Как в этом сезоне обстоят дела у амурских дорожников, есть ли надежные рецепты строительства и содержания дорог — об этом в интервью рассказал директор ООО «Амурдорстрой» Гарегин Петросян. Отправляясь на встречу, мы традиционно настроились на разговор о финансовых проблемах, однако у Гарегина Амбарцумовича оказался свой взгляд на то, как нам обустроить дороги.

«Амурдорстрой» работает фактически на основных магистралях Благовещенска, на реконструкции дороги Благовещенск — Гомелевка и других объектах области.

— Как добиться того, чтобы предприятие работало стабильно?

— Я придерживаюсь простого правила: грамотно планируй свои возможности. Не бери то, что тебе не нужно. Зачем хвататься за все подряд? Чтобы показать, какой ты богатый. А потом что? Набрал объектов, не рассчитав силы, и пошло: невыплаченные вовремя зарплаты, конфликт с кредиторами… Не надо жадничать. Пусть это всего две копейки, но они гарантированно твои. Поэтому у нашего предприятия работа есть всегда, и при достаточно солидных объемах мы обходимся без кредитных средств.

— То есть вы просто хорошо считаете?

— Обязательно. Если работаешь системно, трезво рассчитываешь и оцениваешь свои ресурсы, проблем быть не должно. Могут быть только временные трудности. Существует такое понятие, каждый хозяйственник его знает, — себестоимость, вот от нее и танцуй. Мы работаем в радиусе 150 километров от Благовещенска — кроме города, это Благовещенский район, Тамбовский, Константиновский, Белогорск, Екатеринославка. Сколько это в цифрах-километрах, мне не важно. Важно, что это та рентабельность, которую мы можем реально освоить. Это главная составляющая, от которой мы отталкиваемся, когда формируем портфель заказов.

250

человек трудится в «Амурдорстрое» и смежных организациях

— Если все так просто, почему у нас дороги плохие?

— Я бы не стал так категорично утверждать — и хорошие дороги у нас есть. Вопрос в том, что мы работаем в соответствии с теми проектными решениями, которые приняты заказчиком, но на сегодняшний день в этих проектах недостаточно активно учитываются инновационные технологии. Считается, что это дорогое удовольствие. Но опять‑таки дело даже не столько в этом. Дороги приходят в плачевное состояние совсем по другим причинам.

— По каким?

— Не соблюдаются межремонтные сроки, не выполняются в полной мере работы по их содержанию. Согласно нормативам, на сегодняшний день на 1 км дороги должно выделяться около 500 тысяч рублей в год. Эти нормативы не с потолка взяты, они разработаны специальными институтами, потому что содержание дороги — это целый комплекс обязательных мероприятий. На эти цели в нашей области сегодня выделяется всего 100 тысяч рублей на 1 км дороги в год — в пять раз меньше. Кроме того, согласно тем же нормативам, дорога должна ремонтироваться как минимум каждые 8 лет. На практике десятилетиями ничего не делается. Конечно, есть и объективные причины — нехватка денег в бюджете области. Однако и эту ситуацию, я думаю, можно исправить.

Сегодня бюджет регионального дорожного фонда составляет порядка 800 миллионов рублей. Сколько реально вкладывается в дороги? Половина. Остальное идет на уплату налога на имущество. Получается парадокс: вместо того чтобы направлять все деньги, собранные в виде акцизов на ремонт дорог, мы часть этих средств возвращаем обратно в виде налога на имущество за те же дороги. Но в этом случае они уже «растворяются» в бюджете и могут расходоваться на что угодно.

Гарегин Петросян: «Рентабельность — главная составляющая, от которой мы отталкиваемся, когда формируем портфель заказов».

— Какой выход видите?

— Чтобы исправить ситуацию, особых усилий не нужно — всего лишь принять на региональном законодательном уровне решение об обнулении этого налога, как это сделали в других регионах. Мы пытаемся внедрять технологии удешевления ремонта, чтобы снизить нагрузку на бюджет. Я эту идею с марта пробиваю, на сегодняшний день у руководства области и «Амурупрадора» мы нашли понимание! Надежды не теряем: в конце августа будем приступать к ремонту с использованием нового оборудования — хотим апробировать на дороге Раздольное — Тамбовка. Ее строили еще к приезду Ельцина в 1994 году, с тех пор ни разу толком не ремонтировали. В этом году мы сделаем замену основания, на следующий год — стабилизацию.