Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Танцуют все

О том, что эта ночь в музее будет  сказочной и необычной, предвещало устроенное у входа в храм истории фаер-шоу в стиле венецианского карнавала. В фойе — яблоку негде упасть. На смену одному оркестру приходит другой. Не успели музыканты военного училища отыграть «Прощание славянки», как тут же зазвучали русские народные песни в исполнении преподавателей и учеников Центральной детской школы искусств.

— Нашей школе — 65 лет, этому событию и посвящена одна из экспозиций музея, — говорит директор ЦДШИ  Татьяна Бедерина. — Также здесь играют два школьных ансамбля: педагогический и ученический. Всего на музыкальных инструментах задействовано 12 взрослых и 25 детей. Все они лауреаты международных конкурсов и наша «убойная сила». Играть не на сцене, а вот так, в народе, когда почти у твоего стула стоит зритель, дорого стоит. Это большая ответственность. Искусство — принадлежит народу. Лично мне это «Ночь искусств» напоминает Бродвей в Нью–Йорке.

41

выставка работала в областном краеведческом музее имени Новикова-Даурского в ночь с 3 на 4 ноября

Со второго этажа из патефона доносились «Шизгара» и «Во французской стороне». В «советском» зале полным ходом шла дискотека 70-х. Пока взрослые разминались под нестареющий «Бони М», ребятишки рассматривали скромную обстановку тех лет, перебирали виниловые пластинки, фотографировали деревянные игрушки и учились повязывать пионерские галстуки. В это же время на противоположном конце музея любители более серьезной музыки наслаждались  камерностью капеллы «Возрождение».

Для самых маленьких благовещенцев, которых здесь было совсем немало, в кинозале музея один за другим шли кукольные спектакли. А в перерыве артисты Амурского театра  актера и куклы раскрывали секреты своего мастерства. Показывали, как оживает надетая на руку кукла, за какие палочки надо дергать, чтобы она пошла и заговорила. Сфотографироваться с любимыми героями своего детства мог каждый желающий.

Артисты областного театра драмы тоже в долгу не остались. Заслуженная артистка Елена Грачева учила зрителей искусству перевоплощения: как не волноваться, как подготовиться и разогреть свои мышцы перед выступлением, чтобы не трястись. Поведала, и чем славится система Станиславского.

— Сама потрясена этой «Ночью», — поделилась прима. — Я впервые в жизни осуществила свою мечту — погладила живого ежика и раскрасила глиняные подсвечники. Получился настоящий шедевр, хотя я не умею рисовать. Как говорят, не боги горшки обжигают.

Не пустовал и буфет. Подкрепившись чаем с булочками, мальчишки и девчонки, а также их родители сломя голову бежали раскрывать очередное музейное таинство.

Фонды рассекретили

Добро пожаловать туда, куда раньше вход был запрещен. В эту волшебную ночь позволено все, даже зайти туда, куда директора музея не всегда пускают. Только в определенное время. Это святая святых — фонды музея. В хранилище поддерживается определенная температура. Здесь не приветствуются сквозняки и посторонние люди, здесь застыло время, а вещички 70-х годов XIX века лежат по соседству с предметами быта XX века. 

 — Эта экскурсия рассчитана на 20 минут. Мы покажем только очень маленькую часть художественного фонда и коллекцию одежды конца XIX века, — рассказывает  хранитель  фонда Наталья Берестенко. — Фонды нашего музея насчитывают 160 тысяч предметов, в залах расставлено всего 5 тысяч экспонатов, ну а посетителям  мы покажем всего 12 единиц. Чтобы пересмотреть все, что мы имеем, понадобится не одна неделя. Я работаю не один год в документальном фонде хранения, который насчитывает 42 тысячи единицы, и то не все знаю. Тем не менее посмотреть на то, что надежно скрыто от глаз — уникальная возможность.

