Экранизация жизни и необычайных приключений бостонского гангстера Джеймса «Уайти» Булджера — очередной голливудский долгострой, из которого Депп успел уйти, а потом в него же вернуться. Некогда этой историей интересовались парни из Бостона, которых зовут Аффлек и Деймон, главную роль в течение долгого времени прочили Гаю Пирсу, а в режиссерском кресле успел посидеть, ничего особенного не проделав, Барри Левинсон. Для сменившего его Купера «Месса» стала только третьим фильмом — при том что первый, «Сумасшедшее сердце», получил два «Оскара», а второй, «Из пекла», стал своеобразной тренировкой в гангстерском жанре — с потрясающей актерской работой Кейси Аффлека, Кристиана Бэйла и Вуди Харрельсона. В создание ленты вложилась компания Warner, так что бюджета (превысившего 50 миллионов долларов) хватило, чтобы одним Деппом не ограничиваться — в «Мессе» заняты Кевин Бейкон, Бенедикт Камбербетч, Кори Столл, а, к примеру, сценами с Сиенной Миллер при монтаже и вовсе решили пожертвовать.
Героиню Миллер вырезали, решив уделить больше внимания не Булджеру — влиятельному гангстеру, а его становлению. Во многом это было необходимо: именно Уайти стал прототипом Фрэнка Костелло в знаменитой ленте Мартина Скорсезе «Отступники», где пик «карьеры» преступного лидера подробно описан. У Джека Николсона и Джонни Деппа получились совершенно разные герои. В «Черной мессе» Булджер наделен совсем другими качествами, хотя и преследует примерно те же цели. В фильме Купера сотрудники ФБР, пошедшие на сделку с преступником, чтобы получать от него данные на других преступников, сами быстро оказываются по ту сторону закона. Здесь вообще отсутствуют положительные персонажи до тех пор, пока не приходит Кори Столл в образе прокурора и не разгоняет всю гоп-компанию. Карьерные амбиции губят всех без исключения, причем многих — в прямом смысле слова. Даже младший брат Булджера, видный политик штата Массачусетс, сколько ни старается держаться в стороне от происходящего, оказывается под его роковым влиянием, иначе просто нельзя.
Загримированный до полуузнаваемости Депп изо всех сил пытается балансировать на грани между человеком и зверем. Ему помогают сценаристы, тасуя сцены хладнокровного и даже патологического насилия с семейными посиделками за картами и личными трагедиями. Булджер держит марку классического гангстера, что обычно также импонирует зрителю — никаких дворцов, наркотических вечеринок и личных самолетов. Немолодой уже мужчина продолжает проводить дни и ночи в плохо освещенных питейных заведениях, лично исполняет убийства по собственному заказу и водит за нос ФБР, пока бюро не начинает делать это самостоятельно. В результате аудитории, которой не очень видно классическое обаяние Деппа в жутком облике (и с глазами Рэя Лиотты), так до конца и не удается избавиться от сочувствия к убийце, наркоторговцу и бандиту. То же самое, вперемешку со страхом, испытывают и герои картины. Купер не скрывает, что одной из сюжетных линий фильма являются мальчишки, которые остаются таковыми, даже когда их игры приобретают кровавый привкус.
Булджер — чудовище, но помещенное в соответствующую среду. Здесь горожане, дети которых повально употребляют наркотики, аплодируют сенатору, родственник которого их распространяет — речь политика посвящена неотвратимому искоренению преступности. Здесь слуги закона с легкостью идут на подлог, затем с такой же легкостью спасают себя доносами на лучших друзей. Здесь гангстеры, прикрываясь свойственными им понятиями, убивают своих за пару нетрезвых фраз, а от чужих избавляются любыми доступными методами. И вообще в этом городе редко бывает солнце, а местное население привыкло получать помощь от разного рода убийц, проявляющих сентиментальность по поводу знакомых лиц из детства. Война, которой нет конца, пожирает и ирландцев, и итальянцев, и всех подряд — и здесь Купер верен традициям Копполы и Скорсезе, проявляя минимум эмоций по самым ужасным случаям. Этому способствует и реальная история в основе сценария: все плохое, что может произойти, непременно случится.
«Черная месса» получила свое не самое логичное название от книги, по которой поставлена. Дело не в сатанинских ритуалах, а в совмещении несовместимого, имеющем место в окружающем мире. Купер завлекает взрослого зрителя изо всех сил, раздавая небольшие роли актерам уровня Кевина Бейкона, открыто демонстрируя сцены жестоких убийств и погружаясь в картинку. «Из пекла», герои которого также находились в не самых приветливых декорациях промышленного города, в какой-то мере продолжилось и в «Мессе», но ее атмосфера куда убедительнее. Сценарист много внимания уделил диалогам как важнейшей составляющей настоящего гангстерского боевика: в ленте нет фонтанирующего черного юмора недавней (и похожей по замыслу) «Легенды», зато полно криминальной психологии. Главный герой изначально напоминает мертвеца, который вопреки здравому смыслу продолжает не просто находиться среди живых, но и прерывать их существование, а перед титрами окончательно избавляется от внешности. Торжествует справедливость, сама реальность которой ставится под сомнение, оттого и праздновать особенно нечего.
Возрастная категория материалов: 18+
Мне фильм понравился, хорошо передана атмосфера 70-х 80-х годов, достаточно документально и правдиво без укрошающей и идилизирующей мишуры.
Про наши 90-е бандитские, если тьмы только один фильм близкий к правде это «Жмурки»
Остальные бравада и не правда режилеты неудосужелись у свидетелей того времени спросит — а как было?
— варяг (гость)