• Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

Жужжащая плантация расположилась рядом с трассой из Благовещенска в Свободный — у подножья живописной сопки с дубовой рощей. В Егорьевку супруги Макушкины переехали восемь лет назад из печально известного наводнениями села Богословка Мазановского района, причём Татьяна была главой села, когда его серьёзно «утопило» в 2013 году.

Фото: Алексей Сухушин 

Новое место для жизни выбрали, потому что здесь живет брат Петра Петровича, тоже заядлый пасечник. Сначала построили себе дом и поставили всего два улья, затем ещё и ещё, и семья решилась на расширение. Для этого оформили «Дальневосточный гектар», причем изначально это место приметили другие участники программы, из соседнего региона Дальнего Востока, но посмотрели землю и отказались. Расположенный на уклоне лесистой местности гектар подойдёт не под все виды деятельности. А вот пчёлкам — в самый раз в цветущем лесу.

Фото: Алексей Сухушин

— У меня сейчас 30 рабочих ульев, — показывает свои владения Пётр Макушкин, бесстрашно открывая домики с жужжащими работниками. — Зимой пчёлы живут в специальном помещении,  температура  строго должна быть +2.. +4 градуса, а лётное для пчёл время наступает при температуре воздуха  +12.. +14 градусов. Тогда мы вытаскаем домик на улицу, открываем и даём им облетаться. После зимы пчёлы очень злые: открываем — и тикать сразу надо, — смеётся пасечник.

Фото: Алексей Сухушин

Его любовь к пчеловодству началась в детстве, собирал мёд его отец. Этот труд можно сравнить с работой, например, на молочной ферме: несмотря на крошечный размер, питомцы требуют особого ухода. Пётр Петрович постоянно проверяет ульи, чистит, убирает трутней и следит за состоянием тружениц.

— Тихо, тихо, девочки прекрасные мои, — ласково обращается к пчёлам хозяин пасеки.

Фото: Алексей Сухушин

По словам Петра Петровича, любимое его мохнатыми питомицами растение — кустарник леспедеца. С виду невзрачный кустик рано распускается и цветёт до самого сентября. Постепенно с приходом тепла подключаются другие цветущие кустарники и цветы.

—  Начинаем собирать урожай в конце июля, продолжаем в августе. От 700 килограммов до тонны собираем, всё зависит от погоды — у нас в конце июля, как правило, идут дожди. Пчёлы становятся нелётные, они вообще очень чувствительны к погоде, — поясняет пчеловод.

Фото: Алексей Сухушин

Мёд у Макушкиных смешанный и разного цвета — от почти белоснежного до в прямом смысле чёрного.

— Одуванчиковый мёд белый, похож на липовый. И все хотят белый купить, он очень нежный на вкус. Поэтому сейчас уже нет его, — достает тару с мёдом Татьяна Макушкина. — А однажды мы собрали чёрный мед — с каких цветков, так и не поняли, но очень вкусный!  Мы, пасечники, оставляем себе забрусовый мёд: это когда срезанные с рамок отходы отбрасывают на сетку, и с них стекает мед. Он считается самым полезным! Мы вообще не употребляем сахар, кушаем только собственный медок. У нас он очень эластичный, отличается, например, от мазановского. 

Фото: Алексей Сухушин

Урожай расходится по детям и внукам, охотно забирают мёд Макушкиных знакомые. «Жаль, что некуда сдать мёд оптом», — сетуют пасечники.

Хозяева пасеки достают ложки и угощают гостей. Ложка с трудом набирает плотную застывшую патоку.

— А это правильно, что мёд засахаривается? Все обычно хотят жидкий. 

— Настоящий мед засахаривается. Если он останется жидким, то просто прокиснет, — поясняет Татьяна Макушкина. — Настоящий мёд почти сразу начинает густеть — два месяца максимум остается льющимся. Если вы купили меёд прошлого урожая жидким, он, скорее всего, растопленный.

Возрастная категория материалов: 18+