В этом году амурские аграрии вместе с фермерами из Японии засеяли этими культурами 400 гектаров. Гречиху убрали с полей еще в августе, а урожай сои начнут убирать в понедельник, когда в хозяйство пожалует делегация японских инвесторов и журналистов. О том, чем отличаются японские технологии выращивания сельхозкультур от наших, что удивило приезжих аграриев на амурской земле и какие перспективы открывает для наших фермеров такое сотрудничество — читайте в этом материале.
С инициативой о сотрудничестве в области сельского хозяйства представители Хоккайдо-банка от имени своих акционеров вышли на амурское правительство еще в прошлом году. Японская сторона заинтересовалась прежде всего выращиванием гречихи, поэтому на выбор потенциальным инвесторам прошлой осенью предложили несколько хозяйств из «гречневых» районов области — Белогорского, Серышевского и Ромненского. Осмотрев их, японцы остановились на ромненском КФХ «Владимир». Сейчас их основная цель — изучить технологию выращивания растений и оценить издержки и выгоды производства сельхозпродукции в Приамурье. Японско-амурское сотрудничество началось с этой посевной, оказавшейся одной из самых трудных за всю более чем 20-летнюю сельскохозяйственную практику главы КФХ «Владимир» Романа Стукуна. Он — аграрий во втором поколении — вместе со своим отцом и дядей начинал в местном колхозе, а теперь и двое сыновей фермера тоже работают на земле.
— Этот год — не показательный. Мы и японцам об этом сказали. Я не припомню такого года, чтобы погода не давала сеять даже гречиху — ее сеют позже всех — в июне, — сокрушается, вспоминая посевную, Роман Владимирович. — В общей сложности мы засеяли в этом году 3500 гектаров, около 800 из них — зерновыми, остальные — соей.
При участии японских фермеров-инвесторов гречихой и соей засеяли 400 гектаров. Правда, пока инвестиции заключались, скорее, в рекомендациях, а не в реальных суммах.
В Японии очень популярны продукты из сои и гречихи — гречневая лапша, тофу, ростки сои. По словам специалистов минсельхоза области, сейчас 80 процентов гречки японцы завозят из Китая, но они заинтересованы в новых продовольственных рынках.
— Когда они осматривали наши поля, все время изумлялись: «Это все ваше?» У них 300 гектаров земли — это уже много. У одного из наших потенциальных инвесторов, господина Миеси, как раз 300 гектаров — он крупный фермер, — рассказывает Роман Владимирович, показывая нам свои владения. — Они очень удивились, когда узнали, как у нас все быстро созревает. Оказалось, что световой день здесь гораздо длиннее, чем на Хоккайдо. Японские фермеры приезжали на подготовку почвы, посев, на уборку гречихи. Они наблюдали и консультировали. И семена, и техника, и рабочие — все было наше. Их технология выращивания почти ничем не отличается от нашей. Но они используют больше минеральных удобрений, что нам не всегда по карману. И на соевом, и на гречишном полях мы делали экспериментальные участки, закладывая разное количество удобрений на гектар, чтобы потом сравнить урожайность. Затраты на удобрения оплатила японская сторона.
Объективно сравнить урожайность в этом году будет сложно — из-за дождливой погоды гречиха, виды на которую были хорошие, не уродилась. И вместо прошлогодних 12—15 центнеров с гектара на этот раз брали лишь по семь центнеров. Сое повезло не больше — вышедшая из берегов река Белая не стала выяснять, где чьи поля, и залила без разбора и амурские, и японские. В общей сложности в хозяйстве вымокло в пределах 800 гектаров сельхозплощади. Несмотря на то что все посевы попали под удар стихии, соя, выращенная совместно с японцами, от амурской все же выгодно отличается.
— Тут у нас вытоптанная площадка — сюда все делегации ходят, — улыбается Роман Стукун, стоя на совместном амурско-японском поле. — А вот там, подальше, видно, что и растения выше, чем на наших полях, и бобиков на них больше.
Из-за переувлажнения почвы уборку сои в хозяйстве начали лишь несколько дней назад. Успели убрать более 200 гектаров, с каждого в среднем по 9—10 центнеров сои. Пока хранилища на обширном зерновом дворе КФХ по большей части пустуют. В одном из них в мешочках висят собранные японскими фермерами образцы созревшей гречихи — дожидаются скорого возвращения гостей из Страны восходящего солнца. Они приедут на уборку сои на своем участке уже в понедельник вместе с большой делегацией журналистов и представителей Хоккайдо-банка. Фермеры обсудят совместные планы на будущий год, среди которых — возможность доставки семян и техники из Японии. В этом году на острова уедет пока только небольшая пробная партия выращенных в Амурской области сои и гречихи.
— С Миеси-сан мы обсуждали и модернизацию нашего перерабатывающего комплекса, — делится планами Роман Владимирович. — Япония — это новый и перспективный для нас рынок сбыта. При поддержке японской стороны можно было бы наладить здесь переработку гречихи и сои.
К приезду японцев фермер уже приготовил «маскхалаты» — в таких защитных костюмах японцам пришлось работать в амурских полях летом. Нарядиться подобным образом гостей заставил ящур, случаи заболевания которым выявили в регионе. На этот счет в Японии очень строгое законодательство, и из-за нынешней вспышки ящура в Амурскую область не приехала делегация японских животноводов.
Но, кроме ящура, японцев в Приамурье ничто не испугало — жили фермеры то в гостинице, а то и прямо в хозяйстве. Сами себе готовили национальные блюда, которые пришлись по вкусу и работникам КФХ. «Миеси-сан — простой человек, работы не боится. Когда у нас комбайны сломались, он засучил рукава и давай помогать!» — рассказывает Роман Стукун.
Японский коллега уже пригласил его к себе в гости — обменяться опытом. Но пока все мысли фермера совсем не о Японии, а об уборке сои, которая в этом году достанется аграриям тяжелым трудом и большими потерями.
126 крупных предприятий сельскохозяйственного производства и свыше 500 крестьянско-фермерских хозяйств работают в Приамурье.
Возрастная категория материалов: 18+
Уж если сами не можем, пусть хоть японцы поднимут наше СХ. Все лучше, чем китайцы со своей пленкой и мутагенными удобрениями
— Chelovek (гость)