• Иметь возможность рекламировать себя в центре города — большая удача.
  • Размещение баннеров в отдаленных районах не пользуется популярностью.
  • «Наружка», в отличие от других видов реклам, больше всего подвержена вандализму.

Теперь в следующие десять лет московский бюджет сможет получить 75,2 миллиарда рублей. Конечно, небольшому Благовещенску о таких доходах можно только мечтать. В последние пять лет аукционы на размещение «наружки» проходят с удручающей редкостью — примерно два-три раза в год. А с мая администрация Благовещенска и вовсе перестала выставлять новые места для аренды рекламы. Почему город лишает свой бюджет дохода, а предпринимателей — возможности рассказать о своем товаре, — в материале АП.

Получать доходы с аренды (неважно — земли, помещений или просто стены своего дома) — один из самых легких и стабильных видов заработка. Неудивительно, что сегодня все больше людей пытаются выручить хотя бы несколько тысяч в месяц, например, с аренды внешней стены балкона. Правда, такая реклама больше востребована в маленьких городках вроде Белогорска или Свободного. В столице области предпочитают размеры побольше — и старшие многоэтажных домов отправляются в агентства наружной рекламы, чтобы сдать одну из стен здания.

— К нам нередко обращаются с просьбой найти рекламодателя, готового разместиться на такой поверхности, — рассказывают в одном из благовещенских рекламных агентств. — Вообще, это неплохой доход для собственников жилья. Например, от поверхности площадью 30 квадратных метров можно получать около 30 тысяч рублей в месяц — суммы, как правило, идут на общедомовые нужды или на благоустройство двора.

Однако, как признаются сами рекламщики, на заключение контракта с жильцами дома они идут неохотно: во-первых, цену здесь устанавливают сами жильцы и она зачастую завышена — найти желающих арендовать такую площадь сложно. Кроме того, зачастую часть жильцов оказываются не согласны с мнением большинства, а судебные разбирательства отнимают у рекламных компаний немало времени, сил и средств.

— Конечно, есть еще частные лица, владельцы земельных участков в городе — они иногда также устанавливают на своей территории тот же билборд или любую другую конструкцию, законодательством это не запрещено, — продолжает рекламный специалист. Но таких людей — единицы, абсолютное большинство мест под рекламные щиты принадлежит муниципалитету. Поэтому агентства, предлагающие размещение наружной рекламы, полностью зависят от решений администрации. Но таких аукционов с каждым годом становилось все меньше, а с мая согласовывать разрешения и вовсе прекратили. И теперь непонятно, когда появятся места для размещения «наружки».

Кому нужнее

При этом сама администрация подобные агентства не жалует, убеждены рекламщики. По их мнению, чиновники просто не слишком заинтересованы сбором разрешений на установку рекламных конструкций — ведь на их зарплате это не сказывается.

— Раньше, в середине девяностых, когда в Благовещенске только начали появляться первые билборды, схема была простой: рекламное агентство обращалось в специально созданное муниципальное предприятие «РИА», которое за плату занималось согласованием приглянувшегося места, — рассказывает один из бывших сотрудников «РИА». — У заявителя голова не болела: он отдавал деньги и через некоторое время получал соответствующее разрешение, подписывал договор аренды и мог спокойно устанавливать рекламную конструкцию.

Через несколько лет функцию согласования взял на себя город, а именно отдел наружной рекламы комитета по управлению Благовещенска. Для рекламных компаний, по сути, ничего не изменилось: только теперь они получали согласованное разрешение не у предприятия, а в администрации города. Рынок наружной рекламы стабильно развивался, росли доходы в городскую казну.

Однако в 2008 году ситуация кардинальным образом изменилась. Причиной тому послужило, в частности, введение аукционов.

— Какой теперь нам смысл инициировать согласование нового места аренды для наружной рекламы, если после всех процедур его все равно будут продавать через аукцион? — разводят руками рекламщики. — Не факт, что именно нашей компании удастся выиграть торги.

Понятно, что при таком раскладе агентствам оставалось только пассивно дожидаться торгов. То есть инициатива по созданию новых мест для аренды перешла в руки комитета по управлению имуществом. Однако у этих специалистов к тому времени появилась своя проблема — ГАИ.

Не по ГОСТу

— Чтобы получить разрешение на установку рекламной конструкции, необходимо согласовать ее примерно в 15 инстанциях, — комментирует специалист отдела наружной рекламы комитета по управлению имуществом администрации Благовещенска Дмитрий Домниченко. — Одной из таких инстанций была Государственная автодорожная инспекция. Однако после реформы МВД ГАИ вошла в состав полиции. Функции по согласованию с них просто убрали.

Теперь специалистам администраций муниципалитетов при рассмотрении потенциальных мест размещения «наружки» надлежало ориентироваться на ГОСТ. Но проблема в том, что, согласно этому документу, в Благовещенске 90 процентов существующей рекламы не соответствует заявленным в ГОСТе стандартам.

Например, одно из требований — расстояние от края проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции должно быть не менее пяти метров и при этом край рекламной конструкции не должен нависать над тротуаром более 50 сантиметров. Подобные требования еще выполнимы для больших городов, но компактный Благовещенск в эту схему никак не вписывался.

Если бы чиновники попытались строго соответствовать требованиям ГОСТа, город просто потерял бы практически весь доход от наружной рекламы. Поэтому опирались прежде всего на решение ГАИ — если есть согласование, значит, можно выдавать разрешение.

Однако после реформы МВД ответственность за принятое решение ложилась полностью на администрацию города.

— К нам завтра может прийти запрос из прокуратуры или той же ГИБДД с претензией, что тот или иной рекламный щит не соответствует правилам, — говорят сотрудники комитета по управлению имуществом Благовещенска. — И такие случаи уже были, поэтому теперь мы выдаем разрешения только там, где нет как минимум грубых нарушений ГОСТа.

При таком подходе количество разрешений на установку рекламных конструкций, конечно же, уменьшилось в несколько раз. И тем не менее хотя бы пару раз в год администрация выставляла на аукцион лоты для «наружки». Но в мае и эта работа прекратилась.

Майские изменения

— Дело в том, что мае в Федеральном законе «О рекламе» были приняты изменения, — комментирует председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Благовещенска Ольга Богданова. — Если раньше закон четко прописывал максимальный срок аренды — пять лет, то теперь этот срок должен установить субъект.

Согласно нововведениям, регион сам решает, на сколько лет муниципалитетам можно заключать договоры с арендатором, однако тут же уточняется: срок должен быть не менее пяти лет и не более десяти. Законодательное Собрание решение по этому вопросу еще не вынесло. По прогнозам экспертов, максимальный срок, который выставят народные избранники, — 10 лет. Но пока официального решения нет, договоры на аренду мест под наружную рекламу ни один из муниципалитетов согласовать не может.

Впрочем, это не единственное препятствие. Согласно тем же поправкам, до конца этого года администрации должны разработать схему размещения рекламных конструкций во всем городе. И выставлять на аукцион такие места теперь можно только в соответствии с этим планом. То есть, даже если Заксобрание Приамурья успеет этой осенью принять решение о максимальном арендном сроке, до следующего года аукционов по «наружке» благовещенским рекламным компаниям можно не ждать — специалисты комитета заняты составлением соответствующей карты.

— В план необходимо будет внести как все существующие, так и потенциальные места для размещения наружной рекламы, — говорит Дмитрий Домниченко. — При этом мы должны учитывать градостроительный план развития города.

С одной стороны, такая схема позволит потенциальным рекламодателям сразу увидеть все возможные места для размещения информации о своем товаре и подобрать для себя наиболее выгодные варианты. Но те, кто надеялся, что после введения такой карты город начнет проводить масштабные аукционы с предоставлением в аренду мест для наружной рекламы, — промахнулись. По словам специалистов комитета по управлению имуществом Благовещенска, новых мест для аренды «наружки» осталось не так много: рынок наружной рекламы с учетом сегодняшнего уровня застройки города может увеличиться на 20, максимум — 25 процентов.

Нелегалы на заборах

Предприниматели решают проблему с нехваткой рекламных площадей просто — вывешивают несанкционированную рекламу.

— Все баннеры на леерных ограждениях, заборах, щиты на фонарных столбах — несогласованная и, соответственно, незаконная реклама, — говорят в комитете по управлению муниципальным имуществом Благовещенска. — Однако призвать к ответственности нарушителя практически нереально — такие вывески устанавливают по ночам и рекламодателя нельзя оштрафовать только за то, что информация о его товаре появилась на столбе. Для этого необходимо доказать, что он сам ее туда повесил, а это, как вы понимаете, нереально.

Новым форматам в Благовещенске нет места

Несмотря на то, что сегодня в мире существуют десятки видов наружной рекламы, в Благовещенске самыми популярными остаются три варианта: билборды (щиты размером три на четыре метра или три на шесть метров), брендмуаэры (натянутое полотно большой площади, как правило, на глухих стенах домов) и растяжки над дорогами.

— Западная часть России, я уже не говорю о Европе, уже отходит от этих простейших конструкций. Благовещенские предприниматели, которые заказывают наружную рекламу, тоже готовы размещаться на новых, более современных конструкциях — например, призматронах или скроллингах, — комментирует коммерческий директор рекламного агентства «Наружка» Ольга Глава. — Однако установить такую конструкцию в Благовещенске — большая проблема.

Дело в том, что все современные виды конструкций требуют подключения к электричеству, а именно к сетям уличного освещения, которые имеют ограничение по максимальной нагрузке.

— Компаниям просто невыгодно закупать такие дорогостоящие конструкции, если нет гарантии, что их потом подключат, — утверждают специалисты рекламной сферы. — Хотя в принципе для рекламных агентств они намного выгоднее: на одной и той же площади, например, на призматроне (рекламный щит с вращающимися панелями) можно разместить не одного, а трех рекламодателей.

Еще одна проблема наружной рекламы — несвоевременная обрезка деревьев. Часть рекламодателей отказывается арендовать площадь или продлевать договор из-за того, что ветви загораживают щиты, хотя при заключении договора аренды с муниципалитетом таких проблем не было. При этом само рекламное агентство не имеет права взяться за садовые ножницы: все, что могут частные компании, — обращаться в «Зеленстрой».

Сколько стоит аренда места под рекламную конструкцию:

Центр Благовещенска — 6–8 тысяч рублей в месяц.

Микрорайон — 4 тысячи рублей в месяц.

Сколько получает бюджет Благовещенска от размещения наружной рекламы (тыс. руб.)

2009 г. — 4 255

2010 г. — 2 748

2011 г. — 2 809

2012 г. — 2 117

2013 (на 25.09) — 2 109

Из чего состоит рынок наружной рекламы в Благовещенске:

60 % — билборды

15 % — перетяжки над дорогами

25 % — остальные (световые короба, пилоны, призматоны, панель-кронштейны и т. п.)

ЦИФРЫ

100 тысяч рублей в среднем стоит изготовление одного билборда

30 тысяч рублей могут в среднем зарабатывать жители многоэтажки, разместившие на одной из стен дома рекламу.

3 тысячи рублей — размер госпошлины на получение разрешения для установки рекламной конструкции (не считая арендной платы).

10-14 тысяч в месяц — средний доход рекламного агентства от сдачи одного двустороннего билборда.

400 билбордов установлены сегодня на территории Благовещенска.

 Если за рекламными площадями в центре города предприниматели выстраиваются в очереди, то размещение баннеров в отдаленных районах города не пользуется популярностью. Соответственно, и цена падает в 2 раза.

Возрастная категория материалов: 18+