• Роман очень любит делать чучела млекопитающих, но своих подмастерьев учит работать и с птицами.
  • Немецкий охотничий терьер Норд тоже знает толк в звериной охоте.
  • Самая необычная работа мастера — рысь  в прыжке — разошлась в трех экземплярах.

Шампунь для блеска шкурки

Самым первым впечатлением для всех гостей мастерской становится резкий запах уксуса и химикатов. Двое студентов в фартуках и перчатках вымачивают в каком-то мутном растворе пушистую шкуру енотовидной собаки. После нескольких полосканий мех попадает под большой дисковый нож — ребята срезают со шкурки жилы, лишнюю кожу и мясо. В этой комнате, с огромными бочками, длинными столами и арсеналом колюще-режущих предметов, проходит первая стадия процесса — обезжиривание, протравка ядами от насекомых и обработка химическими веществами шкуры животного.

— А потом, чтобы мех заблестел, я покупаю в магазине порошок для шерстяных тканей и дешевый шампунь в бутылях и мою всем этим шкурку, — раскрыл свою первую хитрость Роман Чикачев.

На выделку шкуры уходит не меньше недели. А дальше начинается настоящее творчество. Мастерская трофейного дела ДальГАУ появилась только полгода назад, сейчас в помещениях еще идет ремонт. Мы поднимаемся наверх, в святая святых лаборатории — комнату, откуда выносят уже готовые экспонаты.

За красивые глаза нужно заплатить

На невысоком столике в ряд стоят головы ястреба, кабана, косули. Только вместо зубов торчит вата, а из глаз — иглы и булавки. «Эти изделия сейчас усыхают, а булавки нужны для того, чтобы шкурка не съезжала, а укладывалась равномерно», — поясняет мастер.

В отдельных ящичках ждут своего часа десятки пластиковых челюстей, языков, рогов и глаз разных оттенков. В отдельном мешочке лежат голландские светоотражающие глазки для представителей кошачьих. Как уверяют таксидермисты, чтобы сделать шедевр, сначала нужно вложить в него немало средств. Только за пару глаз придется выложить от 200 до 1500 рублей. Свой ценник и у каждой другой части тела. Промышленная индустрия шагнула далеко вперед, и теперь для красоты фигуры можно добавлять разные искусственные детали — снег, воду, папоротник, ягоды, хвою.

Не унизить животное второй раз

— Главная задача таксидермиста — показать животное в его естественном виде, таким, каким он был при жизни, — объясняет Роман. — Как говорил один эксперт, нужно не унизить животное второй раз. Первый раз уже был тогда, когда его добыли.

Перед тем как работать с кожей животных, нужно хорошо изучить их анатомию. Один из подмастерьев недавно удивился, узнав, что у благородных оленей есть подслезные железы. Но, по словам мастеров, такие мелочи очень важны, как и постоянная работа над своими ошибками.

— Злым сделать зверя очень просто — надо обнажить зубы, но куда сложнее показать его любопытным, настороженным, играющимся, — говорит таксидермист. — У животного, в отличие от человека, почти нет мимических мышц. Характер можно передать не на мордочке, а в динамике тела. Здесь все нужно уметь чувствовать руками.

Самому достойному — выстрел

По словам специалистов, таксидермия зародилась в Европе. Россия же всегда была и остается страной, где зверей убивают на мясо. Даже сейчас в Приамурье очень мало охотников, которые занимаются этим ради трофея. Но те, кто знает, зачем пришел в лес, никогда не ошибутся и отдадут свой выстрел только достойному зверю — с блестящей шерстью, большими рогами и мощными клыками.

Несмотря на то что почти все шкуры в мастерскую попадают от профессиональных охотников, Роман признается, что нередко и сам ходит на кабана и других зверей вместе со своими охотничьими собаками. Больше всего этой команде нравится ловить барсука, кабана и гусей.

Еще один важный момент, по словам таксидермиста, — правильно снять шкуру с животного. Некоторые охотники кровожадно режут жертве горло. Бытует мнение, что если сразу спустить зверю кровь, мясо будет вкусней. Однако трофей окажется безвозвратно утерянным из-за испорченной шерсти. Чтобы не повредить материал, делается специальный разрез по спине и затылку. Поэтому часто шкуру снимают не в тайге, а здесь, в мастерской. Перед этим мастера обмеряют тело животного, чтобы потом подобрать манекен для чучела естественного размера.

Живой материал не ждет

Несмотря на то что на одно изделие уходит от двух недель до полугода, время мастера никогда не ждет. Часто приходится оставаться на работе и до поздней ночи.

— Это не станок, его нельзя выключить, когда устанешь, и пойти домой, — говорит Роман. — Это живой материал, и он подвергается усушке. Работать нужно много и внимательно.

Роман Чикачев занимается трофейным делом уже семь лет, с тех пор, как закончил ДальГАУ и получил специальность биолога-охотоведа. Дополнительно учился в Москве в студии именитого таксидермиста Владимира Сухарева. Уже год Роман преподает студентам таксидермию и трофейное дело на кафедре биологии и охотоведения ДальГАУ. Для качественной подготовки студентов и было решено создать такую мастерскую по изготовлению чучел.

— Опыта у меня много, но секретов ни от кого не держу, хотя бы не забудьте то, что я уже вам сказал, — улыбаясь, говорит своим студентам Роман Анатольевич.

Подарок тому, у кого все есть

Для нашего краеведческого музея он делал не много экспонатов — только чучела норок, белок и лесного кота. «Крупные изделия стоят больших денег. Я не хочу на этом навариваться, но комплектующие, которые делают чучело красивым, недешевы», — объяснил мастер. Двухметрового медведя заказывал караоке-бар «Большая медведица». Свою самую необычную и трудоемкую работу «Рысь в прыжке» мастер делал по просьбе одного клиента. Фигура грациозной охоты рыси на тетерева так понравилась покупателям, что ее пришлось несколько раз повторять. Китайские соседи любят заказывать у амурского таксидермиста чучела хищных птиц. Еще одним популярным изделием остается ковер из шкуры медведя, волка, кабана.

— Это отличный подарок для того, у кого все есть, — говорит Роман. — Такая вещь будет эксклюзивным предметом домашнего быта.

По убеждению мастеров, таксидермия — это целое искусство, схожее с 3D-фотографией. Обвинять творцов в кровожадности не стоит. «Ведь когда повар режет мясо и жарит из него котлету, его не считают нарушителем этики. А мы даем животному вторую жизнь», — добавил Роман Чикачев.

 Таксидермия — это способ изготовления чучел животных, основой при котором является звериная шкура. Она натягивается на специальный каркас, дополняется необходимыми частями тела. Применяется для изготовления музейных экспонатов и сохранения охотничьих трофеев.