Пиар на молоке: Хабаровский театр драмы показал социально-политическую комедию

Просмотры: 4158
Комментарии: 0

14 июня Хабаровский театр драмы завершил гастроли в Благовещенске. За десять дней артисты сыграли девять спектаклей: комедии, детские сказки и даже мелодраму по пьесе украинского классика Ивана Франко. Но, пожалуй, главным козырем труппы стала постановка «Козленок в молоке» — инсценировка романа редактора «Литературной газеты», писателя и драматурга Юрия Полякова. Написанное в 1995 году, произведение сразу же стало популярно, а уже в 1999-м режиссер Эдуард Ливнев поставил его в московском театре имени Рубена Симонова. Спектакль-памфлет 15 лет не сходил со столичной сцены — вплоть до самого закрытия театра в январе 2015 года. Тогда все тот же Ливнев, за это время снявший несколько серий ситкомов «Моя прекрасная няня» и «Большие девочки», перенес роман Полякова на сцену Хабаровска. Премьера социально-политической комедии состоялась в минувшем марте, а теперь с нашумевшей историей познакомились и благовещенские театралы. 

Действие «Козленка в молоке» разворачивается в годы перестройки, когда советская система координат еще не отжила свое, но уже то и дело дает сбои, «когда слов уже много, а пива еще мало». Творческая элита, утратившая монолитность, по-прежнему носится со священной коровой соцреализма, но в то же время сажает в гинекологическое кресло Настасью Филипповну, воспевает православную Русь и засматривается на западные ценности. Все мечтают об Америке, но и пайком от Союза писателей тоже никто не брезгует. В то же время не стоит забывать, что «Козленок» — все-таки постсоветский продукт, а потому его сюжет развивается не без привкуса девяностых, научивших вчерашних граждан СССР законам шоу-бизнеса.

Стать фактически первым пиарщиком в эпоху гласности и дефицита выпадает главному герою поэту Духову (Виктор Асецкий), поспорившему, что он превратит обычного работягу Витька в знаменитого писателя. Пускаясь в авантюру, поэт облачает паренька из Мытищ в экстравагантные обноски, учит его десятку умных слов, заставляет «искать культурный код эпохи» в кубике Рубика и объявляет автором якобы уникальной сверхпрозы «В чашу». Духову явно тяжелее, чем его предшественникам Пигмалиону или профессору Преображенскому: ему приходится быть особо предусмотрительным, чтобы угодить всем — патриотам, либералам, критикам и, конечно, сотрудникам органов. В чем-то он уподобляется Чичикову, подбирая нужные слова для каждого по-своему комичного персонажа: консервативного писателя Горынина (Владимир Паршев), антисемита Медноструева (Евгений Монолатий), чекиста-заики (Сергей Юрков), сластолюбивой старой поэтессы (Людмила Романенко) или манерного литературного критика (Дмитрий Кишко).

Духов действует последовательно, рассчитывая каждый шаг своей кампании, но именно эта обстоятельность выдает в нем творческий азарт. Герой в исполнении Асецкого поглощен затеей с метаморфозами Витька, как автор собственным произведением, исходная «пустота» подопечного едва ли смущает его, скорее наоборот: книга ведь тоже начинается с чистого листа. Захвачен процессом и сам Витек (Сергей Краснов). Мечтающий о Диснейлэнде простачок воспринимает все происходящее как игру, и не его вина, что постепенно из пешки он превращается в короля и выходит из-под контроля своего создателя.

К счастью, Ливневу в своем спектакле удается избежать нарочитости и излишней пародийности. Нет в «Козленке» и сериальной клюквы, разве что водевильные декорации смотрятся порой слишком легкомысленно. В целом же перед нами довольно бережное обращение с первоисточником, помноженное на желание связать проверенную временем историю с сегодняшним днем. Это рассказ о том, как даже из первого встречного можно сделать звезду, соорудить сенсацию на пустом месте, заставить говорить всех о том, чего толком не знает никто. Да, времена «американской мечты» на российский лад остались в прошлом, и в наши дни подобный пиар едва ли возможен, но сегодня все мы пожинаем его плоды, по привычке считаясь с теми, кого когда-то назначили гениями. Абсурд ситуации передает финальная сцена, в которой Витек в костюме и галстуке предстает кандидатом в президенты, а вчерашние писатели и критики — его доверенными лицами в однотипных белых плащах. Это значит, что игра вышла на другой уровень, но вовсе не закончилась.

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью