Артист, «которому сильно за тридцать и даже за сорок», как он сам признался, приехал на «Амурскую осень» в сопровождении двух своих музыкальных «подружек» — гитар. «Вообще, их у меня двадцать штук, но лучше была бы одна гитара и музыкальное образование за плечами. Но, увы, в Одесской музыкальной школе сказали, что у меня полное отсутствие слуха», — разоткровенничался со сцены Юрий Стоянов. Он исполнял свои песни, показывал отрывки из фильмов со своим участием, делился забавными историями из жизни, не забывая о том важном периоде, который прожил вместе с Ильей Олейниковым в «Городке». 

— Когда я приехал поступать, мой рост был 183 сантиметра, а сейчас 181. Куда делись два сантиметра? Их забрала жизнь! — шутил юморист, имеющий, кстати, значок мастера спорта СССР по фехтованию, который получил в 17 лет. С этой наградой, гитарой и мечтами он приехал в Москву из Одессы. 

9

долларов 50 центов — столько стоила первая гитара Юрия Стоянова. Купил он ее за 9 рублей 50 копеек

Первая гитара у Юрия Стоянова появилась в 1970 году. Он увидел ее в гостинице «Интурист» в магазине «Каштан», который торговал за доллары. Купить ее было почти нереально, она стоила 9 долларов 50 центов. В пересчете на рубли это было ровно  9 руб. 50 копеек, но за доллар в кармане можно было получить лет десять тюрьмы.    

— Продавщицы видели, как какой-то семиклассник ходит мимо, присматривается, мнется. В один прекрасный день они повернули гитару ко мне, взяли ножницы и стали долго-долго царапать по ней. Делали это довольно жестко. А потом сказали: «Вот теперь мы ее развалютили!», и продали мне. Я до сих пор помню их лица, — рассказал о своем первом приобретении артист.     

Курс, на котором учился Юрий Николаевич, был уникальный. Виктор Сухоруков, который «уже поступал лысым», Татьяна Догилева, «продававшая» на конкурсе этюдов горячие пирожки, и Филипп Смоктуновский, ненавидевший профессию артиста и мечтавший вместо ГИТИСа пойти служить в армию.   

— Помню, как поступал сын Иннокентия Смоктуновского  Филипп. Сначала заходил папа, потом сын: «Филиппок, заходи, они ждут». И Филиппок заходит и говорит в лицо членам комиссии: «Я ненавижу вашу профессию! Я очень хочу уйти в армию!». А потом другие двери, и все заново. Таким образом мы дошли до третьего тура, — вспоминает Стоянов.   

Когда будущим артистам сказали, что одним из экзаменов будут этюды, юный Юрий спасовал: «Я не умею придуриваться, изображать кошечек и собачек. Ну что ж, папа врач-гинеколог, значит, тоже буду работать в органах». Ему предстояло показать остановку и людей в ожидании автобуса, которого давно нет. И тут парня выручило крепкое русское словцо. Когда к нему напористо приставал якобы заикающийся прохожий: «А я в ГИТИС еду поступать!», он довольно громко ответил: «Какой же «чудак» в ГИТИС зимой поступает?!» Возникла пауза, а потом началась истерика у членов комиссии. И Стоянов поступил. 

В первый раз артист вышел на сцену в Омске в 1978 году. Здесь они были на гастролях с театром имени Товстоногова со спектаклем «Тихий Дон». Казаки  изображали езду в поезде, который выезжал на мост через реку. Один актер — Толя — с громким и низким голосом снимал шапку и кричал фразу: «До-о-он! Батюшка До-он!» И все казаки повторяли: «Дон!» Юрию Стоянову следовало было выйти на сцену вместо одного из заболевших артистов второго плана. 

— Я тогда подумал: «Что же это получается? Я сейчас постою на сцене и уйду? И ради этого меня учили великие педагоги?! Тогда я еще не знал теста Бенни Хилла, когда артистам предлагают высоко натянуть штаны и проверяют, кто из них комедийный. Но почему-то штаны я натянул именно так. Еще сделал бакенбардики и надел маленькие круглые очки, как у Берии. И вот мы стоим на сцене, «едем» в поезде. И перед моментом, когда Толя должен был закричать «Дон!», я поворачиваюсь к нему и спрашиваю: «Простите, вы не скажете, как эта река называется?» 

Смазливенький, хорошенький я был никому не нужен. Моя служба в театре закончилась на роли: «Входит Обноскин с гитарой».

После этого выхода Стоянов мог и закончить свою карьеру. Его тогда вызвал к себе Товстоногов и сказал, что если Юрию когда-нибудь в жизни удастся высечь из зрителей то количество смеха, которое удалось высечь тогда на сцене, то можно считать, что он как комедийный актер состоится. И как в воду глядел! 

За годы работы в БДТ — с 1978 по 1995-й — Стоянов вместе с другими артистами участвовал в шефских концертах, которые они давали на разных предприятиях. Разумеется, в почете были кондитерская фабрика и мясокомбинат, где можно было разжиться в дефицитные годы. О том времени Юрий Николаевич даже сложил песню:   

«Тяжела и неказиста

Пелась песня натощак.

Дали вырезку артисту

За романс о двух плащах».   

А вот на фабрику индивидуального пошива артисты ездить не любили. Потому что их там заставляли приобретать мужские костюмы по заниженной цене. А одежда была отвратительного качества. 

«Все самое лучшее в моей жизни связано с Ильей Олейниковым» 

Слава к Стоянову пришла уже под сорок — после знакомства с Ильей Олейниковым, будущим партнером по «Городку». Они родились в один день с разницей в десять лет. 

— Смазливенький, хорошенький, с гитарой я был никому не нужен. Моя служба в театре закончилась на роли: «Входит Обноскин с гитарой». Профессия становится профессией, когда она тебя кормит. И я ушел на телевидение. С Ильей мы проработали вместе больше двадцати лет. Все самое лучшее в моей жизни связано с этим человеком. 

Популярность Юрия Стоянова и Ильи Олейникова началась необычно. В середине 90-х годов звукорежиссер «Городка» Саша купил новый многоскоростной магнитофон. Хвастался, что сможет уместить много записей на одной кассете. Всю ночь записывал на нем музыкальную отбивку «Городка», разбавляя работу алкоголем. И в день концерта в каком-то городе, когда собрался многотысячный стадион, включили звук —  раздалась замедленная фраза: «Я куупил хреноовый маагнитофоон». И так на разных скоростях. Причем в оригинале слово было совсем не «хреновый», а еще похуже.  

— Илья для меня — живой человек, поэтому я стараюсь всегда рассказывать о нем весело. Как-то в 90-е годы у нас был тур по Дальнему Востоку: Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский. Илюша переживал, часто звонил нашему администратору: «Ну как, билеты продаются?» «Продаются. Но не покупаются». 

ДОСЬЕ АП

Юрий Николаевич Стоянов родился 10 июля 1957 года в селе Бородино Одесской области в  семье врача-гинеколога и педагога.

 С 1993 по 2012 год совместно с Ильей Олейниковым вел программу «Городок».

В 2013—2014 годах вел программу «Большая семья» на канале «Россия-К». Сейчас ведет «Живой звук» на канале «Россия-1». В 2001 году получил звание народного артиста Российской Федерации. 

Женат трижды. В первом браке родились сыновья Николай и Алексей, тележурналисты, сейчас им 37 и 35 лет. В третьем браке, 12 лет назад, — дочь Екатерина. Также у актера есть две падчерицы — 26-летняя Ксения и 19-летняя Анастасия. 

Возрастная категория материалов: 18+