— За последние несколько месяцев Роспотребнадзор приостановил работу трех популярных благовещенских кафе, кондитерского цеха, в Тынде из‑за антисанитарии также закрыли кафе. Это нормальная статистика или все же нарушений слишком много?
Ольга Курганова: В предыдущие годы тоже были достаточно высокие показатели. Уведомительная система и плановый контроль говорят о том, что не все у нас благополучно на этих объектах. Я хочу обратить внимание, что наша цель — не приостановка объекта, а своевременное и оперативное принятие мер юрлицом или предпринимателем по устранению нарушений. Вот мы начинаем проверку, например она идет 20 дней. Начинаем фиксировать нарушения. Что делает предприниматель? Грамотный, разумный предприниматель, который не хочет потерять свою марку и хочет остаться на рынке, должен оперативно устранять нарушения. У нас, к сожалению, бывает так, что не происходит ничего. Тогда мы направляем в суд иск о приостановке работы заведения. Мы говорим: предпринимайте меры, у вас есть время, делайте ремонт, устраняйте нарушения. Если мы будем видеть работу, мы не будем настаивать на приостановке деятельности. «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания» должны быть настольной книгой для предпринимателя. Это настольная книга и для федерального надзора.
— По данным управления, уровень заболеваемости кишечными инфекциями в нашей области выше, чем в среднем по России. С чем это связано?
Ольга Курганова: Причин много. Есть медицинские факторы, есть социальные. Если говорить о социальных, то Благовещенск — исторически торговый центр. Это хорошо, с одной стороны, так как у нас много заведений общественного питания — мы превышаем общероссийский показатель в 1,2 раза. Торговых площадей у нас почти в 2 раза больше. То есть у нас широкая сеть, идет конкурентная борьба. Для того чтобы сделать качественно и хорошо, надо иметь соответствующие площади, определенные технологии. Мы наблюдаем определенную диспропорцию, когда предприниматели стремятся сделать побольше посадочных мест, а технологическое помещение несколько урезать.
С другой стороны, в стране изменилось законодательство: ушел обязательный порядок освидетельствования объектов до ввода его в эксплуатацию. Сейчас есть уведомительная процедура, подразумевающая, что предприниматели у нас законопослушные, выполняют все требования.
13
амурских кафе с начала этого года были закрыты из‑за антисанитарии
— Какие нарушения вы чаще всего видите во время проверок?
Галина Яшина: Нарушения разные, начиная от элементарного, казалось бы, нарушения с использованием непромаркированных ножей и разделочных досок. К примеру, на одной доске разделывают свежую рыбу или сырое мясо, которые потенциально опасны по ряду инфекционных заболеваний, таких как гельминтозы или сальмонеллез, а потом на ней порезали хлеб, овощи, колбасу или другие продукты, не подвергающиеся термической обработке, и подали вам на стол. Для обывателя это, казалось бы, мелкое нарушение, но это может привести к тому, что в продукты попадают возбудители инфекционных заболеваний, что приведет к пищевому отравлению.
— Были случаи, когда в кафе гуляла свадьба, а на следующий день почти все гости в инфекционке, праздник испорчен, здоровье тоже. Как пострадавшему потребителю защитить свои права?
Галина Яшина: У нас недавно в Ивановке такой случай был. Куда идти? Первый шаг — идти к тому, у кого вы получили услугу. Напишите претензию: мы были у вас в кафе, последствия ужина — мы оказались в больнице. Вы можете потребовать вернуть стоимость проведения банкета и компенсацию морального вреда. Если предприниматель удовлетворил ваши требования добровольно, то замечательно. Если отказал, то единственный путь решения — через суд. Конечно, люди неохотно идут в суд, особенно те, у кого нет правовых, юридических знаний. Им кажется, что суд — это очень трудно, они не знают, как составить исковое заявление. У нас создан консультационный центр, мы бесплатно предоставим любую консультацию, поможем составить претензию с изложением всех норм права, на которые можно сослаться. Человеку только останется отдать эту претензию. Если не удовлетворяют вашу претензию, вы можете написать исковое заявление, поменяв только шапку в документе. В случае с этой свадьбой Роспотребнадзор предложил пострадавшим пойти в защиту их прав. Мы сами в таких массовых случаях подавали заявления. Все иски были удовлетворены. Пострадавшим выплачивались компенсации морального вреда и затрат на лечение. Если предприниматель до суда не возвращает деньги, то пострадавший потребитель в суде выигрывает не только потраченные на банкет деньги, но и штраф 50% от этой суммы. Это тоже один из рычагов воздействия на предпринимателей.
— Суды часто оказываются на стороне потребителей?
Ольга Курганова: Если говорить о тенденциях, то мы вспоминаем одно из первых наших дел, когда женщина купила бутылку пива и в ней нашла шприц. Дело шло очень тяжело, было вынесено решение о компенсации морального вреда в размере 20 тысяч рублей. Галина Ивановна как раз занималась этим делом. Последующие дела в защиту прав потребителей уже шли быстрее, практика уже наработалась. В России такой практики нет, как в США, что за слишком горячий кофе можно в суде добиться компенсаций морального вреда в миллион долларов. У нас такая практика только формируется.
— Вам легко ходить в кафе и по магазинам?
Ольга Курганова: Последний год для нас был чрезвычайно напряженным в связи с ликвидацией последствий наводнения. Ровно год назад я вынесла решение о переводе службы на режим работы с 8:00 до 23:00. Этот ликвидационный период еще длится. Сотрудники работают с максимальной нагрузкой. Если учитывать, что на всю Амурскую область оперативных сотрудников всего 41 человек, то интенсивность работы их весьма велика. Честно говоря, отдыхаем мы дома. По магазинам мы ходим и сталкиваемся с теми же нарушениями, что и все.
Амурчане чаще других заболевают острыми кишечными инфекциями
Ольга Курганова: Нас беспокоят достаточно высокие показатели заболеваемости острыми кишечными инфекциями, которые регистрируются на протяжении последних десяти лет на всех административных территориях области. Они превышают показатели по Российской Федерации по Дальнему Востоку на 40—60%. Сейчас мы сосредотачиваем свои усилия на том, чтобы детально разобраться в причинах роста заболеваемости.
Между тем уже год амурский Роспотребнадзор работает в условиях ликвидации последствий катастрофического наводнения. Однако нам удалось добиться снижения уровня инфекционной заболеваемости на 7%. С начала года инфекциями заболели на 8 500 амурчан меньше, чем за этот же период 2013 года. Этому способствовала огромная работа, которая была проведена по иммунизации населения. По области было привито более 47 тысяч человек против гепатита А, дизентерии, брюшного тифа. Если говорить о тех проблемах, которые нас беспокоят, я бы сказала о том, что в начале летнего сезона отмечалась высокая активность клещей, что привело к резкому увеличению числа пострадавших от укусов. На сегодняшний день мы имеем четыре случая заболеваний острым клещевым энцефалитом. Последние два-три года у нас регистрировались единичные случаи подобных заболеваний. Причиной явилось отсутствие профилактической прививки. Как риск мы оцениваем то обстоятельство, что с начала года у нас зарегистрированы групповые случаи пищевых отравлений ботулизмом в городе Зее. Они связаны с употреблением в пищу щуки, переработанной с нарушением элементарных правил приготовления. Нас беспокоит ситуация по заболеваемости трихинеллезом, возникшая в Тындинском районе, сейчас вспышка купирована, и связана она была с употреблением в пищу мяса медведя.
— Почему в супермаркетах так много просрочки? — вопрос поступил от читательницы АП Елены из Благовещенска.
Наталья Саблук: Этот вопрос должен быть адресован к предпринимателям, именно на них возложена обязанность неукоснительно соблюдать требования законодательства и принимать все возможные меры по недопущению нарушений. Все жалобы, которые поступают к нам на товары ненадлежащего качества, с истекшим сроком годности, служат основанием для проведения внеплановой проверки, и почти все жалобы подтверждаются. На сегодняшний день штрафы за продажу товаров с истекшим сроком годности достаточно большие: на юридическое лицо от 300 тысяч рублей, на частного предпринимателя — от 30 тысяч рублей.
Книга об амурском наводнении
— Мы получили сигнальный экземпляр уникальной монографии, которая была подготовлена под руководством академика РАМН Геннадия Онищенко, — показала журналистам книгу Ольга Курганова. — Это «Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в условиях паводка». В ней прописана вся работа, которая проводилась всеми органами исполнительной власти, по ликвидации последствий ЧС. Та работа, которая была нами сделана, существенно помогла нашим коллегам в Алтайском крае. Они использовали опыт, который мы наработали. В работе интересно представлена история наводнений и паводков в Амурской области с периода ее освоения до настоящего времени.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии