«Сколько лет здесь живем, но, чтобы льды так яростно наступали на дома, такого никогда не было, — вспоминают старожилы-новороссийцы. — Селу 105 лет, в середине 70-х годов прошлого века было наводнение, но летом. А здесь — ранней весной льдины чуть нас не стерли с лица земли».
Хоть и не девятый вал, но картина, открывшаяся утром 26 апреля 2012 года, изумила жителей села. Первыми неладное почуяли местные рыбаки — они-то Селемджу-кормилицу исходили вдоль и поперек, по несколько раз в день. В 9 утра заметили, что в районе береговой линии села лед как-то странно поднимается кверху, видимо, где-то произошел затор. Однако особого внимания на это не обратили. Тем временем затор нарастал, а народ радовался необычному явлению. Селяне высыпали на берег и принялись дружно фотографировать снежную гору. Мужики гадали, насколько далеко продвинется лед. А потом стало действительно страшно: куда бежать, до райцентра километров 80 будет.
— К полудню ледяные глыбы поднялись от воды метров на шесть и сравнялись с берегом, — вспоминает глава сельского совета Надежда Первухина. — Потом начали продвигаться вперед и оказались почти в десяти метрах от огородов. Мы сообщили в район и МЧС, на территории села ввели режим ЧС. Мы ставили вешки, делали замеры.
Как рассказали новороссийцы, после обеда выехать из зоны подтопления они уже не смогли. Пока в одном месте был затор, в другом прорвало. Вода окружила деревню и превратила ее в отрезанный от внешнего мира остров.
«Сюда приехали на уазике, а через час уже было не проехать — дорогу затопило. Воды по крышу. Выбраться можно было только на КамАЗе», — говорят очевидцы.
— Паники не было, — продолжает Надежда Кирилловна. — Мы до последнего момента были уверены, что льды не обрушатся на село. Тем не менее обошли всех людей, живущих вдоль реки, в зоне предполагаемого подтопления. Предупредили заранее собрать «тревожные чемоданчики», взять документы, деньги, лекарства, теплые вещи, продукты. К вечеру Селемджа немного успокоилась, льдины начали оседать. Беда миновала.
На вопрос, что это было, новороссийцы отвечают — мол, ничего сверхъестественного. Банальный каприз погоды. Прошлой зимой в Приамурье было мало снега, потому и воды в реке было немного. А морозы стояли трескучие, поэтому на Селемдже образовался толстый лед. Потом его припекло солнце, лед разом пошел, а выхода ему не было.
В селе надеются, что повторения прошлогодней истории не будет, однако допускают, что очередной каприз погоды снова может обернуться сюрпризом.
— Меня спрашивают, а что вы сделали, чтобы предотвратить события? Наверное, с этим вопросом лучше обратиться в небесную канцелярию, — улыбается Надежда Первухина. — Тем не менее волноваться нет смысла, ко второму пришествию льда мы готовы. Летом вдоль села была укреплена береговая линия, на территории дорожного участка, где есть несколько отапливаемых помещений, столовая, гараж, создан приемный эвакуационный пункт, который сможет принять 100 человек. Рядом на огороженный участок можно загнать технику, скот. Здание школы также находится выше и не попадает под затопление. В ней может разместиться все село.
На случай полного затопления села, через дорогу — сопка. Туда можно бежать всем миром. Но, по словам главы Новороссийки, ситуация под контролем. Сейчас в администрации проверяют списки, уточняют, сколько в селе проживает детей, пожилых и неходячих людей. В случае отсутствия связи, за каждой улицей закреплено двое посыльных.
— А что мы еще можем сделать? — улыбаются на прощание жители отдаленного села. — Только жить на этой территории да на реку посматривать. Авось пронесет.
6 населенных пунктов может подтопить в этом году в Амурской области:
— Джалинду
— Албазино
— Черняево
— Ушаково
— Нововоскресеновку
— Сергеевку
СПАСАТЕЛИ ВЗРЫВАЮТ ТОЛЬКО АМУР
Как сообщили корреспонденту АП в пресс-службе ГУ МЧС России по Амурской области, малые реки Приамурья ведут себя относительно неспокойно. В период весеннего половодья последние годы разрушались мосты и участки дорог в Тамбовском, Ивановском, Свободненском, Благовещенском, Сковородинском районах. Тем не менее, во избежание заторов, подрывные работы на малых реках не проводятся — они идут только на Амуре. 1 апреля оперативная группа провела взрывные работы в районе села Ушакова Шимановского района, 4 апреля спасатели переместились в село Нововоскресеновка. Далее подрывные работы продолжатся на заторных участках пограничной реки в Магдагачинском и Сковородинском районах. Операцию планируют завершить 13 апреля.
«Если паводок развивается поступательно, то малые реки не несут в себе угрозы, — отмечает руководитель пресс-службы Раиса Копырина. — Все зависит от того, какие сложатся погодные условия, как будет таять лед и снег». Согласно прогнозу, паводковый период в Приамурье будет проходить с конца апреля до середины мая. В 2013 году толщина льда на реках области ниже средних многолетних значений, а высота снежного покрова выше, чем год назад. Вероятно, жителям Новороссийки придется еще раз наблюдать необычное явление и следует придерживаться разработанного эвакуационного плана. Повторение — мать учения.
322 человека проживают в Новороссийке, среди них 40 пенсионеров и 68 детей.
106 дворов попадает в зону подтопления.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии