Для того чтобы делать какие-то выводы, необходимо ясно представлять реалии и тенденции, существующие в сфере производства и реализации меда в КНР. Вероятно, для многих будет неожиданностью узнать, что Китай является мировым лидером по производству меда. По данным иностранных СМИ, в 2014 году в КНР произведено более 300 тысяч тонн меда. Для сравнения: США, занимающие второе место в рейтинге, произвели вполовину меньше сладкой продукции.
В течение нескольких лет США всячески ограничивали импорт китайского меда, ссылаясь на демпинг и низкое качество продукции. Однако китайцы всячески пытались обходить американские барьеры. Так, например, некоторое время Китай экспортировал мед в США через Монголию, пока американцам не стало известно, что в этой стране пчеловодство не распространено. Подобный реэкспорт китайцы осуществляли также через Вьетнам и Австралию.
На сегодняшний день основными потребителями и импортерами меда в мире являются США, Западная Европа (прежде всего Германия), Япония и Ближний Восток. Вместе с тем за последние годы потребление меда в Китае растет быстрее, чем его производство. Предполагается, что через несколько лет КНР может стать импортером меда. Это связано прежде всего с изменившейся структурой продовольственного потребления в Поднебесной, обусловленного повышением уровня доходов населения: нынешний китаец хочет видеть на своем столе все разнообразие экологически чистых продуктов, доступное европейцу. А мед, как известно, занимает серьезное место в рационе американцев и европейцев. Среднестатистический китаец сегодня потребляет всего лишь 50 граммов в год этого полезного продукта, но при этом ежегодный прирост потребления составляет более 10 %. Поэтому Китай планирует в ближайшие годы увеличить производство меда до 500 тыс. тонн.
1,4
килограмма меда в год съедает один россиянин, в Германии эта цифра равна 4,5 кг
С начала 2000-х годов китайские потребители столкнулись с проблемой массовой фальсификации меда, продаваемого на внутреннем рынке страны. Китайское издание «Синьцзинбао» опубликовало недавно данные выборочного исследования образцов, представленного в открытой продаже меда. Из 10 проверенных 7(!) оказались не соответствующими требованиям. Столь безотрадную картину отмечают и другие СМИ КНР. Ситуация усугубляется еще и тем, что недобросовестные пчеловоды добавляют в так называемый мед разного рода добавки, далеко не безвредные для человеческого организма, например антибиотик хлорамфеникол, который эффективно подавляет брожение «недозрелого меда», т. е. меда с повышенной влажностью. Стоит отметить, что и государственные стандарты качества меда в Китае либеральнее тех, что приняты, в частности, в Германии, США или Новой Зеландии.
Принимая во внимание вышеизложенное, хотелось бы ясно представлять — с какой целью китайские предприниматели импортировали российский мед в Хэйхэ? Хотелось бы верить в то, что в сознании китайцев российский мед ассоциируется с высоким качеством. Не случайно, наверное, корреспондент газеты «Синьцзинбао» обнаружил в продаже российский мед в интернет-магазине «Таобао». Не исключено, однако, что российский мед смешивают с местным некачественным медом для улучшения его потребительских свойств.
Китай экспортировал мед в США через Монголию, пока американцам не стало известно, что в этой стране пчеловодство не распространено.
Россияне выбирают сахар
Амурским производителям пчеловодческой продукции, вероятно, стоит подумать о серьезном выходе на китайский рынок. Вот только в России, к сожалению, главным «сладким» продуктом остается сахар — объем потребления оценивается в 30—32 кг на человека в год. Меда же мы потребляем 1,4 кг. А, например, в Германии соотношение потребления сахара и меда составляет соответственно 6 кг и 4,5 (!) кг в год на человека. При этом Германия самостоятельно может обеспечить себя медом лишь на 20 %, недостающий объем закупает за границей. По мнению президента Союза пчеловодов России Арнольда Бутова, ни одна страна не может выдавать такое количество высококачественного меда, как Россия, — у нас больше трех тысяч медоносов (растений, которые выделяют нектар и могут быть кормовой базой пчел), около 200 видов меда. Мы могли бы полностью исключить закупку меда в других странах и сами наладить экспорт. Российские пчеловоды способны нарастить производство до 1 миллиона тонн в год.
Добавить комментарий
Комментарии