— Вера Георгиевна, 23 миллиарда рублей — с одной стороны, серьезная сумма. Но если судить по остальным субъектам, мы примерно в середнячке. Например, госдолг Москвы достиг 150 миллиардов рублей, Краснодарского края — 119, Красноярского — 52, Нижегородской области — 53 миллиарда. Вы можете объяснить, что характеризует цифра госдолга: острый дефицит бюджета, недальновидность властей или желание эффективно решать задачи, пусть за счет кредитных средств?
— Ответ в самом вашем вопросе. Субъекты, которые вы перечислили, имеют большую долговую нагрузку, но посмотрите — это развитые, а не отсталые регионы. Они развивают экономику, в том числе за счет привлечения коммерческих кредитов. Все то же самое, что и в обычной жизни: может сегодня человек купить себе машину или квартиру с заработной платы? Не может. Эту возможность ему предоставляют кредитные организации. Человек занимает средства, повышает уровень жизни и ведет ответственную бюджетную политику, рассчитываясь за этот кредит. То же самое делает правительство Амурской области, привлекая бюджетные и коммерческие кредиты на развитие. Сегодня у нас порядка 13 миллиардов рублей — кредиты коммерческие, 9 — бюджетные. Еще часть госдолга — это госгарантии области под крупные инвестиционные проекты, которые реализуются на территории региона. Надо понимать, что привлеченные деньги идут не на проедание, а на развитие региона, эти меры в последующем дадут положительный экономический эффект. Есть, конечно, субъекты, которые не берут на себя такие риски, но и динамики развития вы там не увидите.
— За какое время накоплен долг и на какие сферы потрачены деньги?
— Безусловно, он вырос не в один день. Если взять точку отсчета, когда госдолг начал расти, это начало строительства двух крупных объектов, о которых, наверняка, многие уже забыли. Во-первых, это аэровокзал Благовещенска — цена этого объекта 700 миллионов рублей. Ни в каких федеральных программах мы не участвовали, строили на свои средства. Второй важный объект — перинатальный центр. Нас Федерация буквально заманила в эту программу, а денег в итоге дали менее 50%. Но строительство уже было начато, его курировал лично Президент России. Поэтому было принято волевое решение привлечь на достройку кредитные ресурсы. Перинатальный центр обошелся областному бюджету в более чем миллиард рублей.
19
миллиардов рублей госдолга необходимо погасить Амурской области в ближайшие три года
Последние годы мы включились в программу по развитию дошкольного образования. За счет реконструкции и строительства зданий было создано более 4 тысяч новых мест в детсадах. На эти цели было направлено более 700 миллионов рублей. Кроме того, мы начали активно решать проблему обеспечения жильем детей-сирот. Если еще пять лет назад квартиры давали единицам, и это считалось подвигом, то на сегодняшний день новоселье справили почти полторы тысячи сирот. Мы вошли в федеральные программу, привлекали госсредства, но львиная доля нагрузки легла на областной бюджет. Плюс регион вошел в программу по переселению из ветхого и аварийного жилья — это очень серьезные затраты. Но 2700 семей уже справили новоселье! Не могу не коснуться реализации майских указов президента — тяжело, но мы их выполняем. Если раньше педагоги в среднем получали 12 тысяч рублей, то сейчас около 30, а есть и те, у кого зарплата достигает 70 тысяч рублей. В несколько раз выросла зарплата в сфере культуры, соцзащите. Все же понимают, что чудес не бывает. В таких случаях нам также приходится брать бюджетные кредиты.
Амурская область — единственная на Дальнем Востоке — запустила программу поддержки разных категорий населения по льготной ипотеке. Она оказалась для нас очень дорогим удовольствием, мы ее сейчас очень тяжело реализуем. Но благодаря ей 18 тысяч семей получили серьезную поддержку в приобретении жилья — если умножить эту цифру на коэффициент семьи, то это около 60 тысяч человек. Мы активно ставим этот вопрос на федеральном уровне, но пока Федерация по этой программе нам не помогает. Конечно, можно было ничего этого не делать и наш госдолг был бы меньше.
— Область справляется с долговой нагрузкой? Есть ли угроза, что мы не сможем платить по кредитам?
— Повода для тревог у нас нет, потому что мы ведем ответственную долговую политику. Во-первых, есть ограничитель — Бюджетный кодекс, который не позволяет субъекту привлекать кредиты свыше 100 процентов от собственных доходов. То есть по закону, если мы достигнем этого потолка, выше него взять не сможем. Мы привлекаем средства вполне ответственно. Например, на территории области идет строительство космодрома. И если сегодня ведутся специальные работы, то завтра там будет новый город, приедут люди, а это новые налоговые доходы. Ведется строительство Нижне-Бурейской ГЭС, и она уже начала давать нам дополнительные доходы. Мы все это просчитываем. Важный момент: привлекая кредиты, параллельно мы ведем политику по реструктуризации бюджетных долгов. Для нас, дальневосточных регионов, принят федеральный закон о реструктуризации части бюджетных кредитов — Амурской области уже реструктуризировали 3,5 миллиарда рублей. И хотя они еще значатся в долговой книге (нам их никто не простил), но они реструктуризированы на 20 лет. То есть потенциально подлежат погашению в ближайшие три года 19 миллиардов рублей.
Привлеченные деньги идут не на проедание, а на развитие региона, эти меры дадут положительный экономический эффект.
— Как отбираются банки, у которых область привлекает средства?
— Мы не имеем права взять кредит там, где нам захотелось. В начале финансового года на конкурсной основе выбираем те кредитные организации, которые дают нам благоприятную ставку. Кредиты дороже 10 процентов мы еще не брали, а часть кредитов взяты под 8 с небольшим процентов. На рынке таких процентов уже нет! Мы анализировали ситуацию в других субъектах России и пришли к выводу, что у нас одни из самых дешевых кредитов. Но надо понимать, что такие ставки нам дают не просто так — у региона хорошая кредитная история, мы платим как часы, гасим старые и привлекаем новые кредиты.
— Регионы сегодня вынуждены исполнять очень много полномочий, не подкрепленных финансово. Мы можем рассчитывать на поддержку государства или приходится решать эти проблемы самим?
— Недавно прошли коллегии Минфина РФ, Минэкономики, на которых прозвучало, что с началом реализации президентских указов львиная доля субъектов значительно приросла госдолгом. И это понятно — задача поставлена, ее надо выполнять. Тем более что за ней стоят люди. Но на коллегиях было озвучено важное предложение: чтобы облегчить субъектам часть долговых обязательств, необходимо выдать им новые дешевые бюджетные кредиты для замещения коммерческих. А в дальнейшем — реструктуризировать бюджетные долги на длительный срок. Таким образом, с региональных бюджетов уйдет нагрузка по процентам в коммерческих банках.
1
миллиард рублей — в такую сумму обошлось областному бюджету строительство перинатального центра
Надеюсь, это решение будет принято. Приведу пример по этому году: у нас в мае наступает срок платежа бюджетного кредита 600 миллионов рублей и 1 миллиард 400 миллионов рублей — в декабре. Но мы уже договорились с Минфином России, что они дают нам встречные бюджетные кредиты на замещение этих. То есть нагрузка на бюджет на 2 миллиарда в текущем году уменьшится. Это для нас очень ощутимо.
— Можно ли в будущем вообще отказаться от привлечения займов?
— Конечно, можно. Но это значит отказаться от реализации экономических и социальных программ: прекратить строить детсады, переселять людей из аварийного жилья, строить дома для детей-сирот, не достраивать новый хирургический комплекс. Хорошо бы, конечно, иметь чистый и беспроблемный бюджет, но так не бывает — в современных условиях развитие региона без привлечения кредитов невозможно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии