Начало 20-го века для изобразительного искусства стало революционным. Этому способствовали научные открытия и социальные потрясения. Художники больше не хотели рисовать с натуры, они искали новые формы, средства и способы отображения мира. Они по-новому пытались осмыслить цвет, форму, пространство, движение и даже время.
— Анри Матисс искал гармонию формы и цвета. Импрессионисты открыли, что форма и цвет — очень загадочное явление, — говорит искусствовед Нина Верещагина. — Если усиливать цвет, пропадает форма. Если работать над формой, становится второстепенным и даже исчезает цвет. Как соединить форму и цвет, привести их в состояние гармонии? Чтобы найти эту гармонию, Матисс изучал искусство востока — турецкие ковры, декоративные узоры, орнаменты, в которых иначе решается изображение пространства. Орнамент — это определенный шифр. Матисс решил, что картины тоже можно выстраивать орнаментально. Он берет цвета, соединяет их, ищет гармонию в сочетании цвета. Матисс — счастливый художник, он соединяет радостные цвета. У него нет депрессивных и тягостных состояний. Уверяю вас, не любить Матисса невозможно!
Насколько жизнерадостны краски мастера, видно в экспонируемых в музее абстракциях «Листья» и «Плющ в цветах», близких к орнаменту. На выставке в музее представлена также удивительная коллекция сине-белых работ Матисса, где изображены фигуры в движении. Чем дольше смотришь, тем труднее оторвать взгляд от сине-белого танца на листах бумаги. Казалось бы, всего-то два цвета и несколько линий, но насколько точно переданы пластика и эмоции движения в литографиях «Акробаты» и «Распущенные волосы»!
Сальвадор Дали — один из самых оригинальных художников ХХ века, выстраивавший самым причудливым образом не только свои картины, но и свой быт, всю свою жизнь. Эпатажный художник, заявивший: «Сюрреализм — это я!», наполнял свои картины самыми невероятными фантазиями, символами и фрагментами сновидений. Дали увлекался работами Фрейда, австрийский психоаналитик оказал на его творчество огромное влияние.
— В работах Сальвадора Дали нет однозначного смысла, содержания и сюжета. Здесь вы видите какой-то ассоциативный ряд, но я уверена, что каждый человек сталкивался с подобными ощущениями в жизни, и как минимум в сновидениях, все это заложено в человеческой природе, — комментирует Нина Верещагина. — Просто большинство из нас не придает внимания многим вещам. А некоторые люди внимательно относятся к своим снам, записывают, пытаются осмыслить. Ведь человек — не столько его тело, сколько его сознание.
Графические работы Сальвадора Дали из серии «Воображения и объекты нашего будущего», представленные на выставке, хочется рассматривать подолгу — беглым взглядом не охватишь всех деталей и не разгадаешь даже малой доли закодированных смыслов. Это своеобразный квест, игра разума, интеллектуальная загадка, для постижения которой требуется чуть-чуть больше времени, чем беглый осмотр.
Чтобы насладиться творчеством Марка Шагала, интеллект нужно «отключить», а вместо него «включить» чувственное восприятие. Российский художник еврейского происхождения большую часть жизни прожил в Париже, куда уехал в начале 1920 года. Покинув Россию, он спас себя для творчества, но обрек на ностальгию по этнокультурным корням и Витебску, где прошли его детство и юность. Любовь, полет и поэзия цвета — главные темы в его творчестве. Именно любовь наделяет человека способностью парить над миром, и она же заставляет цвета петь, превращает живопись в поэзию.
— Шагал очень чувственный и музыкальный художник, — говорит Нина Верещагина. — Его работы — это поэзия песенного склада, причем это такие песни-баллады мистического характера. Это потрясающе красивый художник, осмыслить его можно только через чувства, через ассоциации. Он завораживающе красив. Сам стиль рисунка в чем-то похож на детское искусство, это наивная манера письма. Он как чувствовал этот мир, так и рисовал.
Впрочем, изобразительное искусство потому и изобразительное, что его надо смотреть, а не пересказывать. До завершения выставки осталось немного времени — она продлится до 1 сентября.
Классиков привезли из Красноярска
Проект «Великие классики ХХ века» представлен красноярской компанией Gallerytrade. Все экспонирующиеся работы были приобретены за рубежом группой красноярских инвесторов для показа в России, и прежде всего в Сибири. «Художники работали с разными видами и техниками искусства, занимались не только живописью, но и графикой, в частности литографией. Литографии имеют определенный тираж и потому более доступны. Но при этом они не менее интересны, они сохраняют ту же стилистику и образность, их делала та же рука. Техника литографии сделала возможным собирать и показывать выставки», — говорится в пресс-релизе компании Gallerytrade.
Книгу отзывов на этой выставке читать не менее интересно, чем смотреть работы художников.
«Большое спасибо за выставку, особенно порадовал Шагал, он прекрасен в каждой работе! Иллюстрации к Гоголю – супер! Синие фигуры Матисса тоже прекрасны. Спасибо!»
«Скажите, где вернуть деньги за выставку? Из-за вас я буду месяц есть «доширак». Кстати, у меня тоже есть цветной принтер. Звоните!»
«Была приятно удивлена, узнав, что в нашем городе можно увидеть это».
«Мы были в музее Сальвадора Дали в Испании, так что были знакомы с его творчеством. Шагала и Матисса увидели впервые».
«Спасибо, конечно, но я лучше в Третьяковку схожу, в зал Васнецова».
«Видимо, я ничего не понимаю в искусстве или искусство не понимает меня. От Дали начинает жутко болеть голова. Как сами художники не приходили в ужас от такой асимметрии и дисгармонии, что они творили? Я ужасаюсь от того, что за хаос творился в их головах».
«Очень неожиданно в нашем дальневосточном городе полюбоваться произведениями любимых классиков».
«Вроде бы красиво, но на первый взгляд как-то непонятно. В общем, мы не шибко поняли суть, но для общего развития полезно».
250 рублей стоит билет на выставку «Великие классики ХХ века», цена посещения для школьников и пенсионеров — 150 рублей, для студентов — 200
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии