• Кабину этого автомобиля нашли в огороде, а сегодня он уже заводится. Фото: Андрей Анохин
  • Действующая копия полуторки выполнена из подручных материалов и близка к оригиналу. Фото: А. Анохин
  • Андрей Гребенюк, начальник Благовещенского пожарного отряда.

Велюра не будет

Будний день, дежурная смена первой пожарной части Благовещенска в ожидании внезапного сигнала тревоги живет обычной жизнью. Такие моменты — большая драгоценность для любителей старины. Редкие часы затишья нарушаются скрежетом выправляемого металла и яростным визгом «болгарки». Народ возвращает к жизни пожарную автоцистерну на базе ГАЗ-51. Такие машины пришли на смену знаменитым полуторкам в послевоенные годы прошлого века, помогали бороться с огнем во многих регионах Советского Союза. Уйти в забытье старому пожарному газику помешала любознательность огнеборцев. 

— Кабину в огороде жителя поселка Новый нашли, ее остов в землю врос, — рассказывает предысторию один из идеологов пожарного ретродвижения, начальник Благовещенского пожарного отряда Андрей Гребенюк. — Потом выяснилось, что «родные» колеса применяются на военных полевых кухнях, чем мы и воспользовались. Радиатор старый, ни один автомеханик Благовещенска за него не взялся. Только отмахивались — мол, выбрасывай. Повезло, что у нас люди с руками служат. Все прочистили, запаяли. Цистерна, насос… — все настоящее, по разным районам области собиралось.

Если в 60-х годах прошлого века все внутри обшивалось картоном, то и сейчас никакого велюра там не будет. То же касается кондиционера — окна открыли и проветрились. 

Единственная неточность — кабина от газика обычной, гражданской модификации. То есть когда-то был грузовой автомобиль. Пришлось наращивать к нему дополнительное отделение для боевого расчета, тут в дело пошла кабина от японского микрогрузовика. По параметрам подошла практически полностью. В остальном — никаких отступлений от оригинала. Если в 60-х годах прошлого века все внутри обшивалось картоном, то и сейчас никакого велюра там не будет. То же касается кондиционера — окна открыли и проветрились.

Ради исторической справедливости благовещенские брандмейстеры даже отказались наносить на борт своего творения белые полосы. Они появились на красных пожарных автомобилях только в конце 70-х годов прошлого века. Вместо проблескового маячка будет мигать круглый синий прожектор.

Памятник на ходу

Активная фаза работ над историческим символом пожарной охраны продолжается всего два месяца, но сегодня он уже заводится. Изначально на подобный исход никто не рассчитывал. Огнеборцы вынашивали планы сделать памятник на постаменте перед пожарным депо. Однако обуздать закипевший азарт не получилось. По ходу дела было принято решение — полностью реанимировать раритет.

365

лет со дня основания отметит в нынешнем году российская пожарная охрана

— Я по образованию автомеханик и юрист, — отвечает на вопрос журналиста водитель пожарного автомобиля Евгений Фролов. — Зачем мне это надо? Интересно и думаю, этого вполне достаточно, чтобы такую редкость к жизни вернуть. Сложность заключалась в старости железа — много ржавчины, приходилось все восстанавливать. Сейчас приступаем к внутренней отделке. У меня отец специалист по швейным машинкам, на швейной фабрике работал, пока она не закрылась. Обещал помочь обивку дерматиновую пошить для сидений…

— Можно было, конечно, «чайзер» на сиденья распотрошить, но хочется чего-то близкого к настоящему, — добавляет Андрей Гребенюк. — Чертежей и выкроек у нас, конечно, нет, но смотрим на старые фотографии.

Радиатор на газике старый, ни один автомеханик Благовещенска за него не взялся. Только отмахивались — мол, выбрасывай. Повезло, что у нас в пожарной части люди с руками служат. Все прочистили, запаяли. 

Над восстановлением газика трудится целая бригада огнеборцев. Личным временем и возможностями жертвует практически каждый. Водитель Андрей Богданов даже переселил в депо собственный сварочный аппарат.

— Я уже забыл, когда выходной день дома проводил. В дежурной смене здесь, после смены снова в депо иду, — рассказывает Андрей. — Для своего отряда делаем, не для дяди. У меня двое детей, и оба уже прибегали машину посмотреть. Ждут парада, чтобы на конечный результат полюбоваться. То есть приходится стараться.

Если удастся довести задумку до логического завершения (в этом уже мало кто сомневается), старый газик будет принят в боевой расчет Благовещенского пожарного гарнизона. А это значит, что ему уготована роль полноценного участника тушения пожаров.

Парадный выход возрожденной автоцистерны запланирован на 30 апреля, когда российские огнеборцы будут отмечать юбилейную дату — 365-летие отечественной пожарной охраны. В планах парад ретротехники по улицам Благовещенска — благо есть что показать. В боксах первой пожарной части ждет своего часа и уже видел свет реконструированный образец пожарной бочки, аналог которой на конной тяге использовался на пожарах столетие назад.

Там же действующая копия пожарной полуторки. Над этим автомобилем тоже пришлось потрудиться ради приближения к максимальной реальности. Среди особых поводов для гордости — фанерная кабина, брезентовая крыша, рында и спасательный круг для помощи утопающим. Однако состязаться в исторической ценности с сегодняшним газиком этой полуторке не приходится. Она все же остается копией, хоть и весьма впечатляющей. Есть в пожарных частях областного центра и другие ретроавтомобили, которые горожане увидят в День пожарной охраны

Возрастная категория материалов: 18+