За последние десять лет ценник на рекламную начитку вырос с 50 до 300 рублей.За последние десять лет ценник на рекламную начитку вырос с 50 до 300 рублей.

Типаж, да не наш

Стать знаменитостью в Благовещенске очень просто, уверены местные рекламщики. Достаточно удачно сняться в рекламном ролике. Тогда новые предложения не заставят себя долго ждать — ваше харизматичное лицо с успехом промелькнет в двух-трех работах, но потом вы неожиданно услышите звенящую тишину. Злую шутку с восходящей звездой рекламного бизнеса сыграет не жесткая конкуренция, а так называемый эффект провинции. В нашем маленьком городе примелькаться и надоесть зрителю можно очень быстро.

— Наша студия редко работает с медийными лицами, в основном стараемся снимать своих знакомых, друзей, — говорит видеомейкер студии ATTACH Евгений Земцов. — Если нужен какой‑то особенный типаж, кидаем клич в соцсети. При этом необязательно иметь актерские навыки, нужной эмоции или интонации режиссер может добиться и от простого человека, если сам явно представляет необходимый результат.

Некоторые рекламные агентства в поисках «звездочек» периодически устраивают кастинги. Так нарабатывают свою базу, которую используют потом в течение нескольких лет. Детей для телесъемок и голосовой рекламы компании также ищут всем миром — по знакомым и друзьям.

Доплата за холод

Однако максимально задержаться в этом бизнесе и получать от него регулярный дополнительный доход с успехом выходит лишь у телеведущих, профессиональных актеров и шоуменов. Они уже сделали себе имя, наработали навыки, и к ним агентства обращаются как к знаменитостям местного масштаба. Среди них известные, почти родные лица и голоса Макса Радмана, Ильи Дементьева, Роберта Салахова, Алексея Рябкова, Натальи Бирюлькиной, Дениса Матвеева, Григория Леконцева.

— Съемки в рекламе — это какие-никакие деньги плюс возможность потешить свое эго, помелькать на экране, — как всегда с юмором признался АП шоумен и радийщик со стажем Илья Дементьев.

Однако заработать баснословные гонорары таким способом невозможно, признаются амурские рекламные актеры. Цена начитки одного стандартного 15‑секундного ролика варьируется от 200 до 300 рублей. Съемки в видеорекламе для обычного человека оплачиваются по часам. Каждые 60 минут работы стоят около тысячи рублей. Расценки повышаются, если за дело берется титулованный артист, известное лицо или если съемки проходят в осложненных условиях. «Помню, мне хорошо доплатили за роль Дедушки Мороза, который долго шагал по площади Ленина в минус тридцать, пока снимались все дубли», — вспоминает актер Роберт Салахов.

Звездные гонорары

Имеют амурские рекламщики опыт работы и со знаменитостями российского масштаба. Свежие ролики на местном телевидении обычно появляются после фестиваля «Амурская осень». Во время такого обильного звездопада агенты стараются пригласить артистов к выгодному сотрудничеству. Услуги амурских предприятий уже рекламировали актеры Ивар Калныньш, Валерий Золотухин, Андрей Ургант и многие другие.

«Заработать баснословные гонорары, снимаясь в рекламе, у нас  невозможно. Скорее, потешить свое эго, помелькать на экране», — считает Илья Дементьев.

— Очень понравилось работать с актрисой Ольгой Будиной, она снималась в рекламе элитного мебельного салона, — рассказала директор отдела производства рекламы телекомпании «Альфа-канал» Лидия Рыбникова. — Конечно, мне было приятно режиссировать такую звезду, знать, что она работает по моим текстам. Это настоящий профессионал своего дела, она отработала очень четко и слаженно. Никаких капризов с ее стороны не было: работа есть работа.

Гонорары таких звезд несопоставимы с заработком рядовых благовещенских актеров. Раскрывать эти суммы агентства, как правило, отказываются, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако, по данным источников АП, рекламные заработки некоторых звезд в Приамурье несколько лет назад доходили до 2—3 тысяч долларов.

Голоса всея Руси

Переплачивать лишние деньги узкому кругу профессионалов готовы совсем не многие амурские фирмы и предприятия. В очередь за шоуменами никто не становится, подтвердили известные в городе ведущие. Чтобы не повторяться за конкурентами компании все чаще обращаются к неместным голосам. Благо сейчас в интернете есть множество сайтов с голосовыми базами дикторов России. Приятный тенор, мужественный баритон, бархатный бас, томный чарующий низкий голос — от многообразия выбора млеют уши. Все виды мужских, женских, молодежных и детских голосов стоят от 300 до 1200 рублей.

1—5

тысяч рублей — средний месячный заработок рекламного актера и диктора

Многие наши амурские голоса также есть в общероссийских базах. Но в основном они пользуются спросом только на Дальнем Востоке. От Центральной России Благовещенск отделяют злополучные часовые пояса.

— Пока они там раскачаются и придумают замысел, у нас здесь уже конец рабочего дня, выгодного сотрудничества не получается из‑за шестичасовой разницы, — озвучил проблему Илья Дементьев.

Не пользуется популярностью в нашем городе и практика «бронирования» конкретного лица для одной компании. По словам рекламщиков, эксклюзивность накладывает слишком большую статью расходов на фирму, и ей это просто невыгодно. Однако с голосовой рекламой все с точностью до наоборот — заказчики довольно часто подписывают со студиями соглашения не использовать конкретные голоса в работе с их конкурентами.

Мужчины в дефиците

На благовещенские телевизионные кастинги массово приходят молодые девушки, которые хотят сниматься в рекламе. А нужны агентствам люди разных возрастов и типажей — мужчины и женщины, пожилые люди, дети. Но самый большой дефицит рекламщики испытывают в харизматичных мужчинах 35—45 лет. Этот контингент, по грустному мнению персонала, всегда занят делами и в съемках не заинтересован. Нужных героев приходится искать среди знакомых, периодически выходя на улицы города. Интересное лицо рекламщик никогда не пропустит мимо и занесет его контакты в резерв на будущее. «Особенное внимание уделяем типажам — рыжим, конопатым, кучерявым. Недавно нам был нужен беззубый первоклашка — нашли, — поделилась Лидия Рыбникова. — Ребятишек так и ищем — среди друзей своих детей, в садиках, школах». Кстати, дети не всегда требуют и получают за свою работу деньги. Часто малышей удовлетворяет 15‑секундная слава или сладкий подарок.

«Тем, кто хочет попробовать себя в рекламе на радио, нужно найти звукорежиссера и записать у него свой голос, — советуют рекламщики. — Новые люди в любом бизнесе — это хорошо. Свободная конкуренция всем пойдет на пользу».

МНЕНИЕ

Роберт Салахов, актер театра драмы:

— Я уже почти 25 лет занимаюсь рекламой. Все началось, когда я был еще студентом театрального факультета во Владивостоке. Реклама как вид телеискусства начала активно развиваться в начале 90‑х годов. В Благовещенске достигла своего расцвета где‑то в середине девяностых. Тогда это было очень модное направление, и амурская реклама, безусловно, превосходила хабаровскую и владивостокскую. Чего стоил ролик, спародировавший клип Валерия Меладзе на мотив «Девушек из высшего общества»! Многие его помнят до сих пор. Там красивые девушки держали в руках разную бытовую технику, необходимую для дома. Так мы рекламировали один магазинчик бытовой техники. Это была очень яркая игровая реклама. Сейчас такая, к сожалению, уходит в прошлое. В основном востребована простая озвучка телеобъявления. Это объясняется несколькими факторами. Игровую рекламу сделать гораздо сложнее, чем проезд камерой по магазинным полкам и начитки. К тому же сейчас очень дорого стоит эфирное время. Заказчики стараются минимизировать свои затраты на рекламу, экономя таким образом. Да и город у нас очень маленький. Поэтому больших денег на рекламе здесь не заработать ни клиенту, ни менеджеру. Однако я никогда не отказываюсь от съемок в таких роликах. Я — профессиональный актер театра и кино, и мне интересен сам процесс. Здесь нужно в кратчайшее время уложить в кадре максимальное количество эмоций. Обычный рекламный ролик длится 15 секунд, редко — 30, а его съемки могут продолжаться несколько дней. Кажется, это рядовая работа. Но некоторые ролики западают в душу надолго. Одной из самых необычных в моей практике работ была реклама какой‑то гостиницы. Там я лежал в ванне в смокинге и поливал себя шампанским, намекая на роскошь этого заведения. Приятно, что мой голос и моя интонационная подача почти десять лет рекламировали окна «Хоум-мастер».