На мастер-классах участников конкурса учили вести дискуссию и создавать имидж педагога. (А.Оглезнев)На мастер-классах участников конкурса учили вести дискуссию и создавать имидж педагога. (А.Оглезнев)

Черный ящик

— Я знаю, что сейчас творится в вашей голове, — заверила учитель гимназии № 25 Благовещенска Оксана Дмитриева. — Сплошные вопросы: что я здесь делаю? И зачем мне это все нужно?

Сидящие за партами педагоги со всей области дружно закивали — многим эти сомнения близки перед началом конкурса. Победительница прошлого областного «Учителя года» Оксана Леонидовна попыталась морально подготовить к предстоящим состязаниям нынешних претендентов на это звание: не скрывала, что будет нелегко, но главное — достойно делать свое дело. Внимание собравшихся привлекла черная коробка, которую принесла с собой на мастер-класс Оксана Дмитриева:

— Интрига у вас, как у детей — что там? Именно с этой коробкой я пришла на конкурс. И весь урок мы с детьми извлекали из нее знания. В коробке лежали предметы, которые помогали мне начать каждый этап. Тема была: «Свойства воздуха». Например, микрофон обозначал проводимость, и так далее.

16

апреля в 9.00 в актовом зале МОАУ СОШ № 5 состоится открытие конкурса

Для педагогов Оксана Леонидовна припасла другие предметы. Например, буклеты, которые она заказывала специально для всероссийского конкурса. Их дети использовали как учебники и рабочие тетради. Кроме того, на первых страницах были напечатаны несколько фотографий видов Благовещенска и расстояние нашего города до Москвы, как наглядная иллюстрация того, откуда приехал учитель.

— Я везла с собой в Москву все, даже маркеры, — поделилась опытом Оксана Дмитриева. — Участница Всероссийского конкурса из Ямало-Ненецкого округа привезла с собой для внеклассного часа коврики для ванной: вместе с детьми они представляли, что сидят в осеннем парке. Мало того, Наталья Вторушина использовала самые различные предметы на уроке. Она начала урок окружающего мира с математической задачи. А когда они вместе с детьми собрали необычную конструкцию из разных вещей быта, оказалось, что это система пищеварения, и темой урока будет «Путешествие бутерброда».

Интерактив для взрослых

— Признайтесь, кто собирается использовать на уроке работу в группах? — обратилась к аудитории Оксана Дмитриева. — Меняются общество, социальный запрос, должно меняться и образование. Суть интерактивного обучения — все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс, каждый вносит свой вклад и становится субъектом обучения. Я предлагаю вам погрузиться в мир интерактивных упражнений. Есть желающие поучаствовать?

Однако с первой попытки желающих не нашлось — по рядам пустили розу, которую принесла Оксана Дмитриева. Тот, у кого в руках оказался цветок, когда ведущий прекращал хлопать, и выходил к доске. Четверым «добровольцам» раздали изображение улыбающихся женских лиц. На глазах необходимо было написать то, на что любит смотреть человек, на ушах — что любит слышать, на губах — любимый вкус, а на волосах — свои мысли и чувства. Как выяснилось, во многих любимых вещах и мыслях незнакомые люди совпали.

Еще одна пара должна была изобразить пару варежек и придумать слоган, чтобы их продать. Другая двойка участников в этот момент рисовала на одном листе бумаги: цвета, которые использовали участники, должны были слиться в середине. Каждому из участвующих в упражнениях педагог предлагала подумать: зачем вы это делали?

— Чтобы сделать что‑то сообща, — отметили участницы, которые изобразили варежки для Паралимпийских игр и придумали им отличный слоган: «Мы разные, но мы вместе».

— Действительно, сейчас педагог нередко сталкивается с тем, что ребенок видит только свое «Я», — подвела итог Оксана Дмитриева. — Такие упражнения помогут понять, что вместе с кем‑то можно создать что‑то новое и интересное. Вы можете использовать такие упражнения на конкурсе.

Радуйтесь неожиданностям

Чтобы предостеречь от промахов, Оксана Дмитриева рассказала о возможных ошибках, а также непредвиденных ситуациях, которые легко могут выбить из колеи. Например, на конкурсном уроке одному из учеников в ее классе стало плохо. Другая участница сгоряча сказала опоздавшему ребенку: «Закрой дверь с той стороны», и сам урок после этого стал жюри неинтересен. Нередко подводит техника, а потому, по мнению Оксаны Дмитриевой, ее нужно использовать минимально или готовить вариант про запас.

10

участников творческого состязания (по пять в каждом направлении) выйдут в финальную часть областного этапа конкурса

— Воспринимайте любую нестандартную ситуацию как подарок, это проверка вас на прочность, — посоветовала Оксана Леонидовна. — Всегда помните волшебное слово «зато». Да, у меня не получилось сегодня, зато завтра я дам отличный урок. Или зато через три дня конкурс закончится. Ваш статус после конкурса изменится однозначно. Это навсегда останется с вами, в вас. И главный подарок за труды — это любовь и признание детей, как бы банально это ни звучало.

— Это здорово, что есть такая возможность познакомиться с конкурсантами, — считает участник конкурса Александр Апасов, учитель физкультуры из школы № 2 Благовещенска. — Мы не соревнуемся, а обмениваемся опытом, поэтому очень важно наладить дружественные связи. Кроме того, нас учат вести дискуссии, держаться на публике. Это немаловажная часть конкурса, тем более я, как учитель физкультуры, нечасто применяю в работе ораторское искусство.

Претенденты на звание лучшего учителя года — 2014 — см. инфографику.

Возрастная категория материалов: 18+