще несколькими фразами со мной перебросился. Жуков показался мне даже не таким строгим, каким был наш главнокомандующий Колпакчи. 

Искала родственников Поповича 

Через два года Мария переехала в Поздеевку, где также устроилась в офицерскую столовую. В военной части обучали летному делу курсантов, среди которых с 1951 по 1952 год проходил практику будущий космонавт и дважды Герой Советского Союза Павел Попович. 

— Общительный такой парень. Родители его жили на Украине, и он больше разговаривал по-украински. А я подойду до стола и спрашиваю: «Доброго ранку. Щё йисты зараз будэтэ?». Он: «Цэ ж моя землячка!». Так и познакомились. В нашем селе тоже жила семья Попови­чей. Я ему об этом сказала. Павел попросил сводить в гос­ти к ним, хотел узнать, вдруг они ему родственниками приходят­ся. Оказалось, просто однофа­мильцы. 

Один из курсантов, с которым дружил будущий именитый космонавт, Иван Конько женился на сводной сестре Марии Григорьевны. 

— А Попович в Поздеевке крутил романы? 

— Крутил! — засмеялась рассказчица. — Но все это было не всерьез. Он говорил, что в Томске его ждет девушка, которую он любит. Он все писал письма своей Марине, а потом уехал в Томск и на ней женился. Она тоже была летчиком-испытателем. Павел Романович учился здесь целый год. Во время одного из учебных полетов он совершил посадку самолета «на брюхо», тем самым спас крылатую машину, не дав ей разбиться. 

Когда он полетел в космос, многие очень гордились тем, что лично знали этого смелого человека. В его честь некоторые называли своих детей. Его имя носит наша поздеевская школа. 

 

Секрет долгожительства 

7 ноября Мария Григорьевна отметит 85-летний юбилей. За 50 лет трудового стажа ей пришлось поработать и в колхозе, и в столовой воинских частей, и в почтовой связи, на пенсию ушла уже с нефтебазы. И даже сегодня, несмотря на то что у нее травма ноги и она еле передвигается с палочкой, ветеран трудового фронта сама полет грядки! 

— Вы столько прожили и пережили, как вам удалось сохранить ясный ум и такую силу духа? — попросила я ее поделиться секретом долгожительства. 

— У меня легкий характер. Я с соседями никогда не ссорилась. Никогда никому не завидовала и не ленилась. Вставала всегда в пять утра. Хозяйство держала — и корову, и свиней, и гусей. Всех надо накормить, управиться, чтобы на работу успеть. Еще и общественница была — депутатом то поселкового, то районного совета. Робы больше — проживешь дольше, — с улыбкой заключила землячка на украинском.

Возрастная категория материалов: 18+