Картина Флэнегана, главная роль в которой досталась Юэну Макгрегору, в главном старается придерживаться книги: выживший малыш из «Сияния» по имени Дэнни Торранс существенно вырос, но, вместо того чтобы применять ясновидение на пользу себе и людям, стал алкоголиком. Весь в отца, в общем. Иногда его донимают призраки из отеля «Оверлук», в котором развивалось жуткое действие фильма Кубрика, но мужчина научился с этим справляться. В итоге Дэн встречает добрых людей, которые помогают ему избавиться от пагубной зависимости, но тут выясняется, что на свете есть не только те, кто «сияет», но и те, кто этим сиянием закусывает. На сцену выходит так называемый Истинный Узел во главе с Розой-в-Шляпе, которую весьма увлеченно играет Ребекка Фергюсон. От плохих ребят, которых сложно и людьми-то назвать, спасать придется девочку-подростка Абру. В нее природа вложила столько суперспособности, что Узлу хватит и наесться, и консервов впрок заготовить. Властям, понятное дело, этого не объяснишь, так что приходится действовать с помощью Анонимных Алкоголиков, смекалки и детских воспоминаний. Ах да, пушки еще. Дэну придется не раз вернуться в собственное прошлое, о чем нам красноречиво повествует заглавный постер фильма «Доктор Сон».
Никто явно не знает, что делать с основным конфликтом между суперсильной девочкой и суперхитрой вампирессой, который оказался слишком недолговечным, чтобы растягивать его на два с лишним часа.
Перед обоими авторами стояли непростые задачи. Кинг свою решил традиционным в последние годы способом. В его книге-продолжении практически нет пугающего, действие завязано исключительно на мистике, благородстве, отваге и отсылкам ко всяким там «Сумеркам», чтобы молодежи было веселей. Флэнегану из исходного материала вылепить хоррор было тоже совсем непросто. Пришлось рекрутировать армию призраков из кубриковской картины — во главе с фельдмаршалом в виде утопленницы из гостиничного номера 237. Были трудности и с актерским составом. По сути, достойно сыграть изначально способны лишь Макрегор и Фергюсон, а на втором плане любопытно смотрятся разве что Эмили Элин Линд и Карел Стрёйкен, известный более всего по роли Высокого Человека в сериале «Твин Пикс». А потому никакого Истинного Узла толком не получилось. Роза, конечно, вовсю расходует харизму и отлично смотрится в той самой шляпе, а когда ей нужно показать испуг или ярость, этому не мешает даже нелепое свечение в глазах, напоминающее нам, по всей видимости, о всеми позабытых телевизионных «Томминокерах». Главному герою отведено гораздо меньше пространства: Дэн просто ходит похмельно-печальный, пока не приходит время собраться и действовать. Прямо скажем, не Гамлета нужно было исполнить.
Остальные старательно изображают интерьер и стараются сильно не отсвечивать. А режиссеру, наверняка изначально думающему лишь о забавных отсылках к Кубрику, которые действительно здорово смотрелись бы в этой истории, приходится использовать «Оверлук» как единственный инструмент для щекотания зрительских нервов. Понятное дело, что тем, кто читал «Доктор Сон», не поможет и это. Но эти самые читатели в кино шли за экранизацией, а не за хоррором, прекрасно понимая, что никакого хоррора ожидать не приходится. Однако слово «ужасы» во время маркетинга используют вовсе не для тех, кто в курсе дела. В итоге Флэнаган вместо милых фанатскому сердцу деталей перетаскивает в свой фильм весь кубриковский отель — потому что в «Сиянии» Кинга он сгорел дотла, что специально для непонятливых еще раз подтверждается в «Мизери». Но старина Стэнли припас для последователей лазейку, а значит нужно заставлять малопохожих актеров косплеить Джека Николсона и Шелли Дювалл, заново рисовать лестницы, коридоры и ставшие классикой потоки красной жидкости. И даже вытаскивать из небытия сюжетный финт с бойлерной. И все потому, что никто явно не знает, что делать с основным конфликтом между суперсильной девочкой и суперхитрой вампирессой, который оказался слишком недолговечным, чтобы растягивать его на два с лишним часа.
«Доктор Сон», как и все произведения писателя 2010-х, явно страдает невысоким полетом фантазии, но это вовсе не значит, что нужно было еще сильнее подрезать эти крылья.
Попытки собрать воедино видения двух великих творцов обернулись провалом: ничего удивительного, раз уж они с 80-х не в ладах. Возможно, из-за этого вообще не знакомому с историей о Торрансах зрителю не удастся как следует проникнуться сюжетом: что за «сияние», почему Роза и ее дружки называют его «пар», откуда в каждой ванне по покойнице? Но такая уж вещь эти сиквелы, чтобы озаботиться предварительным ознакомлением с тем, с чего все начиналось. Тем более что это явно предполагал хорошо знакомый с творчеством Кинга постановщик. Флэнаган, к слову, даже экранизировал «Игру Джеральда». В его послужном списке есть и настоящие хорроры — те же «Окулус» и «Сомния» способны доставить зрителю массу тревожных и даже неприятных минут. Но «Доктор Сон» — это явный замах на нечто большее, желание не просто поучиться у классиков, а развить их творчество и даже заставить немного поработать на себя. Что ж, не возбраняется и такое. Но истории, рассказанные Кингом и Кубриком, оказались слишком разными, чтобы пытаться сплести из них одну прочную нить. К продолжению нет претензий, скажем, в визуальном плане. Но в остальном «Доктор Сон» выглядит так, будто мы вынуждены слушать двух перебивающих друг друга рассказчиков. И даже странно, что их не трое.
Странно — потому что Флэнаган, работая над сценарием, основательно перелопатил роман. Конечно, в наши дни Кинг уже не реагирует на такие вещи чересчур болезненно, вся энергия уходит на борьбу с действующим президентом США, но все равно было чревато. И если в случае с концовкой все вполне объяснимо, то вот с какой целью нужно было одних персонажей удалять, других — лишать жизни, не дав произнести и пары фраз — не очень. Да, «Доктор Сон», как и все произведения писателя 2010-х, явно страдает невысоким полетом фантазии, но это вовсе не значит, что нужно было еще сильнее подрезать эти крылья. А раз уж речь зашла о Кубрике, то не стоит забывать: хоть зрители и ставят вечно на первые места «Побег из Шоушенка» и «Зелёную милю», с точки зрения искусства именно «Сияние» смогло войти в историю, как бы сам Кинг потом не ворчал. Возможно, фильм достоин более творческого подхода к продолжению. Так или иначе, вернуться в «Оверлук» во второй раз за полтора года (до этого такую возможность предоставляла лента Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться») было здорово. А остальное, глядишь, со временем и приложится. Может, мы плохо смотрели.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии