Фото: plus.google.comФото: plus.google.com

НИКОЛАЙ СВЕЧИН

«Туркестан»: сыщик среди азиатцев

Первая книга о приключениях сыщика Алексея Лыкова за авторством Николая Инкина, использующего фамилию Свечин в качестве творческого псевдонима, вышла еще в 2005 году, а закончил ее писатель четырьмя годами раньше. Как признается сам автор, он слишком долго занимался не своим делом и со своей повестью «Завещание Аввакума» несколько запоздал — очередной пик интереса к книге в стране как раз миновал. Вероятно, поэтому Лыков не снискал популярности акунинского Эраста Фандорина, аналогии с которым просто не могут не напрашиваться при чтении. Два чиновника особых поручений живут, взрослеют и ловят разнообразных злодеев примерно в одно и то же время — на дворе конец XIX века и конец империи совсем уже не за горами. 

С тех пор количество детективных повестей и романов Свечина превысило десяток и многим читателям, начавшим с «Туркестана», предстоит долгими вечерами наверстывать упущенное. Занятие это, впрочем, представляется весьма приятным и увлекательным. Автор, даром что экономист по образованию, не просто обладает колоссальными знаниями об описываемой эпохе, но и умело оперирует фактами, помещая вымышленные сюжеты во вполне реальную действительность. В новом романе Свечина читатель найдет, в том числе, с детства знакомые сноски на полях, которые помогут ему узнавать смысл незнакомых слов, не забегая постоянно в конец книги. Тем полезнее, что таких терминов и понятий в «Туркестане» предостаточно — мало того, что ушедшая эпоха, так еще и дикая, полная опасностей и загадок Азия со своими чуждыми русскому взгляду нравами и укладами. 

«Не своим делом»  в романе занят и главный герой. И потому первую же возможность отвлечься от скучных и однообразных забот лесопромышленника и заняться милым сердцу сыском использует на всю катушку. Путешествие по Туркестану с окончательной точкой в Ташкенте становится своеобразной прелюдией к закрученной истории о череде убийств, разбираясь в которой, Лыков и его старые и новые товарищи будут вынуждены много импровизировать и почти столько же — рисковать. Читатель не успевает опомниться, как оказывается в совсем новых для себя условиях, «среди азиатцев» — в этом, конечно, главная привлекательность литературной серии Свечина. Впрочем, дотошной публике придется пробираться по сюжету медленно, хотя роман и лишен занудства и языковой сложности. Соблазн поискать в энциклопедии дополнительную информацию будет возникать на каждой странице. 

А. Дж. РИДДЛ

 «Ген Атлантиды»: Апокалипсис сегодня

Соединенные Штаты тоже славятся внезапно перековавшимися в писатели представителями куда более скучных профессий. В последнее время там литературные рекорды ставят и вовсе домохозяйки, от нечего делать сочиняющие пронзительные и глуповатые истории для подростков, но вот менеджер Риддл — это несколько другое. Как истинный библиофил, он переносит наиболее понравившееся прочитанное на страницы собственных книг. И первая часть «атлантической» трилогии мгновенно сделала писателя знаменитым. Автор умудрился собрать в ней всю конспирологическую рать, приправив повествование о смертельном вирусе террористическими угрозами, «особенными» детьми и представителями древней цивилизации, дожившими до наших дней — но не атлантами, как можно было бы подумать исходя из названия. Без нацистов, кстати, тоже не обошлось.

Если на обложке первой книги значится «В мире продано более 1 000 000 экземпляров», то «Чума Атлантиды» заявляет об удвоении успеха. Обе книги в России вышли в один год — они объединены в цикл «Цивилизация Зеро», и это название явно нацелено не только на любителей научной фантастики. Поклонникам творчества Дэна Брауна, а также любителям разного рода мистических и околонаучных теорий «атлантическая» трилогия обещает много любопытного, но и прочим читателям скучно не будет. Несложно спрогнозировать близкую экранизацию книг Риддла, скорее всего — в виде телесериала, так что и тем, кто следит за многосерийными новинками, следует подготовиться. Тем более что со времен эпических произведений Майкла Крайтона и Стивена Кинга читателя не так уж и часто радуют душераздирающими сюжетами об эпидемиях, выкашивающих род людской.

Конечно же, в апокалиптических декорациях всегда находится место надежде. Главные герои «Чумы Атлантиды», в том числе девушка-ученый Кейт Уорнер, старательно ставят палки в колеса тем, кто задумал уничтожить человечество как вид. Впрочем, само понятие Homo Sapiens и знания о нем придется кардинально пересмотреть, прежде чем спасти. Книги Риддла действительно приобрели необычайную популярность на родине, возглавив всевозможные рейтинги в области научной фантастики. И хотя научного тут гораздо меньше, чем фантазийного и даже фэнтезийного, трилогия достойна внимания и в России — особенно на фоне разного рода внутренних потрясений. Неплохо отвлекает.

ЮРИЙ БУЙДА

«Цейлон»: море грядущих времен

Лауреат «Большой книги» за роман «Вор, шпион и убийца», а также целого ряда других российских и не очень премий за разные произведения Юрий Буйда считается не только одаренным прозаиком, но и талантливым мистификатором. Приятны ли ему поминаемые в прессе титулы «Русский Борхес» и «Русский Маркес» — неизвестно, однако новый роман писателя «Цейлон» не раз заставит читателя вспомнить «Сто лет одиночества», потому что магический реализм, он тут как тут. В российско-советских реалиях эти южноамериканские приемчики приобретают особый оттенок, потому как реализма вокруг хоть отбавляй, а все магическое приходится изыскивать самостоятельно. Герои Буйды, возрождаясь в каждом последующем поколении, то тратят жизнь и силы на поиски собственного Рая, то пытаются построить его своими руками.

Проклинать ли доставшийся от судьбы дом, смириться с ним или переделать — достаточно широкий выбор для маленьких людей, становящихся, впрочем, по воле автора истинными колоссами духа. Мечта, которая дается каждому, может оказаться не только хрупкой, как о ней принято думать, но и стать орудием разрушительных сил, которые регулярно оставляют след в мировой истории, а в российской и подавно. Буйда не занимается жизнеутверждением, хотя и позволяет что-то в этом роде своим героям: «Цейлон» начинается с похорон, в ходе которых прощаются с гораздо большим, нежели одна человеческая жизнь. Но пепелища имеют свойство зарастать и вообще как-то вновь обустраиваться. Правда истина про «что посеешь, то и пожнешь» далеко не всегда применима к реальности и жать порой приходится нечто совсем уж неожиданное. Перед вами — очередной увлекательный миф, не просто так заканчивающийся словами «море грядущих времен». 

МИШЕЛЬ УЭЛЬБЕК

«Покорность»: реквием по городу Парижу

Живой французский классик Мишель Уэльбек написал, в том числе, и такие книжки, после которых (и на фоне нападения на редакцию журнала Charlie Hebdo) его пришлось взять под полицейскую охрану. «Покорность» стала еще одним постулатом так называемой исламофобии, которую с давних пор приписывают автору. Да и сам он не в силах удержаться, чтобы это при случае не подтвердить. От времени, описываемого в романе, нас отделяет всего семь лет, но во Франции 2022 года мусульманская партия побеждает на выборах, президентом становится человек по имени Мохаммед, и в общем и целом мы теряем Францию, которую знали. Читатель смотрит на происходящее глазами героя по имени Франсуа (чуть более чем символично), который, собственно, и демонстрирует покорность, с которой европейская страна поддается кардинальным изменениям. 

Уэльбек стал самым успешным писателем на родине, в том числе и благодаря чувству юмора, хотя ирония его местами горчит слишком сильно, чтобы не мешать смеяться. Все эти решения проблем безработицы посредством насильного превращения женщин в домохозяек, эти французы, восторженно принимающие введение многоженства и прочие гиперболы почему-то не выглядят преувеличениями в чистом виде. Франция по Уэльбеку — не поверженный в битве воин, но поддавшаяся уговорам женщина, которой история не оставляет шансов на то, чтобы все переиграть. Писатель в силу ряда трагических совпадений, а также в силу своей достаточно непримиримой позиции стал неотделим от событий, потрясших и продолжающих потрясать страну в 2015 году. Тем не менее сам он просит тех, кто требует от автора извинений и покаяний, не забывать, что роман — это в первую очередь развлечение. И Уэльбек умеет развлечь.

Возрастная категория материалов: 18+