Фото: Андрей Оглезнев (Архив АП)Фото: Андрей Оглезнев (Архив АП)

БИТВА С ВИРУСАМИ

— Наталья Георгиевна, вопрос, который волнует всех родителей: почему дети, как только попадают в детский сад, начинают болеть?

— Доля правды в этом есть. Особенность детского иммунитета состоит в том, что он «созревает», когда ребенок заболевает респираторными инфекциями.

— То есть легкие простуды — это неплохо?

— Детского иммунитета не хватает на встречу с каждым новым для него агентом, а ими могут быть и микроорганизмы, и аллергены, и факторы внешней среды. Соответственно, ребенок, контактируя с агентами, стимулирует защитные механизмы своей иммунной системы. То есть, встречаясь и реагируя каждый раз на новые агенты, иммунная система учится их все лучше и лучше распознавать и, в конце концов, перестает на них реагировать. Именно поэтому взрослые люди меньше болеют: их иммунная система, несколько раз повстречавшись с вирусом, например, того же гриппа, в очередной раз на него уже не отреагирует таким состоянием, как болезнь. Выражаясь научным языком — в организме образуются антитела к этой инфекции. На этом механизме построена и вакцинация против большинства инфекций. Соответственно, сами респираторные заболевания — ОРЗ или ОРВИ — это, в общем-то, выработка иммунитета против инфекций, которые их вызвали.

— И детям нужно много раз переболеть одним и тем же вирусом, чтобы выработать иммунитет к нему?

— Вирусов  огромное количество, их описано больше 200, но протекают они, в общем-то, одинаково: ринит, заложенность носа, кашель, боли в горле и так далее. Поэтому родителям и кажется, что дети болеют часто и «одинаково», а на самом деле болезнь вызвана уже другим агентом — вирусом или бактериями. В дальнейшем для его организма эти инфекции, действительно, становятся чем-то похожи. И, соответственно, он уже меньше реагирует на вирусы, которые постоянно циркулируют среди нас. Как результат — дети начинают меньше болеть.

От проникновения вируса в период эпидемии гриппа детей спасет оксолиновая мазь. К тому же сейчас есть современные барьерные препараты, которые не дают вирусам и бактериям проникнуть в организм через слизистую носа, — назаваль и превалин кидс.  

ЗАКАЛКА НЕ ПОМЕШАЕТ

— Часто воспитатели говорят родителям: «Не волнуйтесь, это даже хорошо, что ваш ребенок в саду болеет — значит, в школе болеть не будет». Выходит, они правы?

— Скорее всего, так и будет. Ребенок переболеет раньше и в школу пойдет с уже «закаленным» иммунитетом. А те, кто до школы находился дома, в начальных классах, действительно, могут начать болеть. То есть школа для них станет своеобразным «детским садом» в смысле становления иммунитета. Правда, заболевания будут протекать легче, так как у школьника все же  более созревшая иммунная система.

— А есть какие-то другие варианты укрепить иммунитет ребенка? Или лучше всего — если он укрепляется естественным путем, когда ребенок заболевает и выздоравливает?

— Всегда существовал такой метод, как закаливание. Я противник фанатизма в этом деле, например, не одобряю ныряние в прорубь, обливание ледяной водой. Но считается, что закаливание повышает резистентность организма.

— За счет чего?

— Иммунная система — достаточно сложный механизм, но она может адаптироваться к каким- то условиям. Считается, что переохлаждение — это фактор, который может способствовать активизации инфекции. Соответственно, если мы будем устойчивы к переохлаждению, то на нас этот фактор влиять не будет.

— То есть, даже если будет реально холодно, закаленный ребенок не замерзнет и активизации инфекции не произойдет?

— Да, средовые факторы для закаленного ребенка уже не будут повреждающими. Но, помимо обливания водой, есть более гуманные методы — например, посещение бассейна. Там тоже достаточно прохладная вода, а само плавание укрепляет дыхательную систему, гармонично развивает тело. В принципе любые занятия спортом и даже обливание не ледяной, а просто прохладной водой в какой-то степени укрепят иммунную систему.

— Кашель при респираторных заболеваниях нужно лечить?

— При ОРВИ или ОРЗ кашель, как правило, начинается из-за того, что ребенок пытается откашливать слизь, которая стекает по стенкам носоглотки. У него еще нет механизма заглатывания мокроты, слизь раздражает рецепторы —  и он кашляет. Если это легкое покашливание без каких-либо приступов и оно уменьшается в течение недели вместе с другими симптомами болезни, то лечить его не нужно. Если же кашель носит спастический, приступообразный характер, если он проявляется в какой-то конкретный период  — например, когда ребенок спит, или если кашель не продуктивный — то есть ребенок кашляет уже, предположим, пять дней и у него нет влажного оттенка, не слышно,  тогда нужно обратиться к специалисту именно с этой проблемой.

СЕМЬ ДНЕЙ НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ

— По международным нормам считается, что ребенок до 5 лет может болеть часто — 8—10 раз в год. Хотя раньше мы говорили, что часто болеющие дети — это те, кто болеет больше 5—6 раз в год. Но здесь даже не цифры главное. Основное правило: эти респираторные заболевания должны протекать легко. Как мы в обиходе говорим: «Насморк должен проходить за семь дней!» И это действительно так. Эти заболевания не должны вызывать каких-то тяжелых состояний — таких, как отиты, синуситы, пневмонии, ангины. То есть если ребенок неделю с насморком сидит дома, потом выходит в детский сад, а через три-четыре недели снова заболевает — это нормально, как бы это ни пугало родителей. Особенно если речь идет об осенне-зимнем периоде, когда увеличена циркуляция вирусов.

Если у ребенка появилась заложенность носа, есть легкое покашливание, но они не критические — не обязательно сразу же оставлять его дома. Нос нужно промывать, следить за тем, как чувствует себя ребенок, — и продолжать водить его в детский сад.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИММУНИТЕТ

— У всех новорожденных детей он примерно одинаков. Многое будет зависеть от раннего периода жизни: как ребенок вскармливался — грудью или искусственно, как развивался в первый, второй год жизни, как часто и много общался с окружающими. Бывает так, что до садика ребенок, кроме бабушки и мамы с папой, никого и не видел, рос в условиях «инкубатора». Понятно, что в саду ему придется труднее, чем тем, у кого был более широкий круг общения. Современные родители не боятся вести свободный образ жизни — много гуляют с детьми на улице, путешествуют. С одной стороны, такие дети раньше начнут заболевать, так как они чаще встречаются с агентами. А вот в саду будут болеть меньше, чем те, кого оберегали от внешнего мира. Ведь детский сад — это та же модель мира, просто в нем находятся дети, которые изначально предрасположены к инфекциям. Но интересный факт: в саду дети болеют до тех пор, пока в их группе не установится микроклимат. А это происходит тогда, когда они «поделились» всеми инфекциями и по кругу переболели. Обычно это происходит где-то после двух лет посещения детского сада — эти дети, действительно, уже не болеют так часто. И это как раз связано с тем, что к этому времени вырабатывается коллективный иммунитет. 

ПРОМЫВАЙТЕ НОС РЕБЕНКУ ОБДУМАННО

— Промывание солевым раствором — это метод, о котором сейчас много говорят.  При появлении в аптечной сети большого количества этих растворов, процедура стала очень «модной»: все вдруг стали «мыть» носы детям. Но надо понимать, что, как и любой метод терапии, он имеет строгие показания. Есть смысл использовать его при эпидемии гриппа — то есть после прогулки на улице ребенку «вымывают» из носа те агенты, которые могли попасть в полость. Но промывать нужно именно физиологическим раствором — он не должен быть сильно  соленым. Другая ситуация, когда допустимо промывание носа, — это когда в носу ребенка в большом количестве образуется секрет, и его нужно выводить. Тогда используются либо нормотонические, либо гипертонические растворы. Можно просто увлажнять нос — когда наступает отопительный сезон и в комнатах воздух становится очень сухим. Из-за этого высыхает слизистая оболочка, и через нее легко проникают бактерии. В таких случаях рекомендовано не промывание, а орошение носа — легкий, как облачко, душ. Либо нужно использовать увлажнитель воздуха, чтобы создать нормальный микроклимат в помещении.