Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

НЕ ВСЕ ДЕТИ ОДИНАКОВО ПАТРИОТИЧНЫ

Изучение Великой Отечественной войны было одним из самых запоминающихся на любимых мною уроках истории. Помню, рыдала над дневником Тани Савичевой, который повествовал, как все близкие один за другим умерли в блокадном Ленинграде — весь класс замирал в полной тишине, когда учитель читал нам эти строки. Помню, как росло в душе непривычное чувство под названием «патриотизм», когда педагог в красках рассказывала, как наши отстояли Сталинград. И до сих пор слово «победа» для меня не пустой звук, каждое 9 Мая я чувствую восторг и восхищение народом, который сумел выстоять в страшной войне.

Раньше была уверена, что иначе и быть не может. Однако недавно узнала, что далеко не все современные школьники знают такие имена, как Александр Матросов и Зоя Космодемьянская, о писателе Борисе Васильеве и вовсе не слышали. Неужели в школе теперь не изучают Великую Отечественную?

Если у нас на 9 Мая по телевизору некоторые каналы показывают «Рембо», о каком патриотизме может идти речь? Как сейчас снимаются фильмы о войне? Как боевики, как голливудские фильмы!

— Есть такое понятие: «концентрическое историческое образование», — рассказала АП учитель высшей категории из села Грибского Благовещенского района Татьяна Устич. — То есть, до 9-го класса мы должны изучить всю историю — от древности до начала  XXI века. Изначально  предполагалось, что в 10—11-х классах мы даем то же самое, но более расширенно. Что получилось в реальности? Теперь за 10-й класс — за 70 часов — мы должны изучить все с древнейших времен до конца XIX века — отечественную историю плюс всеобщую. Это два урока в неделю! А за весь 11-й класс, также за 70 часов, изучаем весь XX век плюс XXI. То есть  я должна отдать 24 часа на всеобщую историю, а все остальное — на нашу. На всю Вторую мировую войну — с 1939 года по 2 сентября 1945 года — отводится максимум шесть часов. Это просто пшик.

УЧИТЕЛЬСКИЕ ПУТИ К ВОЙНЕ

70

часов отводится на изучение истории с древнейших времен до конца XIX века.

В эти шесть часов учитель должен умудриться вместить не только основные события, сражения и факты, но и дать портреты героев войны. Каждый учитель ищет пути, как рассказать о войне больше и красочнее, используя классные часы, факультативы. Но факт остается фактом — историю школьники знают плохо.

— Несколько лет назад мы проводили опрос в школе — предложили назвать книги о войне, фильмы и героев войны,  — продолжает Татьяна Александровна. — Пролетели почти по всем показателям. Из фильмов назвали только «В бой идут одни «старики», и то хорошо. Из книг ничего не смогли назвать. Ведь раньше о войне говорили и на литературе, а сейчас программы изменили, и вместо книг о войне читают греческие мифы. Да, они тоже нужны, но патриотизм такая литература в человеке не воспитывает.

70

часов в 11-м классе изучают историю XX и начала XXI века. 

Я считаю, что проблема в том, что сегодня  нет государственного заказа. До недавнего времени было ощущение, что государство не заинтересовано в том, чтобы воспитывать патриотов. Дошло до того, что слово «патриот» стало ругательным. А если у нас на 9 Мая по телевизору некоторые каналы показывают «Рембо», о каком патриотизме может идти речь? Как снимаются сейчас фильмы о войне? Как боевики, как голливудские фильмы. Да, есть и достойные, например, «Брестская крепость», но их единицы. Сельский ребенок в этом плане обделен — деревенские дети очень редко посещают кинотеатр и смотрят то, что идет по телевизору. Об истории нужно говорить постоянно, формировать уважение к своим предкам. Мы, дальневосточники, сильно обделены: все события той же Великой Отечественной войны происходили далеко от нас, с нашими ценами на авиабилеты хоть что-то посмотреть возможности нет.

ЕГЭ В ПРОЛЕТЕ

Далеко не в пользу современного обучения истории говорят невысокие результаты на экзаменах. Историю для сдачи амурские школьники выбирают довольно часто. Так, в прошлом году ЕГЭ по истории сдавали 1394 человека, не преодолели минимальный порог 466 человек. Это больше 33 процентов от количества сдававших. Для сравнения — в 2012 году 24 процента не сдали ЕГЭ, а в 2011 — 16 процентов. В этом году историю сдавали 964 человека, предварительно результаты гораздо лучше прошлогодних.

— По сравнению с результатами ЕГЭ в прошлом году, в этом году историю сдали лучше, то есть количество не преодолевших минимальный порог  почти в два раза меньше, — отметила замминистра образования и науки области Лариса Закирова. — Сто баллов не смог набрать никто, самый высокий результат — 96 баллов в школе №23 Благовещенска. Что касается окончательных итогов и выводов, то они будут сделаны не раньше 30 июня.

Примерно такой же остается общероссийская тенденция: ЕГЭ по истории не могут осилить достаточно много школьников. При этом история является предметом по выбору, ее сдают те, кому предмет нужен для поступления. Причин, почему результаты сдачи ЕГЭ не высоки, много. Причем  нехватка количества часов на изучение сложного предмета далеко не самая главная.

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ УПАЛ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ

— Самые тяжелые ЕГЭ — это литература и история, — отмечает Татьяна Устич. —Запомнить такое количество дат и имен невозможно. Кроме того, теперь в ЕГЭ есть задания с картами и картинками. Например, выпускнику предлагаются четыре фотографии зданий и он должен узнать их. Учитывая, что дети Дальнего Востока некоторые здания в глаза не видели, даже Кремль, это достаточно сложно. Огромная проблема — отсутствие читательской грамотности. Из-за того, что дети не читают книг в принципе, они не могу даже понять вопрос по ЕГЭ — просто не осмысливают печатный текст. Это общероссийская тенденция. Общий уровень детей сильно упал, зачастую со старшеклассниками не о чем поговорить как раз из-за того, что они не читают.

Некоторые учителя считают то, что родители и дети подчас легкомысленно относятся к экзаменам, и это становится главной причиной плохих результатов ЕГЭ.

— Добавь хоть тысячу часов на изучение истории, если ребенок сам не заинтересован в сдаче экзамена, ничего не поможет, — убеждена учитель истории школы №6 Благовещенска Оксана Катанюк. — Мы все чаще сталкиваемся с тем, что ребенок идет в 9-й класс неосознанно — не понимая, какие предметы будет сдавать и куда поступать. Считаю, что ученик и родители должны понимать, что если ему нужна история, нужно идти в профильные классы, где истории отводится 4 и даже 6 часов, и серьезно готовиться. Некоторые нанимают репетиторов и на уроки не ходят — зачем это нужно, мол? А репетитор никакой ответственности за результаты ЕГЭ не несет. Что касается того, что уроки истории не формируют личностного отношения, это зависит только от учителя. Если он сам заинтересован, то и отведенных часов хватит для того, чтобы сформировать исторический фон.

МНЕНИЯ

Андрей Анохин, многодетный отец:  «История должна быть не только на уроках»

— Основные события войны в школе изучаются — Сталинградская битва, Курская дуга, но подробностей как таковых нет. Про восстановление страны после войны говорится крайне мало, только факты и как-то мимолетно. Нет ощущения, что страна пережила очень тяжелый период. На мой взгляд, вся история сейчас дается слишком глобально. Очень много сугубо политических моментов. В принципе вся история дается очень сухо, патриотизм на втором плане. Не хватает человеческих частностей, примеров подвига, самоотверженности. Большая ошибка  преподавать историю не предвзято. Ребенок еще не в состоянии сам анализировать и делать выводы. В учебниках не формируется отношение к историческим личностям. История должна быть не только на уроках. Не хватает линеек, уборки памятников, закапывания капсул для потомков, как это было раньше. Книг о войне и патриотизме почти нет — не хватает того же Гайдара, раньше история была в других предметах и за пределами школы. Так и должно быть.

Олег Шеломихин, заведующий кафедрой истории России БГПУ, кандидат исторических наук: «Ребята учатся, чтобы сдать ЕГЭ»

— Сейчас желающих поступить на отделение истории по разным причинам становится меньше, но по сравнению с другими факультетами вуза, отделение по-прежнему одно из самых популярных. Уровень знаний поступающих медленно, но падает. Думающих, интересных студентов немного. За этим стоит целый комплекс проблем, начиная от отношения к учителю и школе. Чиновники придумывают новые  экзаменационные формы, что тоже не улучшает образование —  преподаватели вынуждены больше проводить времени  с бумагами, чем участвовать в учебном процесс. ЕГЭ не очень хорошо стимулирует познавательный процесс — люди учатся, чтобы сдать ЕГЭ, а не за тем, чтобы приобрести какие-то умения и навыки. Также из-за ЕГЭ наиболее успешные выпускники уезжают из области, это перераспределение контингента сейчас очень заметно.