Благодаря студентам Амурского колледжа искусств и культуры на время ожили и выставочные залы. Можно пройтись по следам амурского тигра, стать палеонтологом и отрыть косточки динозавара, найти золото орочанина, познакомиться с традициями и обычаями эвенков, коренного народа Приамурья и примерить на себя тяжеленную экипировку древнерусского витязя.  Ночью по-другому воспринимаешь информацию. Лично для меня стало открытием, что маленький зверек, горностай, живущий в Селемджинском районе, способен убить большого и сильного изюбря. Одним укусом. Этот кровожадный малыш очень любит лакомиться ушными внутренностями. Но и сам горностай является ценной добычей для человека. На царскую мантию уходило то трех тысяч шкурок пушного зверька.

В зале первобытного человека ребят учил издавать утробные звуки студент колледжа культуры Илья Голеницкий. Чтобы войти в образ и заинтересовать посетителей, второкурсник сшил меховую одежду пещерного человека и придумал игру «Подстрели мамонта». А чтобы жизнь наших предков сказкой не казалась, каждый участник должен был хорошенько потрудиться. Перетереть пшено в муку. Орудия труда  ступа и камень — музейная реликвия.

Через три часа заглядываю в исторический чан. Общими усилиями надавили полстакана муки. Но сколько на это ушло времени и труда, школьники прочувствовали на себе.

Реконструированные доспехи русских витязей — тоже  тяжелая ноша.

—  Одна кольчужка более 25 килограммов весит, — делится экскурсовод  Дарья Зверева. — Шлемы, мечи и булава —полегче, но за пару часов работы уже не подымается рука. Как наши предки могли в таких доспехах ходить да еще скакать на лошади?!

Город мастеров

Рядом с ценными экспонатами расположился город мастеров. Под чутким руководством можно было внести свою лепту в шитье лоскутного одеяла, научиться плести косички, сделать славянский или тунгусский оберег, раскрасить дымковскую игрушку и приобщиться к гончарному искусству. Прикоснуться к ремеслу наших предков, которое не меняется веками, пожелали многие. У гончарного круга разновозрастная толкотня. Рядом на подоконнике подсыхают чашечки и горшочки.

— Это кажется, что легко. Гончарный круг находится в постоянном движении, надо удержать центр, чтобы получилось строго симметричное изделие, — учит мастер Галина Ананенко. — Для этого нужны сильные руки. Раньше только крупные  мужчины были гончарами.

Шестиклассник Паша Жиборт сотворил свое первое гончарное изделие. «Трудно было, руки с непривычки дрожали. Одно неловкое движение —  и все может распасться, — поделился впечатлением мальчик. Дома сам попробую и раскрасить. Под сахарницу подойдет».

10

мастеров учили горожан народным промыслам

Мастера здесь работали до последнего клиента. В результате более 50 человек обзавелись славянским оберегом у мастерицы Ирины Брюхановой, еще столько же детей под чутким руководством художницы Марины Гужель раскрасили деревянные игрушки. Каждый забрал свое произведение искусства домой. Итогом коллективного труда вручную сшито большое лоскутное покрывало, которое будет использовано по назначению —  утром отправится украшать русскую избу в экспозиции «Быт первых амурских переселенцев». Под занавес симпатичные девчата из школы танцев «Фиеста» обучали всех желающих танцу живота, любители задушевных песен смогли под гитару спеть вместе с амурским бардом Александром Шваловым.

— Мы второй раз подключаемся к всероссийской акции «Ночь искусств», — рассказывает директор областного краеведческого музея Елена Пастухова. — Но не повторяемся. На этот раз задействовано больше экспозиций, участников, артистов, волонтеров. Были люди, которые год назад приходили к нам как зрители, а сегодня они уже участники. Хотя для нас это тревожная ночь. Сегодня здесь следит за порядком весь музейный состав, а это более 50 наших сотрудников. И судя по наплыву, гостей пришло гораздо больше людей, чем мы можем принять.

Посмотреть фоторепортаж с мероприятия можно ЗДЕСЬ.