Сегодня самые острые проблемы среди несовершеннолетних — безнадзорность, наркотическая зависимость, рост преступности, самоубийства. За тем, насколько добросовестно в регионе ведется борьба с этими болевыми точками, пристально следят амурские прокуроры. Защита прав и интересов детей — одно из важнейших направлений их работы. С начала нынешнего года надзорный орган выявил в этой сфере уже более пяти с половиной тысяч нарушений. Помимо комендантского часа и тестирования на наркотики, ограничение доступа к «суицидальным» интернет-сайтам стало еще одним инструментом борьбы с злободневными проблемами.
Одновременно на контроле и другие насущные вопросы: обеспечение подросших амурских сирот положенным жильем, денежные выплаты приемным родителям и опекунам и многое другое. О том, как налажена работа в «детской» сфере и каких результатов удалось достичь, в интервью АП рассказала начальник управления прокуратуры Амурской области по надзору за исполнением федерального законодательства Ирина Маловичко.
— Ирина Николаевна, как в целом идет работа по защите прав и интересов несовершеннолетних?
— Защите прав несовершеннолетних мы уделяем значительное внимание, эти вопросы в прокуратуре — на особом контроле. Комплекс принятых мер как в прошлом, так и в этом году благоприятно повлиял на состояние законности по ряду направлений. Так, например, в текущем году мы не допустили недофинансирования по денежным средствам, выплачиваемым опекунам и приемным родителям в качестве единовременных пособий. В соответствие с требованиями санитарных норм и правил пожарной безопасности удалось привести здания интернатных учреждений и социальных приютов в области. Много внимания направили на подготовку к новому учебному году, а также к детскому летнему отдыху. Кроме того, все учреждения образования наконец-то получили лицензии на ведение медицинской деятельности. Особое внимание уделяем обеспечению детей-сирот жильем. Из 186 тысяч амурских детей более 7 тысяч — сироты или оставшиеся без попечения родителей. Все они в дальнейшем имеют право на получение жилья. По искам прокуроров за прошлый год и в первой половине 2012-го реально получил квартиру 481 представитель этой категории. Сейчас в органах местного самоуправления в очереди на получение квартир — свыше 5 тысяч сирот. С начала текущего года заявления о предоставлении жилья подали около 200 человек, ежемесячно для постановки на учет обращается 30 амурчан. В городах и районах строят малоэтажные дома, в которых потом предоставляют квартиры этой категории, в связи с этим у нас так много детей-сирот получили квартиры. Думаю, благодаря малоэтажному строительству очередь еще очень хорошо продвинется.
— С прошлого года амурских подростков тестируют на употребление наркотиков, положительный эффект от этой работы есть?
— Хочу отметить, что постановление о проведении добровольного тестирования учащихся образовательных учреждений на предмет раннего немедицинского выявления наркотических средств и психотропных веществ принято по предложению прокурора области. И эта работа уже дала определенный положительный результат. Из более чем 13 тысяч протестированных в 2011-м и текущем году учащихся 7—10 классов школ и профучилищ у 180 человек выявлен положительный результат, что свидетельствует о наличии в организме наркотических средств. Естественно, с указанными несовершеннолетними проводится профилактическая работа, этих детей мы можем спасти от дальнейшего злоупотребления наркотиками. Также следим за тем, чтобы тестирование проводилось на всей территории Приамурья. Первоначально такая работа шла не во всех муниципальных образованиях, например, в Белогорске, Белогорском, Шимановском, Сковородинском, Ивановском и других районах она не велась. Мы направили соответствующую информацию в правительство области и главам, и в текущем году тестирование на наркотики там уже проводилось. В муниципалитетах, где выявляется большее количество употребляющих наркотики подростков, необходимо проводить и больше профилактической работы: лекций, бесед как с детьми, так и с родителями.
— Уже два года в области действует комендантский час для детей, он дает какие-то результаты?
— Закон «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Амурской области» принят по инициативе прокуратуры региона. Прежде всего он предусматривает запрет нахождения несовершеннолетних после 22 часов без родителей в определенных общественных местах, там, где подросток не только является объектом преступления, но и сам может его совершить. Закон действует со второй половины 2010 года и первоначально почти в половине районов практически не работал, его игнорировали. Сейчас, благодаря нашему вмешательству, работа по нему существенно активизировалась. Если в 2010 году к ответственности привлекли около 600 родителей и руководителей развлекательных заведений, то в 2011 году — уже свыше полутора тысяч. А в нынешнем — еще более 800 человек. Детей, которые находятся без родителей в ночное время, теперь выявляется значительно больше. В результате в первой половине 2012 года наблюдается тенденция снижения преступности несовершеннолетних, а также противоправных действий в отношении них. Это и есть тот самый положительный результат. Закон очень правильный.
— Как идет борьба с детской безнадзорностью?
— За 6 месяцев 2012 года самовольно покинул семьи и госучреждения 461 несовершеннолетний. По статистике, примерно половина детей уходят именно из семей, причем процентов двадцать — из благополучных семей. Некоторые по несколько раз за сезон сбегают из дома, а самое печальное, что в результате таких побегов дети гибнут — в этом году мальчик утонул в Амуре, его нашли на том берегу в Китае. Встает вопрос — как ведется профилактическая работа с семьями? С 2011 года мы взяли на ежедневный контроль каждый факт ухода несовершеннолетнего из дома, социального учреждения, из мест отдыха (допустим, летнего) и проводим по ним проверки. Стало ясно, что, например, органы полиции в 2011 году практически не проводили профилактическую работу в отношении семей и детей: не анализировались причины, все делалось эпизодично, не было системности. Теперь, по результатам принятых нами мер, полиция занимается этим более тщательно — посещает семьи, из которых уходят дети, выясняет причины, кого-то из несовершеннолетних ставит на учет, отчитывается перед нами. Часто ненадлежаще исполняют свои обязанности должностные лица в образовательных учреждениях, своевременно не сообщают об уходе детей из интерната или о том, что ребенок несколько дней не появляется в школе. По этим недоработкам мы принимали меры, вносили представления и в министерство образования, и в органы полиции. В результате в 2011-м году виновные лица привлекались к ответственности, кого-то даже увольняли. Все ответственные стороны должны работать сообща, и мы специально разрабатываем совместные приказы, стараемся, чтобы учреждения здравоохранения, в случае поступления детей с телесными повреждениями, сразу сообщали в органы полиции о таких фактах. А образовательные учреждения, если дети не приходят в школу в течение какого-то периода, информировали бы подразделение или комиссию по делам несовершеннолетних. Чтобы сразу была проведена работа и выяснена причина: может быть, в семье пьют или там присутствует жестокое обращение с детьми. Несмотря на недоработки, работа по профилактике безнадзорности ведется все-таки активно. Вопросы рассматриваются на координационных совещаниях и коллегиях, проводятся регулярные рейды. В результате как раз и выявляются семьи, которые ставятся на учет, и их достаточно.
Самоубийств стало меньше
В начале 2011 года в Приамурье произошел всплеск детских самоубийств: только за первые шесть месяцев их случилось девять, тогда как за весь 2010 год — 15.
— По поручению прокурора области мы стали изучать ситуацию и увидели, что в интернете доступ к сайтам, где рекламируются различные способы суицида, совершенно свободный, — рассказывает Ирина Маловичко. — Вы только представьте: несовершеннолетний совершенно спокойно мог прочитать о множестве способов самоубийства. Это наносит очень большой вред и психическому, и физическому развитию. У детей неустойчивая психика, они очень эмоциональны: поссорился с приятелем, пришел домой, зашел на такой сайт и решил: а дай-ка я попробую.
Прокуратура предложила «Дальсвязи» добровольно ограничить доступ к таким сайтам в Амурской области. Компания наложила ограничение на месяц. Тем временем надзорный орган сделал экспертизу размещаемой на порталах информации в главных вузах Благовещенска: АмГУ, БГПУ и АГМА.
— Оценив материалы, все эксперты дали нам заключение, что описываемые способы суицида негативно влияют на развитие детей. Мы собрали эти документы и направили заявления в суд к самым крупным нашим операторам связи (амурскому филиалу Ростелекома «Дальсвязь», «Интеркому», «Мобильным телесистемам» и «Теледайну») с требованием ограничить доступ к 20 интернет-сайтам, — отмечает Ирина Николаевна. — Это заявление долго рассматривалось, но в сентябре прошлого года все-таки было удовлетворено. На сегодняшний день доступ к этим страницам в области закрыт.
По словам руководителя управления, амурская прокуратура стала первопроходцем в этом смысле, пойдя вперед, и ее опыт подхватили впоследствии другие регионы страны. Сейчас количество детских суицидов в Приамурье уменьшилось: в первом полугодии их произошло 5. Попытки суицида также пошли на спад: 20 в текущем году против 69 в прошлом. В прокуратуре не исключают, что улучшение произошло именно благодаря ограничению доступа к опасным сайтам.
— Конечно, прямой связи по суицидам, которые у нас были в 2011 году, с посещением этих сайтов мы доказать не можем, но все дети, совершившие самоубийства, выходили в интернет, общались там, — говорит начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области. — Думаю, все-таки работа, проведенная в прошлом году, дала свой положительный, реальный результат.
186 тысяч несовершеннолетних проживает сегодня в области, половина из них — в неблагополучных семьях.
7 тысяч амурских детей — сироты и оставшиеся без попечения родителей.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии