Дмитрий Быков

«Заразные годы»: эпистолярный жанр

Литературный критик, писатель и публицист Дмитрий Быков свои «письма счастья» придумал давно — еще в тот период, когда выступал в качестве колумниста в «Огоньке». Воды с тех пор утекло предостаточно, а вот формат не утратил своей притягательности.

Поэтому идея издать примеры поэтической колонки отдельной книгой напрашивалась сама собой. Годы, конечно, для здоровья не опасны — игра слов, ставшая названием, вообще свойственна остроумному автору. Для тех, кто не следил за творчеством Быкова на страницах периодики, прогуляться по современной российской истории вместе с ним будет особенно интересно. Казалось бы, все это происходило прямо на наших глазах, а поди ж ты — как будто с кем-то другим.

В прошлом году Быкова отметили «Большой книгой» за роман «Июнь». А вообще за его авторством книги выходят довольно часто, хотя бы в силу того, что писатель не только создает, но и исследует. В этом отношении «Заразные годы» уникальны: это одновременно взгляд стороннего наблюдателя, поэзия, публицистика, да еще и мнение, с которым согласится далеко не каждый. Но листать подшивки нам некогда, а поспорить хочется — и для этих целей книга подходит самым наилучшим образом. Кстати, сам себя Быков тоже прокомментировал, чтобы мы не вспоминали пословиц про соломинки и бревна.

Дейв Каллен

«Колумбайн»: понять немыслимое

Трагедия в американской школе «Колумбайн» произошла 20 лет тому назад. Вооруженное нападение Эрика Харриса и Дилана Клиболда на однокашников и преподавателей не раз становилось предметом для документального и художественного осмысления.

Тем не менее приходящие из разных уголков мира новости заставляют общество раз за разом возвращаться к вопросу, почему вообще возможны такие происшествия и что можно предпринять для их предупреждения. Доступность оружия, вопросы безопасности и, наконец, причины, по которым обычные люди превращаются в жестоких убийц невинных людей — все это требует самого глубокого анализа. Дейв Каллен в книге, посвященной событиям 13 апреля 1999 года, постарался упорядочить данные, а за комментариями обратился к очевидцам и экспертам.

Как результат — премии Edgar Allan Poe Awards, The Goodreads Choice Awards, а также выбор сети книжных магазинов Barnes and Noble. Помимо этого книга вышла в финал премии газеты Los Angeles Times и попала в шорт-лист десятка других известных наград, включая премию литературного приложения газеты New York Times Book Review. Автор книги, известный журналист, посвятил изучению случившегося в школе десять лет, и критики по достоинству оценили проделанную им работу. Помимо детального восстановления событий, читатель найдет в книге особенные страницы, в том числе и специальное приложений для работников учебных заведений. Не исключено, что это поможет предотвратить подобные трагедии в будущем: признаки надвигающейся трагедии нужно уметь распознавать.

Сергей Николаевич

«Театральные люди»: особенная стать

Театральный критик и журналист Сергей Николаевич тоже решил собрать под одной обложкой плоды своих трудов разного времени. Впрочем, для автора 11 литературных сборников это не впервой.

С 1982 по 1990 год публицист возглавлял журнал «Советский театр», работал в журналах «Огонёк», «Домовой», ELLE. С 2011 года занимает пост главного редактора журнала «СНОБ», ведет программу «Культурный обмен» на ОТР — в общем, свое дело знает. В «Театральных людях» собраны самые удачные статьи Николаевича об актерах, режиссерах, художниках и много-много кого еще, чья жизнь неразрывно связана с театром. В глазах автора эти подмостки — отнюдь не просто призвание, а настоящая страсть, с которой далеко не каждому, кого взяла под крыло Мельпомена, удается совладать.

В одном переплете статьи Николаевича воспринимаются как увлекательный и, самое главное, вполне цельный роман о тех, кто находится по обе стороны кулис. Несмотря на то что свои рассказы о театральном искусстве автор вел в разные годы, герои его книги чаще всего не так зависят от эпохи, как от избранной стези. «Театральные люди» — это выставка портретов, написанных в разных жанрах. Возможно, кому-то будет не хватать реалистичности, но назвать творение писателя схематичным тоже язык не поворачивается. Не стоит забывать и об опыте критика и культуртрегера — Николаевич отлично знает, как увлечь за собой читателя первой же фразой, чтобы не отпускать до последней страницы.    

Бернар Вербер

«Последний секрет»: законы робототехники

Самый читаемый писатель в родной Франции, Бернар Вербер и за ее пределами не теряет хватки — его романы переведены на десятки языков. На память, конечно, приходят «Империя ангелов» и «Муравьи», но написанный еще в начале 2000-х «Последний секрет», как часть «бесконечной вселенной», тоже заслуживает внимания.

Роман переиздали в России в мягком переплете, чтобы в очередной раз привлечь внимание читателей к творческому пути именитого автора, который в свое время потратил 12 лет на написание одной книги, но после этого обрел более уверенную сноровку. «Секрет», кстати, входит в состав трилогии (Вербер обожает трилогии) «Отцы наших отцов», которая считается одним из самых важных философских высказываний автора.

В основе сюжета романа — шахматный поединок между человеком и искусственным разумом, из которого победителем выходит человек, после чего скоропостижно умирает. Далеко не всем эта смерть кажется естественным, а расследование, которое затевает журналистка, приводит ее к совершенно неожиданным выводам. На фоне необычной истории Вербер задается вопросами поиска смысла существования и мотивации, так что ценность «Секрета», как это всегда и бывает у этого автора, не укладывается только в художественные рамки. Француз, конечно, не отказывает себе в удовольствии обескуражить читателя концовкой, но и порассуждать о вечном отнюдь не дурак.