Трудно быть зрителем
«Трудно быть богом» мы смотрели в огромном зале вдвоем с незнакомым мне молодым человеком. Досмотрели до конца, и на выходе билетерша выразила свое восхищение этим фактом. Потому что накануне из 40 человек, купивших билеты на это кино, из зала ушло гораздо больше половины.
Фильм Алексея Германа действительно непрост, и быть его зрителем, наверное, так же трудно, как благородному дону Румате было трудно быть богом. Повесть братьев Стругацких, по мотивам которой снят фильм, рассказывает о землянах-прогрессорах, внедряющихся в жизнь обитателей других планет в качестве наблюдателей. Историку Антону, принявшему облик благородного дона Руматы, досталась планета, где цивилизация отстала от земной на восемь веков.
Смотреть или не смотреть – решайте сами. Потому что придется смотреть и думать, а это процесс нелегкий.
Планета погрязла в дичайшем черно-сером средневековье. Возрождение с его жизнерадостной живописью и богатейшей культурой не состоялось, реакция торжествует. Миром правят так называемые серые, умников они топят в сортирах, устраивают погромы, жгут книги. Серое средневековье – жизнь бездуховной плоти во всех ее проявлениях, с гниением и зловонием, миазмами и пароксизмами. Человеческая масса – всего лишь масса копошащейся и самоуничтожающейся плоти.
Алексей Герман беспощадно погружает зрителей в самую гущу этой плоти. Отстраниться не получится – гнилозубые и корчащие рожи черно-белые арканарцы на протяжении всего фильма будут выглядывать с экрана в зал и искать наши глаза, включая нас в соучастники происходящего, хотим мы того или нет.
То, что происходит на экране, называется большая политика. Арканарцы либо постоянно принюхиваются, либо вырывают друг у друга ноздри. Политика дело грязное, а человек с травмированным носом не чувствует запахов. Мы вместе с благородным доном Руматой последовательно наблюдаем несколько политических переворотов, каждый последующий – страшнее и кровавее, чем предыдущий. И понимаем, что серый туман с дождем – это еще не самое страшное, страшное – это внезапно сгустившаяся чернота.
«Когда торжествуют серые, к власти приходят черные», — резюмирует дон Румата. Мы наблюдаем изощренное самоистребление плоти. Любой цивилизации нужны рабы, поэтому сильные всегда будут подавлять слабых. А если уничтожить всех сильных, тогда в среде слабых проявятся те, кто сильнее, и все начнется сначала. Уж дону ли Румате, историку с земным именем Антон, этого не знать. А у Арканара впереди восемь веков, чтобы в этом убедиться.
Фильм Алексея Германа — это размышление о том, как творится история. Как оказалось – итоговое размышление, последнее напутствие замечательного мастера кинорежиссуры нам всем.
Благородный дон Румата – это Гамлет на постоянном распутье: быть иль не быть. Его выбор очень труден: законы земного гуманизма и его нравственная позиция человека из 20-го века требуют, чтобы он наказал подлеца и вступился за слабого. Но никто из прогрессоров не имеет права активно вмешиваться в дела чужой цивилизации. И в конце концов дон Румата встает перед главным выбором: следовать правилам и вернуться на Землю, либо пренебречь правилами и вывести-таки эту несчастную цивилизацию из тупика, спасти от самоуничтожения.
Дон Румата — одна из лучших ролей Леонида Ярмольника. Румата прекрасно понимает, где он находится и с каким человеческим отребьем ему приходится иметь дело. Поскольку он пришелец из будущего, к настоящему он относится с неизбежной иронией. И при этом он осознает свою командировку как миссию, он честен с собой, и ему действительно хочется изменить жизнь на этой планете. Арканарцы начинают сомневаться – не сын ли Божий дон Румата? То есть по легенде высокородный дон, кончено же, потомок богов, но не сын ли он главного Бога?
Он бесстрашен, его трудно, даже невозможно убить, он способен на общение с гигантской винтокрылой птицей и прочие чудеса. И Румата в конце концов не то что соглашается – он обреченно смиряется со своей миссией. И, подобно Христу приносит себя в жертву – переступает через обет «не убивать» и соглашается побыть богом. Что ж, он ведь знал, как это трудно – окунуться по уши во все эти фекалии, так подробно заполняющие кадр за кадром. Но по-другому эту цивилизацию к эпохе возрождения не выведешь, она так и зависнет в средневековье. И очередной местный Леонардо, спрятанный Руматой от серых преследователей, изобретет, в лучшем случае, самогонный аппарат.
А ведь мог бы и дирижабль, будь у него свобода. Но тогда возникает вопрос – а чем же лучше дон Румата своих предшественников, в числе которых был серый кардинал дон Рэба (в аллитерациях прочитывающийся как Берия), ведь Румата придет к власти тем же путем террора? Или террор даже ради реализации самой прекрасной идеи неизбежен?
Фильм Алексея Германа — это размышление о том, как творится история. Как оказалось – итоговое размышление, последнее напутствие замечательного мастера кинорежиссуры нам всем. Смотреть или не смотреть – решайте сами. Потому что придется смотреть и думать, а это процесс нелегкий.
Румата обрел власть. Почерневший от горя Арканар засыпает очищающий белый снег. Арканар по-прежнему заставлен виселицами. В человеческой природе заложена потребность кого-то вздергивать, и для этого нашли новых серых – на сей раз волков. Людей при Румате вешать перестали. Но Румате очень трудно быть богом. Он жить не может без своей печальной земной музыки и иногда берет в руки музыкальный инструмент. А у местных жителей от его музыки болят животы. И попробуй заставь их плясать под свою странную дудку.
Амурская правда
от 25.03.2014
Произведения Стругацких обожаю и «Трудно быть богом» перечитывала не раз. Но фильм не понравился, искаженное толкование произведения и особеннно финальной его части. Ожидала большего и глубокого проникновения в суть произведения. Жаль потраченного времени. И если честно и Ярмольника не в роли Руматы представляла всегда, а дона Рэбы. В общем, не в восторге. Но дискутируя с предыдущими собеседниками, — считаю и такое кино тоже необходимо — это наша классика, которую не все к сожалению знают. У меня почти все собрание сочинений Стругацких.
— bazilikaОгромное спасибо за ваш комментарий. На некоторые вещи раскрыли глаза и натолкнули на интересные мысли. После прочтения повести остался осадок чего-то упущенного, непонятого. Работа Алексея Германа полностью перевернула взгляд и на произведение Стругацких, и на мир, и в какой-то степени на историю. Работа действительна выдающаяся. Фильм очень сложный и неоднозначный. Каждый поймет его по своему, если конечно осмелится выдержать три часа неприкрытой мерзости и грязи, льющейся с экрана буквально с первых кадров фильма. Это правда. Правда о мире, о людях, о политике, о жизни. Правда не приукрашенная, жестокая и отвратительная. Такое видение действительности приводит в замешательство и выйдя из кинотеатра «та», заэкранная действительность заставляет думать. Думать много, долго и мучительно. Философия Германа выбивает из колеи привычного бытия. Я очень давно не видел и не переживал такого. На мой взгляд, это очень интересный и полезный фильм. Жаль, что не рассчитан он на широкую публику.
— avalonЮлия, спасибо за такой добрый комментарий к фильму, Вас тоже можно назвать героиней, т.к. досидеть до конца фильма-это уже не каждому дано, и я вполне понимаю чем так восхищалась билетерша.Мы с мужем ушли , так и не увидев окончания...уж слишком натуралистично показана вся изнанка.Меня начало тошнить с первых кадров фильма, и дабы не испытывать свой организм, пришлось уйти, хотя это не в моих правилах.Я за правду жизни, но нужна ли такая правда в кино,да еще и на больших экранах, вот это вопрос...
— tanita