Хлеб дважды в неделю
В день выборов в Солнечном накрапывал противный дождик. На который электорат не обращал большого внимания. Люди брели на участок, расположенный в непривычно большой для села школе, под зонтами, некоторые — с детьми. Здесь своих избирателей знают и по имени, и в лицо — на два села их всего 464. К полудню проголосовали уже больше 120 человек — треть электората. Причем самые активные — пенсионеры.
Случай убедиться в этом представился тут же. По школьному коридору шумной гурьбой на выход шли пять женщин, большей частью пожилого возраста.
— Настроение у нас нормальное — подняли и пошли, — шутили пенсионерки. — Мы всегда голосуем, но толку нет. И кандидатов мало — надо, чтобы хотя бы четыре. Никому мы не нужные. До выборов все обещают, а после них — живем как раньше. Аптеки в селе нет — ездим за лекарствами в Ивановку.
Кроме шуток, выясняется, что в их селе нет не только аптеки, но и магазина. Женщины приехали за 12 километров из соседнего Надежденского проголосовать, а заодно купить хлеба. К ним его привозят всего дважды в неделю из Среднебелой. Обычно жители небольшого Надежденского (всего 30 дворов) добираются до Солнечного, где находится ближайший магазин, на школьном автобусе. Он курсирует дважды в день — отвозит и забирает учеников из школы.
На этот раз — специально для выборов — районный избирком выделил транспорт, который за несколько рейсов доставил всех желающих проголосовать.
Вода по расписанию
Помимо выборов, на 14 октября пришелся большой православный праздник — день Покрова Божьей Матери. Непонятно, по какому из этих двух торжественных поводов, но кое от кого из избирателей к середине дня уже попахивало спиртным.
Еще одна компания пожилых граждан собралась возле избирательного участка обсудить проблемы. Спрашиваю их, всегда ли ходят на выборы. «Конечно, — обижаются они. — Нам небезразлично, как деревня помирать будет». Они взахлеб рассказывают о сельских печалях, посмеиваясь и как будто хвастая ими. Из разговоров становится понятно, что если у надежденцев нет хлеба, то у жителей Солнечного — воды. Колодцы во дворах обвалились и обмельчали. Есть водонапорная башня, но она централизованно снабжает водой только полсела. Остальная половина покупает воду в бане почему-то по талонам — по 80 копеек за 40-литровый бидон.
— Воду на все покупаем — стирать, мыться, еду варить. Ее продавали в прошлом году по два часа в день — с 12 до 14 часов. А если я в город поехал и не успел вернуться — все, сижу без воды. А мне скот поить, — сетует местный житель.
С этого года купить воду в бане можно было ежедневно с 12 до 16. А вот помыться — куда реже. Зимой раз в неделю, а летом баня не работает вовсе. «Вчера вторая баня была за лето — к выборам. А до этого полгода не работала вообще. Это ему хорошо — он в коттедже живет, а мне, представьте, как мыться!?» — говорит один из пенсионеров.
Недовольны сельчане и дорогами, и их освещением. Говорят, что администрация даже закупила фонари, но подключить не может.
«Зачем мне этот клуб, отремонтированный за три миллиона? — вдруг, начисто забыв о перебоях с хлебом и водой, спрашивает один из собеседников. — Я пожилой человек, мне лучше водоем — с удочкой посидеть. Глава обещала расчистить, но ничего с места не двигается».
Дорогу молодым
На участке на стульчике скромно сидит Павел Байназаров — кандидат в главы Приозерного сельсовета. Он пригласил в качестве наблюдателя свою давнюю знакомую из другого села. Она — единственный беспристрастный наблюдатель на этих выборах, потому что никого здесь не знает. На вопрос, почему пошел во власть, Павел отвечает — давно руки чесались хоть что-то для села сделать. Свою программу он строит на недочетах, как ему кажется, в работе действующей главы.
— Проблемы у нас большие — дорог нет, освещения нет, — перечисляет он. — Но есть программы — Березовка, Среднебелая вступают в них, а мы чем хуже?! У нас 12-квартирный учительский дом скоро развалится, а вступить в программу, чтобы его отремонтировать, глава администрации не успела. В Надежденском пробита скважина, есть вода, но ее пить невозможно — слишком много железа. Нужно поставить фильтры. Автолавка туда ходит раз в месяц. Я могу организовать, чтобы она ходила для начала три раза в неделю по два часа. Но тут другая проблема — жители села тебе одно говорят, а делают все равно по-своему.
Скандалы, интриги, расследования
Пока в школе обсуждают судьбу села, на ее крыльце кто-то уже обвиняет действующую главу в подкупе избирателей — «дала 300 рублей, они и проголосовали». В это время сама Любовь Дмитриевна в отремонтированном ее стараниями клубе слушает баянистов из областной филармонии. Они приехали музыкой поднимать избирательный дух на селе.
— Я даже за себя не агитировала, тем более ничего никому не давала — у меня и денег на это нет, — вздыхает Любовь Ралько. — Чем больше для людей делаешь, тем больше они хотеть начинают. А в селе бюджет — три миллиона рублей. Он весь дотационный, своих доходов — 122 тысячи. Содержать баню — денег не хватает. Сейчас она в аренде у частника, но и он не справляется.
Это ее седьмые по счету выборы — она руководит Приозерным сельсоветом уже четверть века. Говорит, будет только рада, если не победит — устала.
— Если бы человек достойный нашелся, я бы сама ушла, — говорит Любовь Дмитриевна. — А Павел еще молодой, он не знает, за что берется. Выберут-не выберут — это как Богу угодно будет. Я пенсионерка, буду садом заниматься.
Чем сердце успокоилось
Может быть, Богу, а может, только жителям Солнечного и Надежденского было угодно, чтобы на выборах победил Павел Байназаров. Голосовать пришли 268 человек — это 60 процентов всех избирателей. Это обычная явка для сельсовета, говорят в местном избиркоме. 179 сельчан (больше 64 процентов) отдали голоса за Павла Байназарова, 89 (чуть больше 32 процентов) — за Любовь Ралько. На селе говорят, что в победу молодого кандидата верили многие, но такого большого отрыва не ожидал никто. Пока Совет сельских депутатов не назначит дату инаугурации нового главы, исполнять обязанности будет Любовь Ралько. Скорее всего, вступление в должность состоится в ближайшие 10 дней.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии