«Осторожно, у нас тут строительство», — предостерег отец семейства, пока мы поднимались на крыльцо. От дома к большой кухне Кукушкины строят длинный теплый переход, чтобы ребятишки зимой не мерзли. Строят все вместе — и взрослые и дети. Каждому в этой большой и дружной семье находится работа по силам: и дома, и в стайке, и в огороде.
Подростки Владик и Игорь по-хозяйски убрали с нашей дороги доски. Отец научил их всему: и молоток со стамеской в руках держать, и трактором управлять — их у Кукушкиных уже две единицы с разными техкомплектами. На земле работы хватает, а еще за период травостоя надо успеть сена для коров и телят накосить.
— Влада, Алена, встречайте гостей, — позвал Сергей Николаевич старших дочек, которые хлопотали на кухне. Следом выскочили еще три девочки помладше, а за ними юркий мальчонка. «Это еще не все, — улыбалась Надежда Васильевна. — Наша старшая Женя поступила в медицинскую академию, сейчас практику в свободненской больнице проходит».
Новогодний подарок
Хотя смолоду супруги мечтали иметь много детей, но у них родилось только два сына. Оба уже взрослые, живут отдельно. Десять лет назад Кукушкины и не думали, что их семья когда-то так разрастется. Надежда Васильевна женщина хозяйственная, инициативная. Однажды к ней обратились из детского дома с предложением взять к себе девочку на Новый год. Старшая Женя стала для супругов новогодним подарком судьбы. После каникул они не смогли отдать девочку назад в детский дом.
Потом супруги решили взять еще одну сиротку. Пришли за двухлетней Галочкой, а в детском доме их стали уговаривать: «Не хотите еще мальчика? Возьмите, у нас такие дети хорошие». Подумали — и согласились.
— Привели нескольких мальчишек, — вспоминает Надежда Васильевна. — Из всех нам больше всего Вадик приглянулся. Воспитатели сразу предупредили: «Вы знаете, ребенок замкнутый, ни с кем не разговаривает».
— Он и у нас полгода молчал, — вступил в разговор папа. — Как мы его ни просили: «Вадик, ну скажи хотя бы «да» или «нет». А он в глаза тебе смотрит и молчит. Зато сейчас рот не закрывается!
Стеснительно улыбаясь, Вадим с любовью смотрел на отца, ловя каждое его слово. Другие дети тоже оставили все дела, расселись вокруг — кто в кресле, кто на диване, чтобы послушать семейную историю.
— Затем мы Игоря и Алену взяли из Новгородского приюта — тоже по случаю, — смеется хозяйка. — Позвонила директор: «Надежда Васильевна, выручайте. Приют закрывается на ремонт, а детей девать некуда. Можете взять на лето?» Приезжаем — нам выводят двоих.
За длинное лето Кукушкины так привыкли к детям, что и этих отдать не смогли. Следующая — Влада — жила с ними в одном селе. Отец давно умер, а мать за продажу наркотиков посадили. Пожалела Надежда Васильевна осиротевшую девчушку, а у русской женщины все, как в поговорке — «жалею, значит, люблю».
Серышевский подкидыш
У каждого из приемных детей своя трагичная история. У Алены родители в Москвитине пили беспробудно, за что их лишили родительских прав. Что пережил Вадик, который долго потом не разговаривал, остается только догадываться. О горьком детстве в Практичах 16-летний подросток не захотел вспоминать.
У тихони Игоря в документах написано, что он серышевский. На самом деле место его рождения неизвестно. Малютку, которому еще не было годика, подобрали на вокзале и определили в дом ребенка. Нашлись люди, пожелавшие опекать малыша, однако через некоторое время вернули его обратно в казенный дом. Вторая попытка обрести семью тоже оказалась печальной.
— Мальчишку четыре года кидали из рук в руки, пока мы его к себе не забрали. Нам говорили: «Ребенок проблемный, намучаетесь с ним. У него энурез». Удивили! — всплеснула руками мать. — У нас и у Вадима тоже был энурез. Чем только его не пробовали лечить, ничего не помогало. Потом нам посоветовали каждый день на ночь семена укропа заваривать. Месяц попоили ребенка — и все прошло. Так же Игоря вылечили. Вон какой помощник вырос!
В легком прищуре строгих маминых глаз мы увидели такую теплоту и нежность, какую не передашь никакими словами.
Хозяйство о-го-го!
За разговорами на столе появились огромная сковорода со скворчащей глазуньей, молоко, творог, тушеная картошечка с малосольными огурцами и квашеной капустой аппетитного свекольного цвета. К чаю — земляничное варенье. Все свое, домашнее, выращенное и приготовленное своими руками.
В огороде у Кукушкиных размером в 50 соток длинными рядами посажены всевозможные культуры. «Там у нас лук, чеснок, помидоры, там — перец, баклажаны, арбузы, дыни», — показывали юные хозяюшки. Вдоль забора — заросли малины. Все это сушится, солится, консервируется, пополняя семейные закрома витаминными заготовками. На зиму все вместе закручивают около полутора тысяч банок!
— А хлеб какой у вас вкусный в деревне, — заметил фотокор Андрей Оглезнев, откусывая кусок от нозрястого ломтика.
— Это мы сами такой печем. У нас своя мини-пекарня есть. Ой, мама, мы же про клубнику забыли! — спохватилась Алена, и вместе с Владой они побежали снова в огород. Назад вернулись уже с полной чашкой ароматной спелой ягоды.
Ну в каком сиротском приюте тебя так вкусно накормят и главное — всему научат: сажать и выращивать овощи, готовить еду, убирать и обихаживать свой дом, а еще строить, косить, доить… К слову, все дети в этой семье с малых лет приучены доить коров. Не только девочки, но и мальчишки. Ведь хозяйство у Кукушкиных о-го-го! Держат 17 коров, 8 свиней. Две свиноматки недавно опоросились — плюс еще 22 поросенка. Куры с цыплятами, пять коз. Еще и попугая завели! Молока не дает, зато настроение поднимает.
— Козы — это вот ее забота, — кивнула Надежда Васильевна в сторону десятилетней Гали. — Она всех козлят сама выкормила из бутылочки. Галочка — самая маленькая из моих девочек. За этот торт она заняла первое место в школе на конкурсе «Сладкоежка».
Довольная девчушка, подперев кулачками подбородок, слушала похвалы мамы. Потом большим ножом старательно стала разрезать свое кулинарное произведение на куски. Поделилась и рецептом:
— Сюда идет сгущенка — две банки. Я ее с маслом сливочным смешала. Потом печенюшки туда обмакивала и на блюдо выкладывала. А сверху крем шоколадный. Я уже в пятый класс перешла, все умею.
— А я во второй, — гордо ударил себя кулачком в грудь маленький Юра, протягивая ручонку за тортом.
— Так, оказывается, это ты здесь самый маленький?
— Не, у нас Галя младше всех. А это мамин внук — тоже приемный, — уточнила Алена.
— А разве внуки приемные бывают? — удивилась я. И мне рассказали еще одну удивительную историю.
Фамильный героизм
Старший сын Надежды Васильевны и Сергея Николаевича, офицер УФСИН, живет в Свободном. Сейчас заочно учится в академии. Он, как и его родители, многодетный отец. И все трое детей у него тоже приемные.
— Мама нас бросила, — надул губы Юрка, и на его глаза навернулись слезы.
Так сложилась судьба, что Бог не дал сыну собственных детей. Решили они с женой взять себе девочку из детского дома. Потом приняли в семью еще двух мальчиков-погодков. Воспитывать троих детей, окружая их теплом и заботой, отдавая частицу себя, конечно, нелегко. Но когда человек решается на такой шаг, он должен понимать: дети — не игрушка. Даже щенка, которого кормил, поил и который бегает за тобой по пятам, преданно заглядывая в глаза, добрые люди не выгонят из дома, терпя все его собачьи шалости. А тут дети, которые искренне поверили в твою любовь, прикипели к тебе всей своей израненной душой, искренне называют мамой и папой.
— Так получилось, — тяжело вздыхает Надежда Васильевна. — Невестка сказала сыну: «Или сдавай детей в интернат, или я уйду». Пошла в опеку и написала отказное заявление. Приехали к ним домой из опеки, а он: «Я своих детей никому не отдам». Невестка подала на развод и ушла. Сейчас сын один троих детей воспитывает. Он их так оберегает! По моим стопам пошел. Дашенька, его старшенькая, всегда говорит: «Мой папа самый любимый и милый на свете».
Сейчас у сына тоже строительство — делает к дому большую пристройку. Поэтому Даша с маленьким Юрой живут пока у дедушки с бабушкой. А средний Родион остался с отцом, сказал: «Буду папе помогать».
Концерт для мамы
«Люди уже немолодые, а взвалили на себя такую обузу», — говорят в селе и удивляются, откуда у Надежды Васильевны столько сил?! Она главный семейный аккумулятор и очень требовательный воспитатель. В доме Кукушкиных чистота и порядок, любой шкаф открой — все по полочкам. Если папа даст в чем-то поблажку, то мама спросит по всей строгости. И эта строгость только на пользу.
Эта женщина знает, о чем думает и чем дышит каждый из ее приемных детей. Вместе с ними она ходит на школьные вечера, обсуждает проблемы переходного возраста. Она готова за каждого из них, если понадобится, встать горой. Недавно Надежда Васильевна отметила 55-летие, дети ей такой душевный праздник устроили. Сами написали сценарий, придумали розыгрыши, поздравления. Они были такими искренними и проникновенными, что гости плакали.
Сегодня перед селом стоит три больших проблемы — беспробудное пьянство, тунеядство и кадровый голод. Молодежь не хочет жить в деревне. Приемные дети у Кукушкиных такие разные, у каждого свой характер. Но у них есть единый жизненный ориентир. Все они мечтают, получив профессию, вернуться в Нижние Бузули. Чтобы здесь, рядом с родителями, построить себе крепкий дом и заниматься хозяйством. Этому их научили приемные родители. И этому не научат ни в одном детском доме.
«Мы готовы взять еще троих»
Скоро трое повзрослевших детей уедут в город учиться. По словам супругов, они могли бы взять еще троих на воспитание. Все для этого есть: и опыт, и усадьба просторная, и хозяйство хорошее, которое позволяет сытно жить.
— Но как вспомним, сколько бумажной волокиты с оформлением в опеке! Да и люди начинают говорить: «Опять вы ради денег детей берете…» Только это нас останавливает, — сетуют Надежда и Сергей Кукушкины.
Жители сел стали охотнее брать детей в свои семьи
От того, что селяне стали брать детей в свои семьи, двойная польза, говорят власти Свободненского района. С одной стороны, это хорошо для детей. В селах люди живут на земле, имеют свой огород, хозяйство. Ребятишки с малолетства приучаются к труду — в детском доме за них все делают воспитатели и работники детского дома. С другой стороны, приемные семьи — это возможность трудоустройства для родителей, что сегодня очень актуально, потому что во многих селах района нет работы.
— Принимая детей в семью, родители получают солидную, по сельским меркам, финансовую поддержку, — подчеркнула главный специалист управления образованием администрации Свободненского района по охране прав детства Надежда Селина. — За воспитание одного ребенка приемная семья получает вознаграждение в размере 5771 рубля. Кроме этого, идет оплата на содержание каждого ребенка — около семи тысяч. Если ты взял троих и более детей, выходит приличная для сельской глубинки сумма. Плюс еще родители получают разовое пособие — в пределах 14 тысяч из федерального бюджета и порядка 120 тысяч из бюджета Амурской области. В ближайшее время эта сумма будет увеличена почти в два раза.
Приемные семьи встречаются на слете
Такого пока нет ни в одном из районов нашей области. Каждый год в середине мая на базе одной из сельских школ здесь собирают вместе приемных детей и их родителей со всех уголков Свободненского района. Глава территории Юрий Романов — сам многодетный отец. У него пятеро детей! И, конечно, Юрий Павлович поддержал такую замечательную идею, которую сегодня готовы взять на вооружение отделы образования других амурских муниципалитетов.
Сначала такие встречи носили чисто консультативный характер. Чтобы повысить кругозор приемных родителей, специалисты районного отдела образования приглашали юристов, врачей, психологов, где за круглым столом можно было задать любые вопросы и откровенно поговорить о проблемах, с которыми сталкиваются селяне, взявшие на воспитание детей из приютов и интернатов.
— Потом решили пойти дальше и стали устраивать для приемных родителей маленький праздник души, чтобы они могли отвлечься от своих забот и тревог, — рассказали в районном отделе образования. — Готовили для них музыкальные номера, проводили конкурсы. Родители привозили на такие встречи поделки, выполненные руками детей. А несколько лет назад уже возникла идея проводить настоящие семейные слеты — чтобы родители приезжали на такие встречи вместе со своими приемными детьми.
Такой многодетный родительский слет свободненцы проводят теперь каждый год в мае, приурочивая ко Дню семьи. Последний состоялся на базе костюковской школы. Каждая семья заранее готовила свою творческую визитную карточку. Пели, плясали, мастерили, готовили — соревнуясь, кто лучше. А потом все сели за один огромный многосемейный стол. Праздником остались довольны и взрослые и дети. Уезжали домой они с призами. Каждой семье от района подарили по столовому набору.
— Самое важное, что на таких слетах родители и дети общаются, говорят о насущных проблемах, которые есть в каждой приемной семье, о том, как они эти проблемы решают. Кто-то из взрослых заходит в тупик, а, пообщавшись с другими родителями, может почерпнуть что-то новое и полезное для себя, — уверена первый заместитель главы Свободненского района Эльвира Агафонова.
Приемные семьи, взявшие детей на воспитание:
Нижние Бузули — 4
Свободный-21 — 3
Костюковка — 2
Серебрянка — 2
Зиговка — 1
Петропавловка — 1
Малый Эргель — 1
Сукромли — 1
Черниговка — 1
г. Свободный — 1
55 детей приняли на воспитание в свои семьи жители Свободненского района.
17 семей в Свободненском районе воспитывают детей, оставшихся без попечения родителей.
Капустный рецепт от Кукушкиных
Натереть на крупной терке по одному: сладкий перец, головку чеснока, свеклу и морковь. Средний вилок капусты нарезать крупными кусками. Все перемешать, сложить в трехлитровую банку или кастрюлю, можно добавить острую перчину и залить горячим маринадом: в 1 литр воды кладешь стакан сахара, стакан 9%-го уксуса, полстакана подсолнечного масла, две столовые ложки соли. Закатываете банку и ставите под шубу. Когда банки остынут — в погреб. Такой салат можно есть уже на следующий день.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии