Фанат неба

«Когда я думаю об Олеге, то сразу вспоминаю его улыбку. Он был настолько позитивным  и веселым, что сразу становился душой компании,— начинает разговор о Пешкове жена его друга-офицера Светлана Шумова. —  В нашей компании он всегда шутил, пел и играл на гитаре. Они с другом Юрой пели не только военные песни, но и романсы». Женщина показывает фотографии почти двадцатилетней давности, на них молодые летчики в лесу за импровизированным столом отмечают очередные звания или празднуют новоселье.

Авиационный полк в Возжаевке пополнять молодые кадры начали в 1993 году. Двадцатитрехлетнего молодого офицера Олега Пешкова после окончания Харьковского летного училища направили служить в Киргизию, где он покорял небо на истребителе Миг-21. После расформирования части его и еще нескольких сослуживцев перевели в Возжаевский авиационный полк. Здесь ребятам пришлось учиться управлять новым типом самолета — бомбардировщиком Су-24. После обучения лейтенантам дали отпуск — через месяц в военный городок парни вернулись уже с женами.  

—  Меня муж привез сюда 21 января 1994 года,— вспоминает Светлана.— Я запомнила этот день, потому что на улице был мороз -51градус. Для меня это было шоком. Чуть позже мы встречали Олега с его молодой женой — Гелене исполнилось только 18. Нас всех поселили в общежитии. К весне нам дали квартиру, им — чуть позже. Мы помогали Олегу  перевозить вещи, некоторые у нас хранились, пока они в отпуск ездили.

Будни и выходные военные летчики проводили на службе, поэтому даже встретить жену из роддома было большой проблемой. О том, что у него родилась дочь, летчик узнал от своих друзей. Быть рядом с женой не мог —  был в небе на задании. Однако в редкие минуты отдыха весь летный состав авиационного полка собирался вместе: день авиации традиционно отмечали на природе, а Новый год  в кафе. 

Всю жизнь Олег мечтал стать военным и целенаправленно шел к этому: сначала окончил Екатеринбургское суворовское училище, потом с красным дипломом Харьковское авиационное. По мнению его сослуживцев и друзей, он был настоящим фанатом неба.

— Понимаете, все офицеры тех годов были влюблены в небо, — поделилась  женщина.— Оно было всегда на первом месте, а семья на втором. Без полетов у них начиналась депрессия, ну а после взлета и посадки и настроение хорошее, и жизнь удалась. Олег был именно таким — человеком, который безумно и безоговорочно любил небо.

Фото: Андрей Ильинский

Три Деда Мороза и четыре Снегурочки

Валентина Бухарцева более тридцати лет живет в военном городке авиаполка. Ее квартира расположена на одной лестничной площадке с квартирой, где двадцать лет назад поселился Олег Пешков с молодой женой. К Валентине Федоровне летный офицер относился как к матери — всегда внимательный, вежливый и добрый.

— Мы отлично ладили с семьей Олега, он был мне не посторонний человек,— вспоминает Бухарцева. — Он всегда поздравлял меня со всеми праздниками. Однажды, помню, 31 декабря пришла поздно со смены — тогда работала в столовой на раздаче. Накрыла на стол и заснула. Слышу стук в дверь, время полдвенадцатого. Открываю, а на породе стоят три Деда Мороза и четыре Снегурочки. Это Олег с друзьями переоделись и пришли меня поздравлять. Да и с женой они настолько дружно жили, что, казалось, их сам Боженька вместе свел …

25 ноября приказом Президента России Владимира Путина Олегу Пешкову посмертно присвоено звание Героя России. У погибшего летчика остались жена, дочь и сын. 1 декабря пилота доставили самолетом в Липецк, а вчера его похоронили на центральной аллее городского кладбища.

Женщина призналась, что с семьей Пешковых она давно потеряла связь, но через друзей и знакомых всегда была в курсе жизни летчика: знала, что он переехал в Липецк, знала, что в семье родился сын…  До сих пор Валентина Бухарцева не может поверить в смерть офицера. «Знаете, Олег любил компании, друзей, но больше всего он любил небо. Он был создан для него, — говорит она. — Оно и забрало его».  

«В моем альбоме сохранилось несколько фотографий с выезда на природу — тогда ребята отмечали новые звания», — рассказывает Светлана Шумова. Фото: А. Ильинский

Его смерть — большая потеря

В полуразрушенном военном городке Возжаевки до сих пор живет командир эскадрильи, где довелось служить Олегу Пешкову. Сергей Ветров уже на заслуженной пенсии, в авиационный полк попал в 1992 году. После окончания Черниговского авиационного училища служил в Приморье, а потом получил повышение и переехал в Амурскую область. В сентябре 1993-го летный состав пополнился молодыми офицерами. Среди новеньких выделился один — пилот, влюбленный в бездонную синь над головой. Это был Олег Пешков.

— У меня в подчинении было 12 экипажей, но каждого из летчиков или штурманов я могу охарактеризовать,— поделился воспоминаниями Сергей Ветров. — Олег был очень грамотным пилотом и человеком, имел отличную подготовку. Ведь он закончил суворовское училище, а таких людей видно сразу — по выправке, по характеру, по способностям. Была в нем и одна черта, выделяющая его среди других, — большая тяга летать. Помню, когда уменьшилось количество полетов, не хватало ресурсов, самолетов, топлива, он всегда просил меня пустить его в небо.

За год летчик должен был налетать на фронтовых бомбардировщиках 40 часов, летный путь проходил над территорией Амурской области, Хабаровского и Приморского краев. Каждый полет длится около 30 минут, задания полетов до сих пор засекречены.

Научившись управлять Су-24, Олег Пешков до конца жизни будет летать только на этих бомбардировщиках. По словам Сергея Гасановича, этот типа самолета не самый сложный в пилотировании, однако успех при взлете и посадке на высокой скорости зависит от мастерства летчика.

— Максимальная скорость взлета с полной боевой загрузкой около 400 км в час,— поясняет опытный пилот. — При посадке она составляет около 330 км. Тяжело на такой скорости сажать самолет — большего внимания требуют приборы.

В конце девяностых летную эскадрилью сократили, а Пешкову предложили повышение в авиаполк села Варфоломеевка Приморского края. Он перевелся и стал командиром звена — в его подчинении находилось три летных экипажа. Сергей Ветров следил за летной карьерой молодого офицера: в последние годы Пешков работал в Липецком авиационном центре ВВС России начальником огневой и тактической подготовки. Сослуживцы виделись в 2003-м,  когда амурчанин приезжал навестить друга в Приморье. «Все летчики — это одна большая семья: вместе радуются удачам, решают проблемы, поддерживают друг друга, — вздыхает военный пенсионер. — Смерть Олега для нас большая потеря. До сих пор не верится, что его больше нет. Он был настоящим офицером, для которого честь была превыше всего».

Жители Возжаевки считают, что самое лучшее место для установки памятной мемориальной доски — дом, где в 90‑х годах жила семья Пешковых. Фото: А. Ильинский

В память о летчике установят мемориальные доски

Власти Белогорского района планируют установить две памятные доски в память о погибшем Олеге Пешкове. Летчик шесть лет прослужил на авиабазе Возжаевки. Одна будет находиться на мемориальном комплексе вдоль трассы Чита — Хабаровск, другая — в гарнизоне на доме, где жила семья Пешковых. Также на территории аэродрома рядом с храмом в честь иконы Пресвятой Богородицы «Благодатное небо» будет установлен бюст Героя России. 

Возрастная категория материалов: 18+